Элогий с базы статуи Друза Старшего, пасынка Августа
CIL. VI. 40330 = Inscr. It. XIII.3.9, 32, 37 = AE 1985, 42.
Гипсовый слепок. Оригинал: мрамор, 2 г. до н. э.
Высота 42 см, ширина 90 см, толщина 33 см, высота букв 3,5—6,3 см.
Инв. № MCR 286.Рим, Музей Римской культуры. Фото: О. В. Любимова

Элогий с базы статуи Друза Старшего, пасынка Августа.

CIL. VI. 40330 = Inscr. It. XIII.3.9, 32, 37 = AE 1985, 42.
Гипсовый слепок. Оригинал: мрамор, 2 г. до н. э.
Высота 42 см, ширина 90 см, толщина 33 см, высота букв 3,5—6,3 см.
Инв. № MCR 286.

Рим, Музей Римской культуры.

Происхождение:
Ори­ги­нал най­ден в Риме, в север­ной эксед­ре фору­ма Авгу­ста в 1925 г., нахо­дит­ся в Риме, в Музее Импе­ра­тор­ских фору­мов.

Описание:
AE 1985, 42

[Nero] Cl[a]ụdiu[s] Ti(beri) f(ilius)
[Dru]sus Geṛman[i]c̣us,
[co(n)s(ul)], pr(aetor) urb(anus), q(uaestor), aug(ur), imp(erator)
[app]ellaṭus ịn Germania.

Нерон Клав­дий Друз Гер­ма­ник, сын Тибе­рия, кон­сул, город­ской пре­тор, кве­стор, авгур, про­воз­гла­шён импе­ра­то­ром в Гер­ма­нии

с. 40 AE 1934, 151

Notizie degli scavi di antichità, 1933. P. 462, pl. XIII.


Друз, брат импе­ра­то­ра Тибе­рия.

Пять фраг­мен­тов над­пи­си, кото­рая нахо­ди­лась на три­ум­фаль­ной арке, пост­ро­ен­ной к севе­ру от хра­ма Мар­са Мсти­те­ля (арка Дру­за).

AE 1934, 151

с. 213

Drusus imperator appellatus in Germania
(Допол­не­ние к эло­гии Дру­за с фору­ма Авгу­ста)

В вышед­шем в свет в 1937 г. томе XIII.1 (Elogia) изда­ния Inscriptiones Italiae под редак­ци­ей А. Деграс­си, в чис­ле про­че­го, опуб­ли­ко­ва­ны — в боль­шин­стве сво­ём образ­цо­во — над­пи­си с баз ста­туй и почёт­ных плит (tabulae) вели­ких мужей, кото­рые укра­ша­ли форум Авгу­ста. Эта работа явля­ет собой зна­чи­тель­ный про­гресс по срав­не­нию с пуб­ли­ка­ци­я­ми его пред­ше­ст­вен­ни­ков, осо­бен­но Р. Пари­бе­ни, кото­рый издал наход­ки послед­них лет в жур­на­ле Notizie degli Scavi, 1933, P. 455—477. Деграс­си упо­рядо­чил мате­ри­ал сле­дую­щим обра­зом: 1) Эло­гии Энея и т. д. до Дру­за. 2) Эло­гии неиз­вест­ных лиц. 3) Фраг­мен­ты, кото­рые ему не уда­лось опре­де­лить точ­нее.

Одна­ко по край­ней мере два из этих фраг­мен­тов, на мой взгляд, отно­сят­ся к опре­де­лён­но­му эло­гию, а имен­но эло­гию Дру­за, пасын­ка Авгу­ста, кото­рый был най­ден в 1925 г., опуб­ли­ко­ван Пари­бе­ни в 1933 г., а у Деграс­си при­ведён на с. 15 под №9. Его мож­но допол­нить фраг­мен­та­ми №32 (с. 30) и №37 (с. 31), как пока­зы­ва­ет фото­мон­таж, при­ведён­ный на фак­си­ми­ле ниже.


с. 214 Тогда текст будет читать­ся:

[Nero] Cl[a]udiu[s] Ti(berii) f(ilius)
[Dru]sus Ge[r]man[i]cus
[co(n)s(ul)] pr(aetor) urb(anus) q(uaestor) aug(ur) imp(erator)
[app]ella[t]us in Germania

1) Фраг­мент 32 допол­ня­ет родо­вое имя Дру­за. Спер­ва сле­ду­ет задать­ся вопро­сом, дей­ст­ви­тель­но ли этот фраг­мент отно­сит­ся к эло­гию Дру­за, а не Мар­цел­ла (№8), где вслед­ст­вие уди­ви­тель­но­го сов­па­де­ния мра­мор­ный блок раз­бит почти на том же месте родо­во­го име­ни (в этом слу­чае тоже Клав­дий). Одна­ко более тща­тель­ная про­вер­ка пока­зы­ва­ет его при­над­леж­ность к эло­гию Дру­за. (На фраг­мен­те 32 линия раз­ло­ма, разо­рвав­шая бук­ву I, изо­гну­та, что луч­ше соот­вет­ст­ву­ет №9). Тот факт, что тол­щи­на это­го фраг­мен­та сего­дня состав­ля­ет все­го 7,5 см, конеч­но, не игра­ет ника­кой роли.

