Детский саркофаг с изображением сцены из жизни мальчика. Передняя панель.

Белый мрамор.
Конец III в. н. э.
Инв. № 411.

Равенна, Национальный музей.

Происхождение:
Из Рима.

Описание:
САРКОФАГ МАЛЬЧИКА
Белый мра­мор. Рим. Третья чет­верть III в. н. э.
Инв. № 411.

Сар­ко­фаг, пред­на­зна­чен­ный для тела маль­чи­ка, укра­шен релье­фа­ми с трех сто­рон. На фрон­таль­ном релье­фе в ком­по­зи­ци­он­ном цен­тре рас­по­ло­жен харак­тер­ный для язы­че­ской ико­но­гра­фии сюжет обу­че­ния фило­со­фии. На низ­ком сту­ле сидит юно­ша со свит­ком в руках; у его ног лежит связ­ка свит­ков. Он обра­ща­ет­ся к жен­ской фигу­ре, кото­рая вни­ма­тель­но его слу­ша­ет. Сле­ва изо­бра­же­ны еще несколь­ко пер­со­на­жей, веро­ят­но, име­ю­щих отно­ше­ние к семье покой­но­го. Спра­ва от юно­ши рас­по­ло­же­на буко­ли­че­ская сце­на: пас­тух с ягнен­ком на пле­чах про­би­ра­ет­ся через ста­до на фоне схе­ма­ти­че­ски изо­бра­жен­но­го ска­ли­сто­го пей­за­жа. На краю релье­фа сто­ит полу­об­на­жен­ная фигу­ра дру­го­го пас­ту­ха с посо­хом (lagobolon).
На пра­вом тор­це сар­ко­фа­га изо­бра­жен рыбак, вытя­ги­ваю­щий рыбу. На левом тор­це мож­но видеть неболь­шо­го кры­ла­то­го гения, пра­вя­ще­го лод­кой.
Един­ст­вен­ное неза­кон­чен­ное лицо на релье­фе при­над­ле­жит юно­ше-фило­со­фу, пред­по­ло­жи­тель­но, покой­но­му. Это харак­тер­но для мастер­ских, где изготав­ли­ва­ли серий­ные сар­ко­фа­ги, укра­шая их наи­бо­лее вост­ре­бо­ван­ны­ми сце­на­ми, обыч­но добав­ляя к ним буко­ли­че­ские, и остав­ляя голо­ву цен­траль­но­го пер­со­на­жа в виде заготов­ки, кото­рой после про­да­жи долж­ны были при­дать чер­ты покой­но­го.
Хотя син­кре­тизм ико­но­гра­фии дает осно­ва­ния пред­по­ла­гать, что сар­ко­фаг явля­ет­ся пред­ме­том палео­хри­сти­ан­ско­го искус­ства, более коррект­ным было бы рас­смат­ри­вать его ком­по­зи­цию как выра­же­ние покоя и без­мя­теж­но­сти загроб­ной жиз­ни.
Этот неболь­шой сар­ко­фаг был при­об­ре­тен каль­ма­ду­лин­цем Андреа Джо­ва­нет­ти в Риме ок. 1760 г., о чем свиде­тель­ст­ву­ет пись­мо, в кото­ром этот монах сооб­ща­ет абба­ту Дж. Б. Пас­се­ри о сво­ей покуп­ке для музея в Клас­се. Пас­се­ри в ответ­ном пись­ме жало­вал­ся на то, что сар­ко­фаг силь­но пост­ра­дал, посколь­ку в Риме в нем выра­щи­ва­ли май­о­ран и бази­лик или исполь­зо­ва­ли его как поил­ку для кур и пету­хов.


Источники:
© 2018 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
© 2018 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: белый мрамор детский саркофаг ребенка мальчика рельеф сцены из жизни vita humana урок обучение философии философская беседа урок свиток пергамент занавес буколическая пасторальная сцена пастух овца баран посох lagobolon Инв № 411
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА