Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № 987.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5. Фото: С. И. Сосновский

Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии.

Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № 987.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.

Описание:

28. Боль­шой сар­ко­фаг (табл. 6)

Выс. 1,07 м, дл. ок. 2,65 м, глуб. ок. 1,20 м. Круп­но­кри­стал­ли­че­ский свет­ло-серый мра­мор.

Допол­нен весь верх­ний край с пере­д­ней сто­ро­ны и боль­шие его фраг­мен­ты по бокам, почти пол­но­стью льви­ные голо­вы (левая в несколь­ких фраг­мен­тах) за иск­лю­че­ни­ем частей гри­вы и ушей на плос­ко­сти фона; у сати­ра в середине пра­вое пред­пле­чье, боль­шой палец и кон­чик сред­не­го паль­ца пра­вой руки (кон­чик одно­го паль­ца отсут­ст­ву­ет), все отде­лен­ные от плос­ко­сти фона части тир­са, за иск­лю­че­ни­ем фраг­мен­та, при­ле­гаю­ще­го к руке, неко­то­рые изги­бы и пра­вая пет­ля лен­ты на тир­се, боль­шой палец левой руки (одна руч­ка сосуда отсут­ст­ву­ет), пра­вая нога со ступ­ней, ниж­няя сви­саю­щая лапа и хвост шку­ры; у мена­ды там же голо­ва, шея, левое пле­чо с частью спи­ны, часть левой груди, левая рука, левая голень, почти вся левая ступ­ня, фраг­мен­ты скла­док (неко­то­рые отсут­ст­ву­ют); у пан­те­ры меж­ду ними пере­д­няя часть тела с голо­вой, пра­вая нога и голо­ва живот­но­го под левой лапой; у Эрота с пан­те­рой под левой льви­ной голо­вой отсут­ст­ву­ют пере­д­ний край сосуда, конец пра­вой ступ­ни и хвост живот­но­го (все было допол­не­но; име­ют­ся отвер­стия с брон­зо­вы­ми штиф­та­ми; нача­ло хво­ста у оде­я­ния пер­вой мена­ды сле­ва), нако­нец неко­то­рые заплат­ки на зад­них лапах; у Эрота с пан­те­рой под пра­вой льви­ной голо­вой вос­ста­нов­ле­на почти вся голо­ва Эрота с шеей, часть пра­во­го пред­пле­чья и левой голе­ни (левая ступ­ня и часть руч­ки сосуда у левой руки отсут­ст­ву­ют), часть пра­вой зад­ней лапы с фраг­мен­том фона (часть левой зад­ней лапы и левой пере­д­ней лапы с пра­вой ступ­ней Эрота были сло­ма­ны); встав­ле­на заплат­ка спра­ва над пра­вой льви­ной голо­вой; у пер­во­го сати­ра спра­ва вос­ста­нов­лен фраг­мент под левым коле­ном и вни­зу на пра­вой голе­ни, почти весь тирс за иск­лю­че­ни­ем части с.77 над и под рукой, почти вся лен­та на тир­се (была сло­ма­на пере­д­няя часть пра­вой руки, обе ноги в коле­нях, хвост и две сви­саю­щие лапы шку­ры, пра­вая нога вни­зу, пра­вая ступ­ня два­жды, левая над паль­ца­ми); у сле­дую­щей мена­ды вос­ста­нов­ле­на верх­няя часть левой ступ­ни с мизин­цем, часть пла­ща и апо­птиг­мы под левым лок­тем, фраг­мен­ты раз­ве­ваю­щих­ся скла­док под пра­вой рукой и спра­ва вни­зу (одна склад­ка отло­ма­на; была вос­ста­нов­ле­на, сох­ра­нил­ся брон­зо­вый штифт); у сле­дую­ще­го сати­ра вос­ста­нов­ле­на пере­д­няя часть пра­вой ступ­ни, пра­вое пред­пле­чье с кистью, за иск­лю­че­ни­ем трех паль­цев, ниж­ний конец тир­са с частью фона (один раз­лом про­хо­дит через голо­ву, вдоль левой руки и через левую кисть, дру­гой — через левую ступ­ню); у пан­те­ры почти пол­но­стью вос­ста­нов­ле­ны обе зад­ние лапы, две длин­ные поло­сы на фоне под пан­те­рой: у послед­ней мена­ды спра­ва вни­зу раз­лич­ные раз­ло­мы.

