Портрет молодого Марка Аврелия
Мрамор. Середина II в. н. э. Бюст эпохи Возрождения.Инв. № 115.Венеция, Национальный археологический музей. Фото: И. А. Шурыгин

Портрет молодого Марка Аврелия.

Мрамор. Середина II в. н. э. Бюст эпохи Возрождения.
Инв. № 115.

Венеция, Национальный археологический музей.

Происхождение:
Из собра­ния Джо­ван­ни Гри­ма­ни, 1587 г.

Описание:

97. Бюст Мар­ка Авре­лия (инв. № 115).

Ита­лий­ский мра­мор. Высота общая 0,57 м, от под­бо­род­ка до вер­ха голо­вы 0,28 см.

Реста­ври­ро­ва­ны: часть левой ушной рако­ви­ны с при­ле­гаю­щи­ми прядя­ми волос, бюст.

Был пере­да­на в дар по заве­ща­нию Гри­ма­ни в 1586 г. Выстав­лен в зале X Музея.

Все иссле­до­ва­те­ли рим­ской ико­но­гра­фии схо­дят­ся в том, что дан­ный бюст явля­ет­ся порт­ре­том Мар­ка Авре­лия в моло­до­сти. Иск­лю­че­ние состав­ля­ет Вег­нер, кото­рый сомне­ва­ет­ся в аутен­тич­но­сти работы и счи­та­ет ее копи­ей порт­ре­та моло­до­го импе­ра­то­ра, выпол­нен­ной в эпо­ху Воз­рож­де­ния.

При­чес­ка соот­вет­ст­ву­ет типу порт­ре­та Мар­ка Авре­лия, хра­ня­ще­му­ся в музее Рим­ско­го Фору­ма (№ 12111), отли­ча­ясь от него зна­чи­тель­но боль­шей пыш­но­стью и сво­бо­дой рас­по­ло­же­ния локо­нов, выде­лен­ных бура­вом, что дает осно­ва­ние запо­до­зрить совре­мен­ное про­ис­хож­де­ние. Кро­ме того, иден­тич­ность типа мра­мо­ра, из кото­ро­го изготов­ле­ны голо­ва и бюст, трак­тов­ка бакен­бар­дов и боро­ды, оду­хотво­рен­ное выра­же­ние лица, слу­жат допол­ни­тель­ны­ми аргу­мен­та­ми в поль­зу пред­по­ло­же­ния о псев­до­ан­тич­ном про­ис­хож­де­нии порт­ре­та Гри­ма­ни и поз­во­ля­ют отне­сти его к XVI в., не позд­нее 1586 г., когда пат­ри­арх Джо­ван­ни Гри­ма­ни заве­щал бюст Вене­ци­ан­ской рес­пуб­ли­ке.

Густа­во Тра­вер­са­ри
1См. M. Wegner, Die Herrscherbildnisse in antoninischer Zeit, Berlin 1939, p. 38 f., 80 ff., 193, tav. 18.

Литература:
G. Valentinelli, Catalogo dei marmi scolpiti del Museo Archeologico della Marciana di Venezia, in «Atti del R. Istituto Veneto SS. LL. AA.», serie III, voll. VII—X, 1863; oppure Idem, Id., Prato 1866 (nell’indicazione delle pagine ho seguito quest’ultima edizione), p. 243 s., n. 276;
H. Dütschke, Antike Bildwerke in Oberitalien, V, Leipzig 1882, p. 132, n. 340;
J. J. Bernoulli, Römische Ikonographie, I—IV, Stuttgart 1882—1894, II, 2, p. 175;
G. Pellegrini, Descrizione degli oggetti antichi componenti la sezione classica del Regio Museo Archeologico di Venezia, vol. I, VeneziaSchio 1911 (testo, ma incompleto: sono descritti solo 53 pezzi di cui sei sono i ritratti); vol. II, Padova 1914 (tavole con la riproduzione di tutti i monumenti), n. 126;
C. Anti, Il Regio Museo Archeologico nel Palazzo Reale di Venezia, Roma 1930, p. 125, n. 37;
M. Wegner, Die Herrscherbildnisse in antoninischer Zeit, Berlin 1939, p. 206.

Fot.:
Fotografia del Museo Archeologico di Venezia, 1389;
Fotografia Fiorentini, Venezia, 4690;
Aufnahme des deutschen archäologischen Instituts — Photographische Abteilung, Roma, 58. 1464;
Fotografia Alinari, Firenze, 12885.

Источники:
© 2018 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
© 1968 г. Описание: Traversari G. Museo Archeologico di Venezia. I ritratti. Poligrafico dello Stato, Roma, 1968. С. 108, кат. № 97, илл. 97.
© 2018 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura рим имперский портрет римский император марк аврелий марка аврелия imperator marcus aurelius портрет портреты римский портрет бюст династия антонинов антонины мрамор мужской портрет бюст римский император марк аврелий юноша борода коллекция гримани инв № 115