Портрет молодого Марка Аврелия.

Мрамор. Середина II в. н. э. Бюст эпохи Возрождения.
Инв. № 115.

Венеция, Национальный археологический музей.

Происхождение:
Из собра­ния Джо­ван­ни Гри­ма­ни, 1587 г.

Описание:

97. Бюст Мар­ка Авре­лия (инв. № 115).

Ита­лий­ский мра­мор. Высота общая 0,57 м, от под­бо­род­ка до вер­ха голо­вы 0,28 см.

Реста­ври­ро­ва­ны: часть левой ушной рако­ви­ны с при­ле­гаю­щи­ми прядя­ми волос, бюст.

Был пере­да­на в дар по заве­ща­нию Гри­ма­ни в 1586 г. Выстав­лен в зале X Музея.

Все иссле­до­ва­те­ли рим­ской ико­но­гра­фии схо­дят­ся в том, что дан­ный бюст явля­ет­ся порт­ре­том Мар­ка Авре­лия в моло­до­сти. Иск­лю­че­ние состав­ля­ет Вег­нер, кото­рый сомне­ва­ет­ся в аутен­тич­но­сти работы и счи­та­ет ее копи­ей порт­ре­та моло­до­го импе­ра­то­ра, выпол­нен­ной в эпо­ху Воз­рож­де­ния.

При­чес­ка соот­вет­ст­ву­ет типу порт­ре­та Мар­ка Авре­лия, хра­ня­ще­му­ся в музее Рим­ско­го Фору­ма (№ 12111), отли­ча­ясь от него зна­чи­тель­но боль­шей пыш­но­стью и сво­бо­дой рас­по­ло­же­ния локо­нов, выде­лен­ных бура­вом, что дает осно­ва­ние запо­до­зрить совре­мен­ное про­ис­хож­де­ние. Кро­ме того, иден­тич­ность типа мра­мо­ра, из кото­ро­го изготов­ле­ны голо­ва и бюст, трак­тов­ка бакен­бар­дов и боро­ды, оду­хотво­рен­ное выра­же­ние лица, слу­жат допол­ни­тель­ны­ми аргу­мен­та­ми в поль­зу пред­по­ло­же­ния о псев­до­ан­тич­ном про­ис­хож­де­нии порт­ре­та Гри­ма­ни и поз­во­ля­ют отне­сти его к XVI в., не позд­нее 1586 г., когда пат­ри­арх Джо­ван­ни Гри­ма­ни заве­щал бюст Вене­ци­ан­ской рес­пуб­ли­ке.

Густа­во Тра­вер­са­ри
1См. M. Wegner, Die Herrscherbildnisse in antoninischer Zeit, Berlin 1939, p. 38 f., 80 ff., 193, tav. 18.

Литература:
G. Valentinelli, Catalogo dei marmi scolpiti del Museo Archeologico della Marciana di Venezia, in «Atti del R. Istituto Veneto SS. LL. AA.», serie III, voll. VII—X, 1863; oppure Idem, Id., Prato 1866 (nell’indicazione delle pagine ho seguito quest’ultima edizione), p. 243 s., n. 276;
H. Dütschke, Antike Bildwerke in Oberitalien, V, Leipzig 1882, p. 132, n. 340;
J. J. Bernoulli, Römische Ikonographie, I—IV, Stuttgart 1882—1894, II, 2, p. 175;
G. Pellegrini, Descrizione degli oggetti antichi componenti la sezione classica del Regio Museo Archeologico di Venezia, vol. I, VeneziaSchio 1911 (testo, ma incompleto: sono descritti solo 53 pezzi di cui sei sono i ritratti); vol. II, Padova 1914 (tavole con la riproduzione di tutti i monumenti), n. 126;
C. Anti, Il Regio Museo Archeologico nel Palazzo Reale di Venezia, Roma 1930, p. 125, n. 37;
M. Wegner, Die Herrscherbildnisse in antoninischer Zeit, Berlin 1939, p. 206.

Fot.:
Fotografia del Museo Archeologico di Venezia, 1389;
Fotografia Fiorentini, Venezia, 4690;
Aufnahme des deutschen archäologischen Instituts — Photographische Abteilung, Roma, 58. 1464;
Fotografia Alinari, Firenze, 12885.

Источники:
© 2018 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
© 1968 г. Описание: Traversari G. Museo Archeologico di Venezia. I ritratti. Poligrafico dello Stato, Roma, 1968. С. 108, кат. № 97, илл. 97.
© 2018 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: мрамор мужской портрет бюст римский император Марк Аврелий юноша борода коллекция Гримани Инв № 115
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА