Портрет Юлия Цезаря
Мрамор.
Ок. 50 г.
Высота: 39,5 см.
GR 1870.3—20.201 (Sculpture 1152).
Лондон, Британский музей.

Портрет Юлия Цезаря.

Мрамор.
Ок. 50 г.
Высота: 39,5 см.
GR 1870.3—20.201 (Sculpture 1152).

Лондон, Британский музей.

Происхождение:
Из хра­ма Афи­ны в При­ене (совр. Тур­ция).

Описание:
Голо­ва обго­ре­ла и силь­но повреж­де­на, ори­ги­наль­ная пра­вая сто­ро­на и зад­няя часть отсут­ст­ву­ют. Харак­тер­ные чер­ты порт­ре­та, осо­бен­но воло­сы и про­филь, очень близ­ки дру­гим изо­бра­же­ни­ям Юлия Цеза­ря. Цезарь, один из самых спо­соб­ных пол­ко­вод­цев Рима, о чем свиде­тель­ст­ву­ет заво­е­ва­ние им Гал­лии в 50-х годах до н. э., был вовле­чен в граж­дан­скую вой­ну, соп­ро­вож­дав­шую раз­ру­ше­ние рим­ской Рес­пуб­ли­ки. В 48 г. до н. э. он пере­сек реку Руби­кон, вошел в Рим и фак­ти­че­ски стал пер­вым граж­да­ни­ном. Его наме­ре­ние покон­чить с рес­пуб­ли­кан­ским стро­ем и уста­но­вить монар­хию ста­ло при­чи­ной его убий­ства в 44 г. до н. э. После­до­вав­шие за этим граж­дан­ские вой­ны завер­ши­лись пора­же­ни­ем Мар­ка Анто­ния и Клео­пат­ры и победой Окта­ви­а­на, при­ем­но­го сына Цеза­ря, кото­рый под име­нем Авгу­ста осно­вал Импе­рию.

Голо­ва была най­де­на, вме­сте с дру­ги­ми частя­ми скульп­тур, вклю­чая голо­ву Клав­дия, на полу цел­лы (глав­ное свя­ти­ли­ще) хра­ма Афи­ны, во вре­мя рас­ко­пок в 1868—1869 гг. Храм был посвя­щен Афине, точ­нее — Афине Поли­ас, бук­валь­но — «хра­ни­тель­ни­це горо­да». Над­пись­уве­ко­ве­чив­шая посвя­ще­ние хра­ма Алек­сан­дром Вели­ким, сох­ра­ни­лась в Бри­тан­ском музее, так же, как фраг­мен­ты колос­саль­ной куль­то­вой ста­туи боги­ни. В рим­ский пери­од храм был повтор­но посвя­щен Афине Поли­ас и Авгу­сту, что отра­жа­ло новое зна­че­ние импе­ра­тор­ско­го куль­та по всей импе­рии. Для раз­ме­ще­ния ста­туй и бюстов импе­ра­то­ра, его семьи и пред­ков стро­и­лись новые зда­ния, или, как в При­ене, при­спо­саб­ли­ва­лись суще­ст­ву­ю­щие свя­ти­ли­ща и хра­мы. Утвер­жда­лось, что пред­ки Цеза­ря напря­мую про­ис­хо­дят от Вене­ры через Аска­ния (Юла), сына Энея, тро­ян­ско­го царе­ви­ча, пере­брав­ше­го­ся со сво­и­ми людь­ми в Ита­лию. Пок­ло­не­ние импе­ра­тор­ской семье было осно­вой ново­го импер­ско­го поряд­ка и вызы­ва­ло про­тест хри­сти­ан и евре­ев, что вело к их пре­сле­до­ва­нию.


Литература:
S. Walker, Roman art (London, 1991), pp. 40—41, fig. 44.

Источники:
© Фото, текст: The British Museum.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские римлянин диктатор гай юлий цезарь g108 dictator gaius julius caesar caius iulius портрет портреты портретный портретная римский мрамор бюст мужской портрет юлия цезаря g108 gr 1870 3 20 201 sculpture 1152