Надгробие Гатерия
Мрамор. 79—80 гг.Рим, Латеранский музей.

Надгробие Гатерия.

Мрамор. 79—80 гг.

Рим, Латеранский музей.

Происхождение:
Из семей­но­го скле­па Гате­ри­ев близ Рима, откры­том в пер­вой поло­вине XIX века.

Описание:
К той же груп­пе порт­ре­тов лиц сред­не­го сос­ло­вия отно­сят­ся порт­ре­ты супру­гов Гате­ри­ев. В семей­ном скле­пе Гате­ри­ев близ Рима, откры­том еще в пер­вой поло­вине XIX века, были най­де­ны два скульп­тур­ных бюста, поме­щен­ных в свое­об­раз­ных нишах-хра­ми­ках с дву­мя колон­на­ми и неболь­шим фрон­тон­чи­ком. По вре­ме­ни их отно­сят к 79—80 годам, к нача­лу прав­ле­ния Тита. Оба порт­ре­та пред­став­ля­ют собой реа­ли­сти­че­ские бес­по­щад­ные изо­бра­же­ния. Фигу­ра Гате­рия, ста­ре­ю­ще­го муж­чи­ны с поредев­ши­ми вью­щи­ми­ся воло­са­ми, изо­бра­же­на почти по пояс. На левое пле­чо наки­нут плащ, обра­зу­ю­щий мяг­кие, глу­бо­кие склад­ки, у осно­ва­ния бюста — змея — изо­бра­же­ние, свя­зан­ное, по-види­мо­му, с загроб­ным куль­том. Рань­ше ее объ­яс­ня­ли как знак вра­чеб­ной про­фес­сии Гате­рия. Пово­рот голо­вы — сво­бод­ный и живой. Голо­ва выпол­не­на с иск­лю­чи­тель­ным мастер­ст­вом: воло­сы кажут­ся жест­ки­ми и доволь­но ред­ки­ми, кожа — рых­лой и жир­ной, осо­бен­но на лбу; выра­зи­те­лен рот с тол­сты­ми губа­ми — выдви­ну­тая впе­ред ниж­няя губа при­да­ет Гате­рию пре­зри­тель­ное выра­же­ние. Это лицо чело­ве­ка, зна­ко­мо­го с пре­врат­но­стя­ми судь­бы, у него нет иллю­зий, он очень про­за­и­чен. Его жена так­же [с.43] изо­бра­же­на с боль­шим мастер­ст­вом. Ее неболь­шие гла­за, смот­ря­щие рав­но­душ­но и холод­но, и плот­но сжа­тый рот с тон­ки­ми губа­ми свиде­тель­ст­ву­ют о черст­во­сти нату­ры. Мод­ная при­чес­ка с тща­тель­ной гори­зон­таль­ной завив­кой еще боль­ше под­чер­ки­ва­ет ее буд­нич­ность и мелоч­ность. Спе­ци­фи­че­ски рим­ский, без иде­а­ли­за­ции, реа­лизм над­гроб­ных порт­ре­тов Гате­ри­ев поз­во­ля­ет видеть в них про­дол­же­ние рим­ских рес­пуб­ли­кан­ских над­гроб­ных скульп­тур, суще­ст­во­вав­ших и в эпо­ху ран­ней Импе­рии.

Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 42—43, илл. 64.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura рим погребальная скульптура погребальный погребальные рельеф мрамор рельеф мужской портрет надгробие гатерии гатерий змея