Над левой льви­ной голо­вой и сле­ва вни­зу под ней допол­не­на поло­са на фоне; у пер­вой мена­ды сле­ва верх­няя левая поло­ви­на голо­вы с поло­ви­ной лба, часть гла­за и щеки, часть шеи и косы рядом, фраг­мен­ты обо­их бедер, бо́льшая часть раз­ве­ваю­щих­ся скла­док сле­ва, паль­цы левой ноги, часть пра­во­го ука­за­тель­но­го паль­ца, нако­неч­ник тир­са, пет­ли и изги­бы лент бли­же к тир­су (неко­то­рые повреж­де­ния; левый ука­за­тель­ный палец был вос­ста­нов­лен; име­ет­ся брон­зо­вый штифт); у алта­ря вос­ста­нов­ле­ны три фраг­мен­та над и под ступ­ней сле­дую­ще­го сати­ра, левая часть гир­лян­ды; лежа­щая вни­зу мас­ка, с поло­сой в плос­ко­сти фона над ней, пол­но­стью совре­мен­ная; у сле­дую­ще­го сати­ра вос­ста­нов­лен кон­чик лево­го боль­шо­го паль­ца, пра­вая голень, два паль­ца пра­вой ноги, почти вся левая ступ­ня (отло­ман кон­чик лево­го ука­за­тель­но­го паль­ца, боль­шо­го паль­ца пра­вой ноги и верх­няя часть пас­ту­шье­го посо­ха (pedum); она была вос­ста­нов­ле­на; име­ют­ся брон­зо­вые штиф­ты на сох­ра­нив­шей­ся части и на месте при­со­еди­не­ния на пла­ще сле­дую­щей мена­ды); у сле­дую­щей мена­ды вос­ста­нов­лен фраг­мент края верх­ней тарел­ки ким­ва­ла, части раз­ве­ваю­щих­ся скла­док спра­ва и осо­бен­но вни­зу меж­ду ступ­ня­ми и рядом со ступ­ней преды­ду­ще­го сати­ра (пра­вый ука­за­тель­ный палец был вос­ста­нов­лен, сох­ра­нил­ся брон­зо­вый штифт); встав­ле­ны две боль­шие заплат­ки над и под флей­та­ми; у послед­не­го сати­ра вос­ста­нов­лен нос, середи­на туло­ви­ща и часть лево­го бед­ра; встав­ле­на боль­шая заплат­ка на фоне сле­ва.

И, нако­нец, были вос­ста­нов­ле­ны мно­гие части ниж­не­го края. Очень мно­го раз­ло­мов.

