Ливия (или Друзилла?).
Гипсовый слепок.
Оригинал: пентелийский мрамор, правление Калигулы (37—41 гг. до н. э.).
Высота 224,5 см, высота головы 36,7 см.
Инв. № MCR 291.Рим, Музей Римской культуры. Фото: О. В. Любимова

Ливия (или Друзилла?).

Гипсовый слепок.
Оригинал: пентелийский мрамор, правление Калигулы (37—41 гг. до н. э.).
Высота 224,5 см, высота головы 36,7 см.
Инв. № MCR 291.

Рим, Музей Римской культуры.

Происхождение:
Ори­ги­нал най­ден 17 июня 1761 г. в бази­ли­ке Вел­леи (Луга­нья­но Валь д’Арда), Ита­лия. Хра­нит­ся в Нацио­наль­ном музее древ­но­стей Пар­мы, инв. № 1952. 828.

Описание:

882. Ста­туя рим­лян­ки в сто­ле.

с. 366 Боль­ше чело­ве­че­ско­го роста. — Ита­лий­ский мра­мор. — Допол­не­на пра­вая рука со склад­ка­ми одеж­ды и коль­цом на пер­вой фалан­ге вто­ро­го паль­ца. Голо­ва и шея изготов­ле­ны отдель­но. Отдель­но изготов­лен­ное пра­вое пред­пле­чье отсут­ст­ву­ет: име­ют­ся стё­сан­ные участ­ки, воз­мож­но, соот­вет­ст­ву­ю­щие обод­ку диа­де­мы. — Про­ис­хож­де­ние то же, что и у № 868[1]. — См. Antolini G. Le rovine di Velleja. Milano, 1819. Tav. IX, 3.

Опор­ная нога пра­вая: левая нога отстав­ле­на. Фигу­ра обу­та в матер­ча­тые туфли, оде­та в длин­ный и тон­кий хитон с пуго­ви­ца­ми на пле­чах и верх­нюю накид­ку, кото­рая набро­ше­на на голо­ву, про­хо­дит под пра­вой рукой, оку­ты­ва­ет тело глу­бо­ки­ми склад­ка­ми и пере­ки­ну­та через левое пле­чо. Зад­няя сто­ро­на едва наме­че­на. Лицо (с зак­ры­тым ртом) кажет­ся слег­ка пере­ра­ботан­ным. Вол­ни­стые воло­сы, выре­зан­ные тон­ким рез­цом, немно­го зачё­са­ны на лоб и там разде­ле­ны на две части1 и увен­ча­ны диа­де­мой. Работа не такая пре­вос­ход­ная, как № 881. Не Агрип­пи­на, как назы­ва­ют эту фигу­ру. Ливия?

1Ср. комм. к № 852, 2.

Г. Дютшке

[1]Най­де­на в бази­ли­ке Вел­леи (с. 361). — Прим. пер.

с. 125 По мень­шей мере два, а то и три дошед­ших до нас порт­ре­та Ливии про­ис­хо­дят из групп ста­туй, надёж­но дати­ру­е­мых прав­ле­ни­ем Кали­гу­лы157. Из них груп­па из Вел­леи наи­бо­лее ясно демон­стри­ру­ет её зна­че­ние в про­па­ган­де третье­го импе­ра­то­ра из дина­стии Юли­ев-Клав­ди­ев158 (рис. 45—46). Хотя фор­маль­но Ливия ещё не была обо­жест­вле­на, её ста­туя из Вел­леи боль­ше по раз­ме­ру, чем ста­туи дру­гих жен­щин из импе­ра­тор­ской семьи в этой груп­пе, и она была увен­ча­на диа­де­мой с полу­ме­ся­цем, хотя ранее этот атри­бут име­ли толь­ко боги­ни159. Тело не копи­ру­ет ни один из извест­ных нам клас­си­че­ских прото­ти­пов, одна­ко Ливия оде­та по-гре­че­ски, в хитон и гима­тий, а не в рим­скую сто­лу: честь пря­мой иден­ти­фи­ка­ции с боги­ней здесь, види­мо, была отда­на одной Дру­зил­ле160. Одна­ко внеш­ний вид ста­туи Ливии мог осто­рож­но наме­кать на её бого­по­доб­ный ста­тус. Её при­чёс­ка отно­сит­ся к типу «Удо­че­ре­ние», более клас­си­ци­сти­че­ско­му, чем тип «Нодус». Вол­ны волос акку­рат­но спус­ка­ют­ся вниз, обрам­ляя лицо, а не зачё­са­ны назад от линии волос; кас­ка­ды локо­нов на пле­чах отсут­ст­ву­ют, одна­ко здесь, как и на колос­саль­ной ста­туе из Боль­шой Леп­ты (рис. 43), пряди волос разде­ля­ют глу­бо­ко про­свер­лен­ные кана­лы. Как спра­вед­ли­во отме­ча­ет Роуз, на ста­туе Ливии из Вел­леи очень замет­но её внеш­нее упо­доб­ле­ние Кали­гу­ле, его бра­тьям и сёст­рам: её лицо немно­го длин­нее обыч­но­го, а бро­ви бли­же к вис­кам утол­ща­ют­ся. Воз­мож­но, скуль­п­то­ры здесь пред­по­чли с. 126 тип «Удо­че­ре­ние» не толь­ко из-за его боже­ст­вен­ных ассо­ци­а­ций, но и из-за его сход­ства с люби­мы­ми при­чёс­ка­ми Агрип­пи­ны II и Дру­зил­лы, с пря­мы­ми про­бо­ра­ми и жёст­ки­ми локо­на­ми вокруг лица161. Скуль­п­тор этой ста­туи при­ба­вил одну весь­ма отли­чи­тель­ную деталь: мяг­кий край прядей, плав­но спа­даю­щих с линии волос на лоб162. Такая деталь обыч­но встре­ча­ет­ся толь­ко в работах восточ­ных масте­ров, на порт­ре­тах с ноду­сом. Каким обра­зом копи­ист из Вел­леи узнал об этом укра­ше­нии, мож­но толь­ко дога­ды­вать­ся, ибо о его этни­че­ском про­ис­хож­де­нии ниче­го не извест­но, но эти пряди име­ют двой­ной эффект. Как и на восточ­ных скульп­ту­рах, они дела­ют при­чёс­ку чуть более мяг­кой и наряд­ной. И они пред­став­ля­ют собой эле­мент, сход­ный (хотя и не иден­тич­ный) с малень­ки­ми куд­ряш­ка­ми вдоль линии волос, кото­рые мы видим на порт­ре­тах Дру­зил­лы, что ещё боль­ше уве­ли­чи­ва­ет сход­ство этих жен­щин. Хотя голо­ва ста­туи Дру­зил­лы из Вел­леи утра­че­на, её порт­рет­ный тип, види­мо, был таким же, как и на ста­туе из Цере и по мень­шей мере ещё на пяти реп­ли­ках, где посто­ян­но при­сут­ст­ву­ет эта чёл­ка из куд­ря­шек (рис. 111—117)163.