2) Что каса­ет­ся фраг­мен­та 37, то он, оче­вид­но, допол­ня­ет 2-ю и 3-ю стро­ки эло­гия, где полу­ча­ет­ся сле­дую­щий текст: imp / [app]ella[t]us in Germania. Уди­ви­тель­но, что это­го не заме­ти­ли ни Деграс­си, ни рецен­зен­ты его изда­ния. Всё же допол­ни­тель­ное дока­за­тель­ство ошиб­ки Деграс­си пред­став­ля­ет неко­то­рый инте­рес. Дей­ст­ви­тель­но, Пари­бе­ни уже пред­ло­жил [est appellat]us in Germania, но Деграс­си заме­нил этот текст на [Exstinct]us in Germania. Но в ретро­спек­ти­ве обос­но­ва­ние Деграс­си выглядит доволь­но сла­бым и нев­ра­зу­ми­тель­ным: victoriae de Germanis melius celebratae esse videntur in parte elogii quae desideratur1 (с. 16). Напро­тив, сего­дня мож­но видеть, что упо­ми­на­ние импе­ра­тор­ской акк­ла­ма­ции нахо­дит­ся как раз на сво­ём месте. Пари­бе­ни ошиб­ся толь­ко в том, что допол­нил [est appellat]us. Едва ли здесь есть место для гла­го­ла, на что ука­зал уже Деграс­си, и его отсут­ст­вие луч­ше соот­вет­ст­ву­ет сти­лю этих баз для ста­туй, над­пи­си на кото­рых, в отли­чие от над­пи­сей на мра­мор­ных пли­тах, огра­ни­чи­ва­ют­ся сухим пере­ч­нем имён и титу­лов. В любом слу­чае, текст, кото­рый Август поже­лал высечь в мра­мо­ре (веро­ят­но, он сам соста­вил над­пи­си для сво­его фору­ма), содер­жал бы боль­ше про­слав­ле­ний, чем ука­за­ние места смер­ти Дру­за (побеж­дён­ные тоже уми­ра­ют за гра­ни­цей; и о Варе тоже мож­но было бы ска­зать exstinctus in Germania), а имен­но — сооб­ще­ние о про­воз­гла­ше­нии Дру­за в Гер­ма­нии импе­ра­то­ром. Пара­докс состо­ит в том, что над­пись напо­ми­на­ет имен­но о том собы­тии, кото­рое Август, соглас­но Дио­ну Кас­сию (LIV.33.5) не желал при­зна­вать, когда услы­шал о нём впер­вые.

Допол­не­ние. Закон­чив напи­са­ние этой ста­тьи, я обна­ру­жил у С. При­ули (Priuli S. Osservazioni sul feriale di Spello // Tituli. Vol. 2. Roma, 1980. P. 50) снос­ку 16, где он ука­зы­ва­ет на при­над­леж­ность вто­ро­го фраг­мен­та к эло­гию Дру­за.

А. Вас­си­леу

c. 21 AE 1987, 65 Пан­те­он. Трид­цать четы­ре мра­мор­ные плит­ки, встав­лен­ные в купол и обна­ру­жен­ные в 1971 г. Сре­за­ны с памят­ни­ков, пред­ше­ст­ву­ю­щих прав­ле­нию Адри­а­на, на мно­гих сох­ра­ни­лись фраг­мен­ты над­пи­сей.

Cozza L. Città e Architettura nella Roma imperiale. Atti del Seminario del 27 ott. 1981 nel 25o Anniversario dell’Accad. di Danimarca (Analecta Romana Instituti Danici, suppl. X). Odense, 1983. P. 109—118.

с. 22 c) P. 118, n. 21. Фраг­мент эло­гия Дру­за с фору­ма Авгу­ста, с чте­ни­ем [app]ella[t]us, а не [extinct]us, как пред­ло­жил А. Деграс­си.