Сар­ко­фаг име­ет фор­му оваль­но­го чана-давиль­ни для вино­гра­да (ληνός), у кото­ро­го заим­ст­во­ва­ны и обе льви­ные голо­вы (см. Altmann, Architektur und Ornamentik d. ant. Sarkophage S. 46 ff.; по исто­рии этой фор­мы ср. так­же «микен­ские» лар­на­ки [λάρναξ, погре­баль­ная урна в фор­ме ящи­ка. — Прим. пер.] на Кри­те: Monum. dei Lincei 1895 S. 201 ff. Taf. 2 = Perrot-Chipiez, Histoire de l’art VI S. 456 Fig. 171; Ephem. arch. 1904 S. 1 ff. Fig. 9). В соот­вет­ст­вии с этой пер­во­на­чаль­ной фор­мой и в то же вре­мя с ука­за­ни­ем на веч­ные бла­жен­ства загроб­но­го мира на релье­фах изо­бра­же­ны с.78 дио­ни­сий­ские тан­цы. В цен­тре пере­д­ней сто­ро­ны сар­ко­фа­га меж­ду льви­ны­ми голо­ва­ми тан­цу­ют моло­дой сатир (сле­ва) и мена­да; на сати­ре венок из вет­вей пинии (corona pinea); он при­под­нял­ся на цыпоч­ки и выста­вил впе­ред пра­вую ногу;
в вытя­ну­той назад пра­вой руке он дер­жит тирс (здесь, как и на всех дру­гих тир­сах релье­фа, име­ет­ся бант с раз­ве­ваю­щи­ми­ся лен­та­ми и на обо­их кон­цах навер­шие в виде шиш­ки пинии, из кото­ро­го высту­па­ет реб­ри­стый заост­рен­ный конец; здесь, как у боль­шин­ства тир­сов, оно пра­виль­но вос­ста­нов­ле­но по несколь­ким сох­ра­нив­шим­ся); в вытя­ну­той впе­ред опу­щен­ной левой руке он дер­жит кубок; через левую руку пере­бро­ше­на раз­ве­ваю­ща­я­ся шку­ра пан­те­ры. Мена­да напро­тив него так­же при­под­ня­ла пят­ки и отста­ви­ла назад левую ногу; на ней надет под­по­я­сан­ный пеп­лос, кото­рый настоль­ко рас­пах­нул­ся, что при­кры­та толь­ко часть спи­ны; пра­виль­но вос­ста­нов­лен­ная голо­ва с вино­град­ным вен­ком в воло­сах запро­ки­ну­та назад;
в вытя­ну­той впе­ред и вверх левой руке она дер­жит тим­пан с розет­кой в цен­тре, в вытя­ну­той назад и вниз пра­вой руке — тирс. Меж­ду тан­цу­ю­щи­ми на зем­ле иду­щая напра­во пан­те­ра, кото­рая кла­дет пере­д­нюю левую лапу на голо­ву бара­на и пово­ра­чи­ва­ет свою голо­ву вверх, глядя на сосуд сати­ра; ее тело обви­то вино­град­ной лозой. Под обе­и­ми льви­ны­ми голо­ва­ми с каж­дой сто­ро­ны обра­щен­ная к середине пан­те­ра, обо­ра­чи­ваю­ща­я­ся на Эрота, кото­рый сидит боком у нее на спине и дер­жит в выстав­лен­ной нару­жу руке боль­шой кубок.
Спра­ва от пра­вой льви­ной голо­вы еще две пары; сна­ча­ла сатир в сос­но­вом вен­ке (corona pinea), обра­щен­ный впра­во, так­же при­под­няв­ший­ся на нос­ках, с отстав­лен­ной назад пра­вой ногой; отведен­ной назад под­ня­той пра­вой рукой он под­ни­ма­ет конец шку­ры пан­те­ры, кото­рая дру­гим кон­цом пере­ки­ну­та через опу­щен­ную спе­ре­ди левую руку; левая рука дер­жит тирс; на зем­ле пас­ту­ший посох. Напро­тив него мена­да в пеп­ло­се, высо­ко опо­я­сан­ном поверх апо­птиг­мы; она тан­цу­ет на цыпоч­ках, выста­вив впе­ред левую ногу; опу­щен­ной впе­ред левой рукой она дер­жит конец хла­миды, дру­гой конец кото­рой пере­бро­шен через протя­ну­тую назад левую руку; на ладо­ни нахо­дит­ся пле­те­ная кор­зи­на (λίκνον) с с.79 обер­ну­тым фал­ло­сом (см. Pringsheim, Archäologische Beiträge zur Geschichte des eleusin. Kultus S. 32 Anm. 1); воло­сы слег­ка нак­ло­нен­ной голо­вы схва­че­ны дву­мя тон­ки­ми лен­та­ми; на затыл­ке раз­ве­ваю­щий­ся пучок рас­пу­щен­ных локо­нов (при­чес­ка Афро­ди­ты Книд­ской). Затем сно­ва сатир в сос­но­вом вен­ке, кото­рый, тан­цуя, при­под­ни­ма­ет­ся на левой ноге, запро­ки­нув назад пра­вую под­ня­тую ногу; левая рука с тир­сом опу­ще­на назад, вытя­ну­тая впе­ред пра­вая рука дер­жит за лен­точ­ку тим­пан; за левой ногой пры­гаю­щая впра­во пан­те­ра, под­ни­маю­щая голо­ву к сати­ру; здесь изо­бра­же­ние завер­ша­ет­ся фигу­рой спо­кой­но сто­я­щей анфас мена­ды в пеп­ло­се, опо­я­сан­ном поверх апо­птиг­мы; она пово­ра­чи­ва­ет слег­ка нак­ло­нен­ную увен­чан­ную голо­ву нале­во к сати­ру; пра­вая рука с куб­ком опу­ще­на, под­ня­тая левая рука под­дер­жи­ва­ет тирс. Сле­ва от левой льви­ной голо­вы тан­цу­ет, при­под­няв­шись на цыпоч­ки, обра­щен­ная вле­во мена­да в пеп­ло­се, опо­я­сан­ном поверх апо­птиг­мы; слег­ка выста­вив впе­ред левую ногу, она пово­ра­чи­ва­ет назад голо­ву с вен­ком из вино­град­ных листьев, скло­няя ее к лево­му пле­чу; левая рука вытя­ну­та впе­ред и вверх и дер­жит один край хла­миды, кото­рая сво­бод­но лежит вокруг лево­го пле­ча, а дру­гой ее конец, раз­ве­ва­ясь, спа­да­ет за спи­ной; вытя­ну­тая впе­ред опу­щен­ная пра­вая рука при­дер­жи­ва­ет лежа­щий на пле­че тирс; напро­тив нее ско­рее пры­гаю­щий, чем тан­цу­ю­щий сатир в сос­но­вом вен­ке с высо­ко под­ня­той пра­вой ногой, левая рука вски­ну­та вверх хва­та­тель­ным дви­же­ни­ем, в опу­щен­ной пра­вой — лежа­щий на пле­че пас­ту­ший посох; меж­ду обо­и­ми алтарь с гир­лян­дой, а на нем мас­ка Силе­на, увен­чан­ная вен­ком из плю­ща; на зем­ле меж­ду нога­ми сати­ра мас­ка сати­ра с вино­град­ным вен­ком; обе мас­ки пол­но­стью выдолб­ле­ны; далее сле­ва мена­да, под­няв­ша­я­ся на цыпоч­ки, слег­ка отста­вив назад левую ногу; пеп­лос, опо­я­сан­ный поверх апо­птиг­мы, остав­ля­ет откры­тым левое пле­чо и левую ногу; раз­ве­ваю­ща­я­ся хла­мида обви­ва­ет­ся вокруг обе­их рук; воло­сы собра­ны как у Вене­ры Книд­ской и пере­вя­за­ны дву­мя лен­та­ми; обе руки с литав­ра­ми вытя­ну­ты дале­ко впе­ред; завер­ша­ет сце­ну тан­цу­ю­щий сатир в сос­но­вом вен­ке, обра­щен­ный к мена­де спи­ной с.80 (пра­вая нога под­ня­та назад), в то вре­мя как его голо­ва повер­ну­та назад к мена­де; в ту же сто­ро­ну опу­ще­на левая рука с дву­мя флей­та­ми, пра­вая рука вски­ну­та в сто­ро­ну откры­тым жестом, слов­но в изум­ле­нии. Навер­ху сар­ко­фаг обрам­лен иони­че­ским кима­ти­ем с вали­ком; под ниж­ней план­кой венок из вер­ти­каль­ных акан­то­вых листьев; оба орна­мен­та нахо­дят­ся толь­ко там, где есть рельеф; обрат­ная сто­ро­на остав­ле­на необ­ра­ботан­ной, так же как и внут­рен­няя поверх­ность.

