Венера Эсквилинская
Паросский мрамор. Эпоха Адриана (117—138 гг.).Инв. № 1141.Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Залы Ламиевых садов Фото: С. И. Сосновский

Венера Эсквилинская.

Паросский мрамор. Эпоха Адриана (117—138 гг.).
Инв. № 1141.

Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Залы Ламиевых садов.

Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини.
Происхождение:
Най­де­на в 1874 г. в Риме в под­зем­ном поме­ще­нии на терри­то­рии быв­ших Лами­е­вых садов.

Описание:
Ста­туя, извест­ная как Вене­ра Эскви­лин­ская, изо­бра­жа­ет боги­ню, обвя­зы­ваю­щую воло­сы повяз­кой. Скульп­ту­ра пред­ста­ет без обе­их рук, посколь­ку совре­мен­ные гип­со­вые добав­ле­ния были уда­ле­ны. Вес тела пере­не­сен на пра­вую ногу, голо­ва и торс слег­ка нак­ло­не­ны впе­ред и впра­во, а левая нога согну­та.

Боги­ня пол­но­стью обна­же­на и лишь обу­та в сан­да­лии с ремеш­ка­ми, укра­шен­ны­ми сер­деч­ка­ми, кото­рые, веро­ят­но, были добав­ле­ны копи­и­стом; их фор­ма напо­ми­на­ет сан­да­лии у ста­туй II в. н. э.

Воло­сы, удер­жи­вае­мые повяз­кой, собра­ны на затыл­ке и пол­но­стью лише­ны како­го-либо све­то­те­не­во­го эффек­та. При­чес­ка, с харак­тер­ны­ми улит­ко­об­раз­ны­ми завит­ка­ми на лбу, напо­ми­на­ет муж­ские голо­вы стро­го­го сти­ля, в отли­чие от тела, кото­рое, нао­бо­рот, напо­ми­на­ет элли­ни­сти­че­ские прото­ти­пы. Кро­ме того, поло­же­ние рук и тор­са вызы­ва­ет опре­де­лен­ные ассо­ци­а­ции с Диа­ду­ме­ном Поли­кле­та.

Пьеде­стал, на кото­рый ста­туя опи­ра­ет­ся пра­вой ногой, сов­ме­щен с сосудом, укра­шен­ным орна­мен­та­ми в еги­пет­ском сти­ле, таки­ми как пуч­ки папи­ру­са и зме­и­ные коль­ца. Сосуд сто­ит на запол­нен­ной цве­та­ми шка­тул­ке и увен­чан тка­нью с дву­мя кра­я­ми, кото­рая изыс­кан­но спа­да­ет вниз, каса­ясь поста­мен­та ста­туи. Ваза и ткань — туа­лет­ные при­над­леж­но­сти, ука­зы­ваю­щие, что боги­ня гото­вит­ся к риту­аль­но­му купа­нию.

Скульп­ту­ра, най­ден­ная воз­ле вил­лы Палом­ба­ра, отно­сит­ся к эпо­хе Адри­а­на (117—138 гг. н. э.), о чем свиде­тель­ст­ву­ют стиль дра­пи­ров­ки, сан­да­лии, укра­ше­ние поста­мен­та и кон­траст меж­ду глад­кой поли­ро­ван­ной поверх­но­стью лица и отсут­ст­вие све­то­те­не­вых эффек­тов при пере­да­че волос.


Источники:
(сс) 2016 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная информация.
© 2018 г. Описание: Musei Capitolini.
© 2018 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские греческая мифология mythologia graeca romana афродита aphrodite венера venus статуя статуи statua statuae паросский мрамор эсквилинская люстральное купание омовение женская прическа повязка кобра змея сандалии horti lamiani ламиевы сады ламии инв № 1141
free counters