Группа Диониса и сатира
Мрамор. Римская декоративная работа II в. н. э.Инв. № 1375.Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, XIII. 3. Фото: С. И. Сосновский

Группа Диониса и сатира.

Мрамор. Римская декоративная работа II в. н. э.
Инв. № 1375.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, XIII. 3.

Происхождение:
Из окрест­но­стей Фра­с­ка­ти.

Описание:

Груп­па с Дио­ни­сом и сати­ром (табл. 75)

Выс. 2,20 м. Круп­но­зер­ни­стый жел­то­ва­тый мра­мор.

с. 705 Реста­ври­ро­ва­ны у Дио­ни­са: часть кон­чи­ка носа, кон­чи­ки трех пере­д­них паль­цев на пра­вой руке, длин­ная поло­са на зад­ней сто­роне лево­го пле­ча, ниж­няя часть лево­го запя­стья, левый ука­за­тель­ный и боль­шой паль­цы, кон­чик лево­го сред­не­го паль­ца, верх­няя часть куб­ка, внут­рен­няя часть левой щико­лот­ки, кон­чик боль­шо­го паль­ца на левой ноге, фраг­мент выше пра­во­го, кон­чик вто­ро­го и часть чет­вер­то­го паль­ца пра­вой ноги; у сати­ра: нос, губы, под­бо­ро­док, левая щека, кон­чи­ки вен­ка, заплат­ки на спине и пра­вой руке, левое пле­чо, фраг­мент в верх­ней части и на кон­це пас­ту­шье­го посо­ха (pedum), левый ука­за­тель­ный палец, заплат­ки на левом бед­ре, ниж­няя часть левой ноги со ступ­ней; на ство­ле дере­ва рядом с сати­ром: ниж­няя часть с частью сирин­ги; на ство­ле рядом с Дио­ни­сом: боль­шая поло­са на зад­ней сто­роне; у пан­те­ры: кон­чик мор­ды, уши, заплат­ки на пра­вой пере­д­ней лапе; на базе: части под левой ступ­ней сати­ра и ство­лом рядом, все края. Раз­ло­мы: наис­ко­сок через верх­нюю часть тела Дио­ни­са и сати­ра, выше лево­го лок­тя Дио­ни­са, на его левом запястье, через его коле­ни и ствол рядом, его левый голе­но­стоп­ный сустав и паль­цы пра­вой ноги; у сати­ра была сло­ма­на отсто­я­щая часть пра­вой руки, левая рука в лок­те и запястье, пас­ту­ший посох в трех местах; даль­ней­шие раз­ло­мы через его бед­ра, пра­вое коле­но, пра­вую голень, пра­вый голе­но­стоп­ный сустав и опо­ру меж­ду нога­ми; у пан­те­ры — через пра­вую зад­нюю лапу, меж­ду пра­вой пере­д­ней лапой и голо­вой ягнен­ка. Мно­го­чис­лен­ные тре­щи­ны. На пра­вом ство­ле верх­няя часть пере­ра­бота­на; там нахо­ди­лась опо­ра для левой руки сати­ра. Скульп­ту­ра силь­но зачи­ще­на.

Дио­нис сто­ит вер­ти­каль­но на манер Апол­ло­на Ликей­ско­го; голо­ва увен­ча­на плю­щом и гроз­дья­ми вино­гра­да; локо­ны спа­да­ют на пле­чи; рядом с пра­вой ногой сна­ру­жи обви­тый вино­град­ной лозой ствол дере­ва; рядом с ним сна­ру­жи впе­ред сидя­щая мор­дой к зри­те­лю пан­те­ра, кото­рая под­ни­ма­ет голо­ву к богу и кла­дет левую пере­д­нюю лапу на голо­ву ягнен­ка; левая рука Дио­ни­са с куб­ком поко­ит­ся на левом пле­че малень­ко­го сати­ра с воло­са­тым лоб­ком, кото­рый сто­ит рядом с ним, опи­ра­ясь на левую ногу, отста­вив назад пра­вую ногу с при­под­ня­той пят­кой, он кла­дет пра­вую руку за спи­ну бога и под­ни­ма­ет к нему голо­ву с вен­ком из пинии; опу­щен­ная левая рука дер­жит посох; рядом с левой ногой с наруж­ной сто­ро­ны ствол дере­ва, на кото­ром висит сирин­га. Худое тело­сло­же­ние сати­ра пред­став­ля­ет собой пол­ную про­ти­во­по­лож­ность пол­ным, мяг­ким фор­мам бога. У обо­их выре­за­ны зрач­ки глаз.

