Портрет Помпея
Мрамор.
Сер. I в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Портрет Помпея.

Мрамор.
Сер. I в. до н. э.

Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Происхождение:
Най­ден в 1885 году в гроб­ни­це Лици­ни­ев близ Пор­та Пиа в Риме.

Описание:
К чис­лу антич­ных ори­ги­на­лов отно­сит­ся порт­рет Пом­пея в Нью-Карлс­берг­ской глип­то­те­ке в Копен­га­гене. Он был най­ден в 1885 году в гроб­ни­це Лици­ни­ев близ Пор­та Пиа в Риме вме­сте с дру­ги­ми памят­ни­ка­ми, что иск­лю­ча­ет вся­кое сомне­ние в его под­лин­но­сти. Это копия эпо­хи импе­ра­то­ра Клав­дия с ори­ги­на­ла, дати­ру­ю­ще­го­ся пери­о­дом I три­ум­ви­ра­та. Вре­мя созда­ния копии, несо­мнен­но, нало­жи­ло отпе­ча­ток на нее, но в осно­ве лежит рес­пуб­ли­кан­ский порт­рет со все­ми его харак­тер­ны­ми осо­бен­но­стя­ми. Лич­ность изо­бра­жен­но­го, опре­де­лен­ная на осно­ва­нии сход­ства с порт­ре­та­ми Пом­пея Вели­ко­го на моне­тах, не вызы­ва­ет сомне­ния. Порт­рет отно­сит­ся к послед­ним годам жиз­ни Пом­пея, когда он, нахо­дясь на вер­шине сла­вы после заво­е­ва­ния Малой Азии, возо­мнил себя вто­рым Алек­сан­дром Македон­ским, кото­ро­го он, как рас­ска­зы­ва­ет Плу­тарх, немно­го напо­ми­нал внешне: «Мяг­кие, отки­ну­тые назад воло­сы и живые, бле­стя­щие гла­за при­да­ва­ли ему сход­ство с изо­бра­же­ни­я­ми царя Алек­санд­ра (впро­чем, не столь­ко было истин­но­го сход­ства, сколь­ко с. 24 раз­го­во­ров о нем). Поэто­му вна­ча­ле, когда Пом­пею дава­ли имя это­го героя, он не отвер­гал его, так что неко­то­рые даже в насмеш­ку ста­ли назы­вать его Алек­сан­дром» (Плу­тарх, Пом­пей, II). Дей­ст­ви­тель­но, трак­тов­ка волос на голо­ве, хра­ня­щей­ся в Копен­га­гене, в какой-то мере схо­жа с живо­пис­но­стью при­чес­ки Алек­санд­ра Македон­ско­го. В лице Пом­пея, в его пок­ры­том мор­щи­на­ми невы­со­ком лбе, в выра­же­нии лег­ко­го стра­да­ния так­же замет­но под­ра­жа­ние порт­ре­там Алек­санд­ра. Но, несмот­ря на это, геро­иза­ция не полу­чи­лась; напро­тив, доми­ни­ру­ет трез­вая буд­нич­ность рим­ских порт­ре­тов. Буд­нич­ность не толь­ко во внеш­них чер­тах Пом­пея, в нек­ра­си­вом, обрюзг­шем лице с тол­стым носом и малень­ки­ми, как бы заплыв­ши­ми глаз­ка­ми; внут­рен­ний облик это­го чело­ве­ка — хотел это­го или нет худож­ник, испол­нив­ший его порт­рет, — лишен геро­и­че­ско­го подъ­ема. Пом­пей пери­о­да созда­ния это­го порт­ре­та, вре­ме­ни его борь­бы с Цаза­рем, сна­ча­ла тай­ной, а затем откры­той, — это чело­век бес­прин­цип­ный, обу­ре­ва­е­мый тще­сла­ви­ем, мня­щий себя вер­ши­те­лем судеб Рим­ской рес­пуб­ли­ки, но уже утра­тив­ший широту кру­го­зо­ра круп­но­го государ­ст­вен­но­го дея­те­ля, совер­шив­ший ряд оши­бок, при­вед­ших к его гибе­ли. Имен­но таким, само­до­воль­но огра­ни­чен­ным, но в то же вре­мя власт­ным и еще силь­ным пове­ли­те­лем изо­бра­зил его вая­тель.

Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 23—24, илл. 25.

комм.

комм.

комм.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские римлянин портрет портреты портретный портретная римский голова мрамор мужской портрет голова помпея гней помпей магн великий gnaeus pompeius magnus cneus cnaeus g52 из лициниевой гробницы лициниева гробница лициниев