157Rose C. B. Dynastic commemoration and imperial portraiture in the Julio-Claudian period. Cambridge, 1997. P. 60; 121—123, cat. no. 50, груп­па из Вел­леи, и P. 152—153, cat. 85, груп­па из Гор­ти­ны. Посколь­ку обе эти груп­пы вклю­ча­ют порт­рет Кали­гу­лы, кото­ро­го совер­шен­но точ­но не изо­бра­жа­ли после смер­ти, их дати­ров­ка вполне надёж­на. Роуз так­же дати­ру­ет прин­ци­па­том Кали­гу­лы груп­пу из Песта (Rose C. B. Op. cit. P. 98, no. 26), но посколь­ку эта груп­па вклю­ча­ет толь­ко Тибе­рия и Ливию, её дати­ров­ка менее надёж­на. Бого­по­доб­ный фор­мат ста­туи Тибе­рия, види­мо, пред­по­ла­га­ет дати­ров­ку после его смер­ти, веро­ят­но, в прав­ле­ние его непо­сред­ст­вен­но­го пре­ем­ни­ка.

158О груп­пе из Вел­леи см.: Saletti C. Il ciclo statuario della basilica di Velleia. Milano, 1968. Passim; Goethert K.-P. Zur Einheitlichkeit der Statuengruppe aus der Basilika von Velleia // MDAIR. Bd. 79. 1972. S. 235—247; Jucker H. Die Prinzen des Statuenzyklus aus Veleia. Umfang und Datierung der Stiftung des L. Calpurnius Piso // JdI. Bd. 92. 1977. S. 204—240; Rose C. B. Op. cit. P. 121—126, cat. no. 5. Ста­туя Ливии: Пар­ма, Город­ской музей, инв. 1870 № 146, 1952 № 828, мра­мор, высота 224,5 см, высота голо­вы 36,7 см. См.: Saletti C. Op. cit. P. 33—37, no. 4, 106—110, pl. 11—12; Winkes R. Livia, Octavia, Julia. Porträts und Darstellungen. Louvain-la-Neuve, 1995. S. 152—153 no. 76.

159Салет­ти иден­ти­фи­ци­ру­ет эту ста­тую как Боже­ст­вен­ную Дру­зил­лу, но при­зна­ёт, что чер­та­ми лица и при­чёс­кой в сти­ле боги­ни Салюс она напо­ми­на­ет порт­ре­ты Ливии, см.: Saletti C. Op. cit. P. 33—37, cat. no. 4, и 106—110. Я пола­гаю, что аргу­мен­ты Гётер­та в поль­зу иден­ти­фи­ка­ции ста­туи с Ливи­ей гораздо убеди­тель­нее, см.: Goethert K.-P. Op. cit. S. 236—238; лич­но осмот­рев ста­тую, я ещё более укре­пи­лась во мне­нии, что это может быть толь­ко Ливия.

160Rose C. B. Op. cit. P. 125.

161Rose C. B. Op. cit. P. 123.