Гру­бо сра­ботан­ная груп­па, оче­вид­но, явля­ет­ся не копи­ей гре­че­ско­го ори­ги­на­ла, а неук­лю­жей рим­ской ком­по­зи­ци­ей раз­но­род­ных эле­мен­тов, изготов­лен­ной для деко­ра­тив­ных целей; груп­пи­ро­ва­ние сто­я­щей и шагаю­щей фигур про­из­во­дит очень пло­хое впе­чат­ле­ние. Такой же оцен­ки с. 706 заслу­жи­ва­ют все род­ст­вен­ные груп­пы, из кото­рых луч­шая нахо­дит­ся во Фло­рен­ции (Amelung Führer Nr. 140; там иду­щий Дио­нис сгруп­пи­ро­ван со сто­я­щим сати­ром). Уже поэто­му было совер­шен­но невер­но пред­по­ла­гать в любой из этих групп копию про­из­веде­ния Пра­к­си­те­ля, хотя отдель­ные эле­мен­ты ком­по­зи­ции зача­стую были заим­ст­во­ва­ны из про­из­веде­ний эпо­хи Пра­к­си­те­ля (Milani, Museo italiano di antich. dass. III S. 786 ff. Contra: Amelung, op. cit.; E. Sellers, Pliny’s chapters on the hist. of art S. 55; Helbig, см. ниже).

Най­де­на во вре­мя Пия VI вбли­зи Фра­с­ка­ти в при­над­ле­жа­щем гра­фу Жиро (Giraud) поме­стье Тену­та-ди-Море­на под руи­на­ми зда­ния, в кото­ром пред­по­ла­га­ли вил­лу Лици­ни­ев, от про­зви­ща кото­рых (Муре­на) поме­стье полу­чи­ло свое наз­ва­ние. Была сра­зу при­об­ре­те­на для Вати­ка­на (над­пись на осно­ва­нии спе­ре­ди), сна­ча­ла уста­нов­ле­на на месте Меле­а­г­ра, затем в Ротон­де (Gerhard-Platner, в указ. ниже месте).

Валь­тер Аме­лунг

Литература:
Giambattista Antonio Visconti, Ennio Quirino Visconti. Museo Pio-Clementino. T. 1: Statue del Museo Pio-Clementino, Roma, 1782. P. 79, tav. XLII;
P. Massi Indicazione antiquaria (1792) S. 19 Nr. 9;
Pistolesi V Taf. CXI;
Clarac 694, 1633;
Ernst Platner, Carl Bunsen, Eduard Gerhard, Wilhelm Röstell. Beschreibung der Stadt Rom. Stuttgart, 1834. S. 230 Nr. 21;
von Sybel Röm. Mitth. 1891 S. 242 Anm.;
Helbig Nr. 112.

Фото­гра­фии: Alinari 6518 (2); Anderson 1325 (2); Moscioni 2270; 1466 (cab.); Rocca 785 B; 399 D (cab.).

Источники:
(сс) 2006 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная информация.
© 1903 г. Описание: W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanischen Museums. Berlin, 1903. Band I. S. 704—706. Kat. Nr. 588.
© 2018 г. Перевод с нем. О. Л. Жалейко под ред. Г. Ранге.

комм.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские римская копия греческая мифология mythologia graeca статуя статуи statua statuae дионис dionysus сатир сатиры сатира сатиром сатиров satur saturus скульптурная группа статуя статуи statua statuae мрамор статуя группа диониса и сатира сатир сатиры дионис вакх бахус виноград виноградная гроздь винограда лагоболон lagobolon охотничья дубина флейта-сиринга флейта сиринга сиринкс свирель пана музыкальный инструмент музыкальные инструменты пантера фиговый лист плющевой венок из плюща кантар канфар kantharos вино коза козья голова инв № 1375