Афродита Каллипига
Мрамор. Римская копия греческого оригинала, голова и плечи — реставрация скульптора Альбачини (1735—1813).
Инв. № 6020.
Неаполь, Национальный археологический музей. Фото: С. И. Сосновский

Афродита Каллипига.

Мрамор. Римская копия греческого оригинала, голова и плечи — реставрация скульптора Альбачини (1735—1813).
Инв. № 6020.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Описание:
Худо­же­ст­вен­ные досто­ин­ства этой скульп­ту­ры, най­ден­ной в рай­оне Золо­то­го дома, наблюда­ют­ся в ее антич­ной части, ниж­ней, а голо­ва и пле­чи добав­ле­ны Аль­ба­чи­ни. Пра­виль­ность рестав­ра­ции во всех слу­ча­ях под­твер­жда­ет­ся срав­не­ни­ем с гем­ма­ми и брон­зой, что так­же ука­зы­ва­ет на то, что это была извест­ная работа. С тех пор как Пра­к­си­тель, со сво­ей Книди­ей, впер­вые обна­жил в IV в. до н. э. тело боги­ни кра­соты, элли­ни­сти­че­ское искус­ство изу­чи­ло тему обна­жен­ной жен­ской фигу­ры до мель­чай­ших подроб­но­стей. Мотив здесь трак­ту­ет­ся озор­ным и лег­ким сти­лем так назы­вае­мо­го элли­ни­сти­че­ско­го «роко­ко» II в. до н. э. и идил­ли­че­ская тема фон­та­на слу­жит пред­ло­гом для наготы боги­ни. Афро­ди­та, соби­раю­ща­я­ся купать­ся, под­ни­ма­ет одеж­ду и пово­ра­чи­ва­ет голо­ву, чтобы полю­бо­вать­ся отра­же­ни­ем в воде сво­их вели­ко­леп­ных яго­диц, оправ­ды­вая, воз­мож­но, совре­мен­ное наз­ва­ние Кал­ли­пи­га (греч. kallipygos, пре­крас­но­за­дая), оши­боч­но при­пи­сы­ва­е­мое этой ста­туе, тогда как на самом деле оно отно­сит­ся к зна­ме­ни­той ста­туе в хра­ме в Сира­ку­зах.

Сте­фа­но де Каро

Источники:
(сс) 2006 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
© 1996 г. Описание: Stefano De Caro, The National Archaeological Museum of Naples. Soprintendenza Archeologica di Napoli e Caserta. Electa, Napoli, 2001, p. 314.
Ключевые слова: мрамор статуя Венера Афродита Каллипига Kallipygos Прекраснозадая скульптор Карло Альбачини коллекция Фарнезе Инв № 6020