Падение Фаэтона
Мрамор. Римская работа II в.
Инв. №№ А. 985, ГР. 11304.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Фото: С. И. Сосновский

Падение Фаэтона.

Мрамор. Римская работа II в.
Инв. №№ А. 985, ГР. 11304.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Посту­пил из управ­ле­ния Петер­гоф­ско­го двор­ца-музея. 1929 г.

Описание:

19. Пере­д­няя панель сар­ко­фа­га: Фаэ­тон (илл. 44—47)

Инв. № А. 985.

Раз­ме­ры: выс. 0,98 м; дл. 1,83 м.

Мате­ри­ал: мел­ко­зер­ни­стый белый мра­мор.

Про­ис­хож­де­ние: Посту­пи­ла в Эрми­таж в 1929 г. из управ­ле­ния Петер­гоф­ско­го двор­ца-музея. В 1857 г. нахо­ди­лась у анти­ква­ра Депо­лет­ти в Риме. Позд­нее была при­об­ре­те­на гер­цо­ги­ней М. Н. Лейх­тен­берг­ской и до 1929 г. нахо­ди­лась в Петер­го­фе во двор­це гер­цо­га Лейх­тен­берг­ско­го.

Состо­я­ние: Отсут­ст­ву­ет пра­вая часть пере­д­ней стен­ки, отсут­ст­ву­ю­щие фигу­ры кото­рой были вос­ста­нов­ле­ны во вре­мя рестав­ра­ции. Линия при­со­еди­не­ния вос­ста­нов­лен­ной части про­хо­дит через грудь Авро­ры, а так­же Эрида­на. Кро­ме того, у антич­ной части допол­не­ны пра­вый верх­ний угол и отдель­но от него голо­ва Авро­ры. Отби­ты: голо­ва доче­ри Гелиоса рядом с сидя­щим Фаэ­то­ном, пра­вая рука Авро­ры, кисть левой руки Фаэ­то­на и ноги коней. Лица Фаэ­то­на, Кик­на и доче­рей Гелиоса повреж­де­ны. Вос­ста­нов­ле­ны голо­вы Феба, Дисис, Дио­с­ку­ров, руки Кик­на и ноги Фаэ­то­на; мно­го­чис­лен­ные новые заплат­ки нахо­дят­ся на телах Феба, Дисис, Дио­с­ку­ров и коней. Неко­то­рые части допол­не­ны. Веро­ят­но, рестав­ра­ция была про­веде­на, когда рельеф нахо­дил­ся у Депо­лет­ти.

Лите­ра­ту­ра:
C. Robert, Die antiken Sarkophag-Reliefs, III, 3. Einzelmythen: Niobiden — Triptolemos, Ungedeutet, Berlin 1919. S. 427 Nr. 344, Taf. 113 Abb. 344.
F. Gerke, Die christlichen Sarkophage der vorkonstantinischen Zeit (= Studien zur spätantiken Kunstgeschichte 11), Berlin 1940. S. 24 Anm. 1.

Сох­ра­нив­ший­ся фраг­мент при­над­ле­жал левой части фрон­таль­ной стен­ки сар­ко­фа­га. Вос­ста­нов­лен­ный в новое вре­мя через всю вер­ти­каль релье­фа боль­шой кусок пра­вой части не вос­ста­нав­ли­ва­ет ком­по­зи­цию в целом, а толь­ко рекон­стру­и­ру­ет частич­но отби­тые фигу­ры. К. Роберт опи­сал сце­ну и отсут­ст­ву­ю­щую часть, срав­ни­вая их с хра­ня­щим­ся в Вероне фраг­мен­том1, где спра­ва изо­бра­же­на прось­ба Фаэ­то­на.

На пер­вый взгляд, ком­по­зи­ция кажет­ся хао­тич­ной и бес­по­рядоч­ной, настоль­ко вели­ко коли­че­ство выдер­жан­ных в раз­ном мас­шта­бе фигур. Но выде­ле­ние отдель­ных групп дает воз­мож­ность охва­тить фигу­ры в их сово­куп­но­сти. Середи­ну зани­ма­ет без­ды­хан­ная фигу­ра падаю­ще­го Фаэ­то­на. Над ним нахо­дят­ся облом­ки колес­ни­цы и испу­ган­ные кони, кото­рых Дио­с­ку­ры пыта­ют­ся усми­рить, а так­же Авро­ра и пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ные вет­ры, почти не воз­вы­шаю­щи­е­ся над плос­ко­стью фона. Сле­ва появ­ля­ют­ся две боль­шие фигу­ры: Дисис и Феб. Вни­зу изо­бра­же­ны скор­бя­щие фигу­ры доче­рей Гелиоса и Кик­на с лебедем, а так­же алле­го­рия реки Эридан в обра­зе боро­да­то­го стар­ца. Жен­ские фигу­ры спра­ва — Горы, оли­це­тво­ря­ю­щие вре­ме­на года или вре­ме­на суток.

Зна­чи­тель­но выде­ля­ет­ся груп­па доче­рей Гелиоса и Кик­на. Их застыв­шие скорб­ные жесты эффект­но кон­тра­сти­ру­ют с дина­ми­кой окру­жаю­щих их фигур. Даже спо­соб испол­не­ния этой груп­пы пер­со­на­жей в ниж­нем ряду несколь­ко дру­гой: мел­кие склад­ки оде­я­ний, неесте­ствен­но вытя­ну­тые про­пор­ции тела и с.46 эмо­цио­наль­ное наст­ро­е­ние отли­ча­ют их от холод­ных, тра­ди­ци­он­но выпол­нен­ных обра­зов Феба, Дио­с­ку­ров и Гор. Эти сти­ле­вые осо­бен­но­сти еще близ­ки позд­не­ан­то­ни­нов­ским памят­ни­кам2.

Харак­тер­ные осо­бен­но­сти релье­фа — раз­ли­чия фигур по вели­чине, сту­пен­ча­тое стро­е­ние ком­по­зи­ции и раз­лич­ная высота релье­фа, начи­ная от объ­ем­ных фигур, при­бли­жаю­щих­ся к круг­лой скульп­ту­ре, и до фигур, почти не воз­вы­шаю­щих­ся над плос­ко­стью фона. Частое при­ме­не­ние свер­ла под­чер­ки­ва­ет выра­жен­ную игру све­та и тени.

Рим­ская работа. 190—235.

И. И. Савер­ки­на
1C. Robert, Die antiken Sarkophag-Reliefs, III, 3. Einzelmythen: Niobiden — Triptolemos, Ungedeutet, Berlin 1919. S. 427—428 Nr. 345, Taf. 113 Abb. 345.

2Ср., напри­мер, релье­фы сар­ко­фа­га с мифом о Медее в Базе­ле: M. Schmidt, Der Basler Medeasarkophag (= Monumenta artis antiquae 3), Tübingen o. J., Taf. 10, 16.

Источники:
(сс) 2018 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная информация (2006 г.).
© 1979 г. Описание: Saverkina I. I. Römische Sarkophage in der Ermitage. Akademie-Verlag, Berlin, 1979. S. 45—46, Kat. Nr. 19, Taf. 44—47.
© 2018 г. Перевод с нем. О. Л. Жалейко под ред. Г. Ранге.

комм.
Ключевые слова: стенка саркофага саркофаг мрамор римская работа падение Фаэтона Фаэтон крылья колесница конь кони лошадь лошади всадник всадники Полидевк Кастор Поллукс Диоскуры река Эридан По Гелиада Гелиады Феба Гелия Этерия Лампетия Кикн лебедь Инв № А 985 ГР 11304