Портрет Юлия Цезаря
Мрамор. Ок. 40 г. до н. э. Рим, Музей Торлония.

Портрет Юлия Цезаря.

Мрамор. Ок. 40 г. до н. э.

Рим, Музей Торлония.

Описание:
Сох­ра­ни­лись порт­ре­ты и гроз­но­го про­тив­ни­ка Пом­пея, Юлия Цеза­ря. Досто­вер­ных при­жиз­нен­ных изо­бра­же­ний его мы не зна­ем, хотя из сооб­ще­ний антич­ных авто­ров извест­но, что ста­туи Цеза­ря воз­дви­га­лись при его жиз­ни. Суще­ст­ву­ет мне­ние, что голо­ва в Бер­лин­ском музее, выпол­нен­ная, воз­мож­но, в Егип­те из чер­но­го базаль­та, была сде­ла­на при его жиз­ни, но это пред­по­ло­же­ние не полу­чи­ло широ­ко­го при­зна­ния. Древ­ней­шим, испол­нен­ным вско­ре после его смер­ти, сле­до­ва­тель­но, око­ло 40 года до н. э., счи­та­ет­ся пре­вос­ход­ный порт­рет в музее Тор­ло­ниа в Риме. Цезарь изо­бра­жен не как боже­ст­вен­ный Юлий, вели­кий пол­ко­во­дец и государ­ст­вен­ный дея­тель, каким мы его видим на дру­гих порт­ре­тах, но как про­стой чело­век послед­них дней жиз­ни, уста­лый и поста­рев­ший, утом­лен­ный непре­стан­ны­ми государ­ст­вен­ны­ми забота­ми, испол­нен­ный како­го-то внут­рен­не­го бес­по­кой­ства и печа­ли. В то же вре­мя лицо с. 25 это­го чело­ве­ка неза­у­ряд­но, в нем ощу­ща­ют­ся сдер­жан­ная сила и глу­бо­кий ум. Оно — пре­вос­ход­ная иллю­ст­ра­ция харак­те­ри­сти­ки Цеза­ря, дан­ной Плу­тар­хом: «...он сам доб­ро­воль­но бро­сал­ся нав­ст­ре­чу любой опас­но­сти и не отка­зы­вал­ся пере­но­сить какие угод­но труд­но­сти. Любовь его к опас­но­стям не вызы­ва­ла удив­ле­ния у тех, кто знал его често­лю­бие, но всех пора­жа­ло, как он пере­но­сил лише­ния, кото­рые, каза­лось, пре­вос­хо­ди­ли его физи­че­ские силы... Одна­ко он не исполь­зо­вал свою болез­нен­ность как пред­лог для изне­жен­ной жиз­ни, но, сде­лав сред­ст­вом исце­ле­ния воен­ную служ­бу, ста­рал­ся бес­пре­стан­ны­ми пере­хо­да­ми, скуд­ным пита­ни­ем, посто­ян­ным пре­бы­ва­ни­ем под откры­тым небом и лише­ни­я­ми победить свою сла­бость и укре­пить свое тело...» (Плу­тарх, Юлий Цезарь, XVII).

Вни­ма­тель­но пере­дан­ные внеш­ние чер­ты посмерт­но­го порт­ре­та Цеза­ря: под­черк­ну­тые ску­лы, впа­лые щеки и набух­шие меш­ки под гла­за­ми — вполне соот­вет­ст­ву­ют харак­те­ру позд­не­рес­пуб­ли­кан­ско­го порт­ре­та. Голо­ва Цеза­ря из музея Тор­ло­ниа — один из самых позд­них и в то же вре­мя наи­бо­лее выра­зи­тель­ных порт­ре­тов пре­дав­гу­стов­ско­го пери­о­да; она достой­но завер­ша­ет дол­гий путь раз­ви­тия рим­ско­го рес­пуб­ли­кан­ско­го порт­ре­та, при­вед­ший от вери­сти­че­ских обра­зов, нату­ра­ли­сти­че­ски вер­но и подроб­но пере­да­вав­ших лишь внеш­нее сход­ство, к более зна­чи­тель­ным изо­бра­же­ни­ям, рас­кры­ваю­щим внут­рен­ний мир чело­ве­ка, пред­вос­хи­щая в этом дости­же­ния рим­ско­го искус­ства после­дую­ще­го пери­о­да.


Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 24—25, илл. 26.

комм.
Рекомендуем ресторане, где можно вкусно поесть в Суздале - "Суздаль Inn"
Ключевые слова: скульптура γλυπτική sculptura рим ρώμη римлянин диктатор гай юлий цезарь g108 δικτάτορα γάιος ιούλιος καίσαρ dictator gaius julius caesar caius iulius портрет απεικόνιση римский портрет голова κεφάλι κεφαλή мрамор мужской портрет диктатор гай юлий цезарь g108 gaius julius caesar caius iulius инв № 512