AE 1987, 65

c. 91 67 AE, 1985, 42 и 1987, 65c: [Nero] Cl[a]udiu[s] Ti(berii) f(ilius) / [Dru]sus Ge[r]man[i]cus, / [co(n)s(ul)], pr(aetor) urb(anus), q(uaestor), aug(ur), imp(erator) / [app]ella[t]us in Germania. Это эло­гий с базы ста­туи Дру­за, сто­яв­шей в боко­вой части фору­ма Авгу­ста в чис­ле ста­туй дру­гих выдаю­щих­ся мужей. Он был опуб­ли­ко­ван в 1933 г. на осно­ва­нии трёх повреж­дён­ных фраг­мен­тов, обна­ру­жен­ных в 1925 г. Р. Пари­бе­ни (Paribeni R. // NSA. 1933. P. 455—477 = AE, 1934,151); позд­нее он был вклю­чён в изда­ние Inscr. It., XIII. 3. № 9, одна­ко чте­ние послед­ней стро­ки отли­ча­лось от пер­во­го изда­ния. Впо­след­ст­вии эти три фраг­мен­та были соеди­не­ны с дву­мя более малень­ки­ми, обна­ру­жен­ны­ми тогда же и опуб­ли­ко­ван­ны­ми отдель­но в Inscr. It. XIII. 3. № 32 и 37, с. 92 содер­жа­ние кото­рых поз­во­ли­ло запол­нить послед­нюю стро­ку эло­гия Дру­за (эту опе­ра­цию совер­шен­но неза­ви­си­мо друг от дру­га про­де­ла­ли: Priuli S. Osservazioni sul feriale di Spello // Tituli. Vol. 2 (Miscellania). 1980. P. 50, n. 16; Vassileiou A. Drusus Imperator appellatus in Germania (Ergänzung des Drususelogiums auf dem Forum Augusti) // ZPE. Bd. 51. 1983. P. 213—214; Cozza L. Le tegole di marmo del Pantheon // Città e architettura nella Roma imperiale. Odense, 1983. P. 118, n. 21).

Ф. Юрле

При­ме­ча­ние пере­вод­чи­цы:

1Пред­став­ля­ет­ся, что про­слав­ле­ние побед в Гер­ма­нии было бы более умест­но в той части эло­гия, кото­рая утра­че­на.

Литература:
Paribeni R. // NSA. 1933. P. 460—461, № 82.
AE 1934, 151
Degrassi A. Inscriptiones Italiae. XIII.3. Roma, 1937. № 9, 32, 37.
Priuli S. Osservazioni sul feriale di Spello // Tituli. Vol. 2 (Miscellania). 1980. P. 50, n. 16
Vassileiou A. Drusus Imperator appellatus in Germania (Ergänzung des Drususelogiums auf dem Forum Augusti) // ZPE. Bd. 51. 1983. P. 213—214.
Cozza L. Le tegole di marmo del Pantheon // Città e architettura nella Roma imperiale. Odense, 1983. P. 118, n. 21; fig. 15.
AE 1985, 42
Castagnoli F. // BCAR. Vol. 91. 1986. P. 210.
AE 1987, 65c
CIL. VI. 40330
Chioffi L. // Iscrizioni greche e latine del Foro Romano e del Palatino. Inventario generale, inediti, revisioni. Roma, 1996. P. 114.
Hurlet F. Les collègues du prince sous Auguste et Tibère. Roma, 1997. P. 91—92, nt. 67.
Sehlmeyer M. Stadtrömische Ehrenstatuen der republikanischen Zeit. Historizität und Kontext von Symbolen nobilitären Standesbewußtseins. Stuttgart, 1999. S. 265.
Spannagel M. Exemplaria principis. Untersuchungen zu Entstehung und Ausstattung des Augustusforums. Heidelberg, 1999. S. 288—289
AE 1999, 181
Il Museo dei Fori Imperiali nei Mercati di Traiano / A cura di L. Ungaro. Milano, 2007. P. 162, № 220.

Источники:
(сс) 2009 г. Фото: О. В. Любимова (CC BY-SA 4.0).
© Текст надписи: Eagle. Electronic Archive of Greek and Roman Epigraphy.
© Комментарий: AE 1934, 151.
© Комментарий: Vassileiou A. Drusus Imperator appellatus in Germania (Ergänzung des Drususelogiums auf dem Forum Augusti) // ZPE. Bd. 51. 1983. P. 213—214.
© Комментарий: AE 1987, 65c
© Комментарий: Hurlet F. Les collègues du prince sous Auguste et Tibère. Roma, 1997. P. 91—92, nt. 67.
© 2018 г. Перевод: О. В. Любимова.
Ключевые слова: эпиграфика надпись надписи epigraphia римская римские почетная гипс гипсовый слепок nero claudius tiberi filius drusus germanicus consul praetor urbanus quaestor augur imperator appellatus exstinctus in germania нерон клавдий друз старший германик g137 консул городской претор квестор авгур император германия форум августа элогий почетная надпись cil vi 40330 inscr it xii 3 9 32 37 mcr 286 инв № mcr 286