Испол­не­ние деко­ра­тив­но эффект­но, но без внут­рен­ней жиз­ни. Неко­то­рые из исполь­зо­ван­ных здесь типов сно­ва при­сут­ст­ву­ют на дру­гих мону­мен­тах: так, напри­мер, сатир из цен­траль­ной груп­пы на релье­фе в Лув­ре (Hauser, в указ. ниже месте, S. 90 Nr. 8), диск в Неа­по­ле (там же Nr. 9); похож на диск в Бро­уд­л­энд­се (Nr. 10; Nr. 11 ваза в Палац­цо Кор­си­ни во Фло­рен­ции, на кото­рой так­же появ­ля­ет­ся этот сатир, веро­ят­но совре­мен­ная); мена­да с лик­но­ном на фраг­мен­те релье­фа в Сток­голь­ме (Phot. Lagrelius Nr. 197); сатир послед­ней груп­пы спра­ва на путе­а­ле [камен­ная огра­да вокруг коло­д­ца. — Прим. пер.] коро­ле­вы Кри­сти­ны (Hauser, S. 93 Nr. 13 c; см. Galleria de’ candelabri Nr. 134 A); чаще все­го встре­ча­ет­ся мена­да из цен­траль­ной груп­пы: на релье­фе в Инс-Блан­делл-Хол­ле (Hauser, S. 87 Nr. 3), на сар­ко­фа­ге из гроб­ни­цы Лици­ния Крас­са на виа Сала­риа (Hauser, S. 92), на релье­фе на Вил­ле Аль­ба­ни (там же, Nr. 13 a), на путе­а­ле в палац­цо Дориа в Риме (Matz-Duhn, Antike Bildwerke in Rom III Nr. 3672, IV) и в груп­пе из Гити­о­на в Пело­пон­не­се, ныне в Афи­нах (Pervanoglu, Annali d. I. 1866 S. 272 tav. P 2; S. Reinach, Répertoire de la statuaire II 1 S. 147 Nr. 2); в слег­ка изме­нен­ном виде на кан­де­ляб­ре в Лув­ре (Salle de la Pallas de Velletri Nr. 500; Clarac 137/138; вокруг пра­вой руки обви­та змея) и на гем­ме из стек­лян­ной пас­ты (Furtwängler, Antike Gemmen Taf. XXXVI 37). Все эти изо­бра­же­ния, оче­вид­но, про­ис­хо­дят от более древ­не­го, кото­рое дошло до нас лишь в виде очень неболь­шой, к сожа­ле­нию, силь­но фраг­мен­ти­ро­ван­ной копии, кото­рую Трой счи­та­ет мена­дой Ско­па­са; тим­па­ну соот­вет­ст­во­ва­ла бы козоч­ка, тир­су — нож (см. Treu, Mélanges Perrot S. 317 ff. и в указ. ниже месте).

