Группа Диониса и сатира.

Мрамор. Римская декоративная работа II в. н. э.
Инв. № 1375.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, XIII. 3.

Происхождение:
Из окрест­но­стей Фра­с­ка­ти.

Описание:

Груп­па с Дио­ни­сом и сати­ром (табл. 75)

Выс. 2,20 м. Круп­но­зер­ни­стый жел­то­ва­тый мра­мор.

с.705 Реста­ври­ро­ва­ны у Дио­ни­са: часть кон­чи­ка носа, кон­чи­ки трех перед­них паль­цев на пра­вой руке, длин­ная поло­са на зад­ней сто­роне лево­го пле­ча, ниж­няя часть лево­го запя­стья, левый ука­за­тель­ный и боль­шой паль­цы, кон­чик лево­го сред­не­го паль­ца, верх­няя часть куб­ка, внут­рен­няя часть левой щико­лот­ки, кон­чик боль­шо­го паль­ца на левой ноге, фраг­мент выше пра­во­го, кон­чик вто­ро­го и часть чет­вер­то­го паль­ца пра­вой ноги; у сати­ра: нос, губы, под­бо­ро­док, левая щека, кон­чи­ки вен­ка, заплат­ки на спине и пра­вой руке, левое пле­чо, фраг­мент в верх­ней части и на кон­це пас­ту­шье­го посо­ха (pedum), левый ука­за­тель­ный палец, заплат­ки на левом бед­ре, ниж­няя часть левой ноги со ступ­ней; на ство­ле дере­ва рядом с сати­ром: ниж­няя часть с частью сирин­ги; на ство­ле рядом с Дио­ни­сом: боль­шая поло­са на зад­ней сто­роне; у пан­те­ры: кон­чик мор­ды, уши, заплат­ки на пра­вой перед­ней лапе; на базе: части под левой ступ­ней сати­ра и ство­лом рядом, все края. Раз­ло­мы: наис­ко­сок через верх­нюю часть тела Дио­ни­са и сати­ра, выше лево­го лок­тя Дио­ни­са, на его левом запястье, через его коле­ни и ствол рядом, его левый голе­но­стоп­ный сустав и паль­цы пра­вой ноги; у сати­ра была сло­ма­на отсто­я­щая часть пра­вой руки, левая рука в лок­те и запястье, пас­ту­ший посох в трех местах; даль­ней­шие раз­ло­мы через его бед­ра, пра­вое коле­но, пра­вую голень, пра­вый голе­но­стоп­ный сустав и опо­ру меж­ду нога­ми; у пан­те­ры — через пра­вую зад­нюю лапу, меж­ду пра­вой перед­ней лапой и голо­вой ягнен­ка. Мно­го­чис­лен­ные тре­щи­ны. На пра­вом ство­ле верх­няя часть пере­ра­бота­на; там нахо­ди­лась опо­ра для левой руки сати­ра. Скульп­ту­ра силь­но зачи­ще­на.

Дио­нис сто­ит вер­ти­каль­но на манер Апол­ло­на Ликей­ско­го; голо­ва увен­ча­на плю­щом и гроз­дья­ми вино­гра­да; локо­ны спа­да­ют на пле­чи; рядом с пра­вой ногой сна­ру­жи обви­тый вино­град­ной лозой ствол дере­ва; рядом с ним сна­ру­жи впе­ред сидя­щая мор­дой к зри­те­лю пан­те­ра, кото­рая под­ни­ма­ет голо­ву к богу и кла­дет левую перед­нюю лапу на голо­ву ягнен­ка; левая рука Дио­ни­са с куб­ком поко­ит­ся на левом пле­че малень­ко­го сати­ра с воло­са­тым лоб­ком, кото­рый сто­ит рядом с ним, опи­ра­ясь на левую ногу, отста­вив назад пра­вую ногу с при­под­ня­той пят­кой, он кла­дет пра­вую руку за спи­ну бога и под­ни­ма­ет к нему голо­ву с вен­ком из пинии; опу­щен­ная левая рука дер­жит посох; рядом с левой ногой с наруж­ной сто­ро­ны ствол дере­ва, на кото­ром висит сирин­га. Худое тело­сло­же­ние сати­ра пред­став­ля­ет собой пол­ную про­ти­во­по­лож­ность пол­ным, мяг­ким фор­мам бога. У обо­их выре­за­ны зрач­ки глаз.