162Салет­ти ука­зы­ва­ет на эту деталь как на аргу­мент про­тив иден­ти­фи­ка­ции ста­туи из Вел­леи с Ливи­ей, см.: Saletti C. Op. cit. P. 109. Одна­ко для неё мож­но най­ти парал­ле­ли на мно­гих порт­ре­тах Ливии из Гре­ции и Малой Азии, см.: Inan J., Rosenbaum E. Roman and Early Byzantine Portrait Sculpture in Asia Minor. London, 1966. P. 60—61, no. 11, pl. 7, 3—4; Inan J., Rosenbaum E. Römische und frühbyzantinische Porträtplastik aus der Türkei: neue Funde. Mainz, 1979. S. 61—62, № 5—6, Ill. 4. 2, 5.

163Об ико­но­гра­фии Дру­зил­лы см.: Wood S. Diva Drusilla Panthea and the sisters of Caligula // AJA. Vol. 99. 3. 1995. P. 457—482. К пяти реп­ли­кам типа, кото­рый я иден­ти­фи­ци­ро­ва­ла в этой ста­тье, Роуз доба­вил ещё одну, из Луны в Этру­рии, см.: Rose C. B. Op. cit. P. 94, no. 20, pl. 85, с пред­ше­ст­ву­ю­щей лите­ра­ту­рой; Saletti C. Op. cit. P. 37—46, fig. 2.

С. Э. Вуд

Литература:
Dütschke H. Antike Bildwerke in Oberitalien V. Antike Bildwerke in Vicenza, Venedig, Catajo, Modena, Parma und Mailand. Leipizig, 1882. № 882.
Poulsen F. Porträtstudien in norditalienischen Provinzmuseen. Kopenhagen, 1928. S. 52 f. № 6. Ill. 75—77.
Hafner G. Zum Augustus-Relief in Ravenna // MDAIR. Bd. 62. 1955. S. 168 ff. Ill. 23, 1. 24.
Furnéevan Zwet L. Fashion in Women’s Hair-dress in the First Century of the Roman Empire // BABesch. Bd. 31. 1956. P. 17 Ill. 20;
Mansuelli G. A. Il ritratto romano nell’Italia settentrionale: formazione e correnti artistiche // MDAIR. Bd. 65. 1958. S. 81 Anm. 61.
Gross W. H. Iulia Augusta. Untersuchungen zur Grundlegung einer Livia-Ikonographie. Göttingen, 1962. S. 113 f.
Bartels H. Studien zum Frauenporträt der augusteischen Zeit. Fulvia, Octavia, Livia, Julia. München, 1963. S. 57, Anm. 459.
Gross W. H. Augustus und Livia // Acta Archaeologica. Vol. 35. 1964. S. 54 Anm. 12.
Saletti C. Il ciclo statuario della basilica di Velleia. Milano, 1968. P. 33 № 4. Ill. 11—14.
Goethert K.-P. Zur Einheitlichkeit der Statuengruppe aus der Basilika von Velleia // MDAIR. Bd. 79. 1972. S. 235—247
Jucker H. Die Prinzen des Statuenzyklus aus Veleia. Umfang und Datierung der Stiftung des L. Calpurnius Piso // JdI. Bd. 92. 1977. S. 213.
Fittschen K., Zanker P. Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen und den anderen kommunalen Sammlungen der Stadt Rom 3. Kaiserinnen- und Prinzessinnenbildnisse. Frauenporträts. Mainz, 1983. Anm. 6, № 3.
Winkes R. Livia, Octavia, Julia. Porträts und Darstellungen. Louvain-la-Neuve, 1995. S. 153 № 76.
Wood S. E. Imperial Women: A Study in Public Images, 40 BC — AD 68. Leiden; Boston; Köln, 2000. P. 125—126.
Boschung D. Gens Augusta: Untersuchungen zu Aufstellung, Wirkung und Bedeutung der Statuengruppen des julisch-claudischen Kaiserhauses. Mainz, 2002. S. 25, № 2. 66 Ill. 16, 1. 18, 1. 3.

Источники:
(сс) 2009 г. Фото: О. В. Любимова (CC BY-SA 4.0).
© 2018 г. Текст: iDAI.Images / Arachne.
Описание: Dütschke H. Antike Bildwerke in Oberitalien V. Antike Bildwerke in Vicenza, Venedig, Catajo, Modena, Parma und Mailand. Leipizig, 1882. № 882.
© 2000 г. Описание: Wood S. E. Imperial Women: A Study in Public Images, 40 BC — AD 68. Leiden; Boston; Köln, 2000. P. 125—126.
(сс) 2018 г. Перевод: О. В. Любимова (CC BY-SA 4.0).
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii римская императрица ливия друзилла юлия августа g132 ливии друзиллы юлии августы livia drusilla iulia augusta re37 юлия друзилла g182 iulia julia drusilla re567 статуя статуи statua statuae портрет портреты портретный портретная римский женский женщины женщина женская портретная статуя гипс гипсовый слепок стоящая статуя женская прическа женская одежда хитон гиматий покрывало под покрывалом capite velato из веллеи веллея парма инв № mcr 291