с.81 Сар­ко­фаг был най­ден в середине октяб­ря 1777 года при рас­коп­ках фун­да­мен­та сего­дняш­ней риз­ни­цы Св. Пет­ра, внут­ри были обна­ру­же­ны два ске­ле­та; судя по най­ден­ной тогда же над­пи­си, это, веро­ят­но, ске­ле­ты двух хри­сти­ан — Иоан­на и Тици­а­на. Кости были захо­ро­не­ны на клад­би­ще, где хоро­ни­ли нем­цев, сар­ко­фаг сра­зу же посту­пил в Вати­кан­ский музей.

Валь­тер Аме­лунг

Литература:
Cancellieri De secretariis novae basilicae vaticanae III S. 1442 (m. Abb.);
Visconti Museo Pio-Clementino IV Taf. XXIX, * XXIX;
Massi Indicazione antiquaria (1792) S. 22 Nr. 3;
Zoega bei Welcker Zeitschrift S. 391;
Fea Nuova descrizione S. 97;
Pistolesi IV Taf. LXXXVIII;
Millin Galérie mythologique Pl. LXIII 268;
Guigniaut Réligions de l’antiquité Pl. CXX 482;
Zoega De origine et usu obeliscorum S. 333 Anm. 45;
idem bei Welcker Zeitschrift S. 391 ff.;
Gerhard-Platner S. 133 ff. Nr. 37;
Braun Ruinen u. Museen Roms S. 296 Nr. 47;
Hauser Neu-attische Reliefs S. 89 ff.;
Helbig Nr. 140;
v. Sybel Weltgeschichte d. Kunst 2 S. 442;
Treu Dresdner Jahrbuch 1905 S. 12 Abb. 10.

Фото­гра­фии: Alinari 6655 (3); Anderson 1442 (3); Moscioni 384.

Источники:
(сс) 2005 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
2016. Текст: музейная информация.
© 1908 г. Описание: W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanischen Museums. Berlin, 1908. Band II. S. 76—81. Kat. Nr. 28.
© 2018 г. Перевод с нем. О. Л. Жалейко под ред. Г. Ранге.

комм.
Ключевые слова: белый наксосский мрамор рельеф дионисийский саркофаг ленос lenos дионисийские сцены дионисийские мистерии дионисийская процессия тиас тиаз фиас фиаз Диониса Дионис Вакх Бахус эрот эроты Эрос амур амуры Купидон верхом на пантере пантера танец танцующий сатир сатиры цветочный пиниевый сосновый венок corona pinea пастуший пастушеский посох лагоболон lagobolon звериная шкура пантеры танцующая менада менады женская одежда тирс лента кантар канфар kantharos вино львиная протома львиная голова льва лев козлиная козел баран баранья голова акант аканф овы ovolo шкатулка корзина киста циста PE 5 Инв № 987