Гру­бо сра­ботан­ная груп­па, оче­вид­но, явля­ет­ся не копи­ей гре­че­ско­го ори­ги­на­ла, а неук­лю­жей рим­ской ком­по­зи­ци­ей раз­но­род­ных эле­мен­тов, изготов­лен­ной для деко­ра­тив­ных целей; груп­пи­ро­ва­ние сто­я­щей и шагаю­щей фигур про­из­во­дит очень пло­хое впе­чат­ле­ние. Такой же оцен­ки с.706 заслу­жи­ва­ют все род­ст­вен­ные груп­пы, из кото­рых луч­шая нахо­дит­ся во Фло­рен­ции (Amelung Führer Nr. 140; там иду­щий Дио­нис сгруп­пи­ро­ван со сто­я­щим сати­ром). Уже поэто­му было совер­шен­но невер­но пред­по­ла­гать в любой из этих групп копию про­из­веде­ния Пра­к­си­те­ля, хотя отдель­ные эле­мен­ты ком­по­зи­ции зача­стую были заим­ст­во­ва­ны из про­из­веде­ний эпо­хи Пра­к­си­те­ля (Milani, Museo italiano di antich. dass. III S. 786 ff. Contra: Amelung, op. cit.; E. Sellers, Pliny’s chapters on the hist. of art S. 55; Helbig, см. ниже).

Най­де­на во вре­мя Пия VI вбли­зи Фра­с­ка­ти в при­над­ле­жа­щем гра­фу Жиро (Giraud) поме­стье Тену­та-ди-Море­на под руи­на­ми зда­ния, в кото­ром пред­по­ла­га­ли вил­лу Лици­ни­ев, от про­зви­ща кото­рых (Муре­на) поме­стье полу­чи­ло свое наз­ва­ние. Была сра­зу при­об­ре­те­на для Вати­ка­на (над­пись на осно­ва­нии спе­реди), сна­ча­ла уста­нов­ле­на на месте Меле­а­г­ра, затем в Ротон­де (Gerhard-Platner, в указ. ниже месте).

Валь­тер Аме­лунг

Литература:
Giambattista Antonio Visconti, Ennio Quirino Visconti. Museo Pio-Clementino. T. 1: Statue del Museo Pio-Clementino, Roma, 1782. P. 79, tav. XLII;
P. Massi Indicazione antiquaria (1792) S. 19 Nr. 9;
Pistolesi V Taf. CXI;
Clarac 694, 1633;
Ernst Platner, Carl Bunsen, Eduard Gerhard, Wilhelm Röstell. Beschreibung der Stadt Rom. Stuttgart, 1834. S. 230 Nr. 21;
von Sybel Röm. Mitth. 1891 S. 242 Anm.;
Helbig Nr. 112.

Фото­гра­фии: Alinari 6518 (2); Anderson 1325 (2); Moscioni 2270; 1466 (cab.); Rocca 785 B; 399 D (cab.).

Источники:
(сс) 2006 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная информация.
© 1903 г. Описание: W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanischen Museums. Berlin, 1903. Band I. S. 704—706. Kat. Nr. 588.
© 2018 г. Перевод с нем. О. Л. Жалейко под ред. Г. Ранге.

комм.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: мрамор статуя группа Диониса и Сатира сатир сатиры Дионис Вакх Бахус виноград виноградная гроздь винограда лагоболон lagobolon охотничья дубина флейта-сиринга флейта сиринга сиринкс свирель Пана музыкальный инструмент музыкальные инструменты пантера фиговый лист плющевый венок из плюща кантар канфар kantharos вино коза козья голова Инв № 1375 XIII 3
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА