Ливия (или Друзилла?).
Гипсовый слепок.
Оригинал: пентелийский мрамор, правление Калигулы (37—41 гг. н. э.).
Высота 224,5 см, высота головы 36,7 см.
Инв. № MCR 291.Рим, Музей Римской культуры. Фото: О. В. Любимова

Ливия (или Друзилла?).

Гипсовый слепок.
Оригинал: пентелийский мрамор, правление Калигулы (37—41 гг. н. э.).
Высота 224,5 см, высота головы 36,7 см.
Инв. № MCR 291.

Рим, Музей Римской культуры.

Парма, Национальный музей древностей.
Происхождение:
Ори­ги­нал най­ден 17 июня 1761 г. в бази­ли­ке Вел­леи (Луга­нья­но Валь д’Арда), Ита­лия. Хра­нит­ся в Нацио­наль­ном музее древ­но­стей Пар­мы, инв. № 1952.828.

Описание:

882. Ста­туя рим­лян­ки в сто­ле.

с. 366 Боль­ше чело­ве­че­ско­го роста. — Ита­лий­ский мра­мор. — Допол­не­на пра­вая рука со склад­ка­ми одеж­ды и коль­цом на пер­вой фалан­ге вто­ро­го паль­ца. Голо­ва и шея изготов­ле­ны отдель­но. Отдель­но изготов­лен­ное пра­вое пред­пле­чье отсут­ст­ву­ет: име­ют­ся стё­сан­ные участ­ки, воз­мож­но, соот­вет­ст­ву­ю­щие обод­ку диа­де­мы. — Про­ис­хож­де­ние то же, что и у № 868[1]. — См. Antolini G. Le rovine di Velleja. Milano, 1819. Tav. IX, 3.

Опор­ная нога пра­вая: левая нога отстав­ле­на. Фигу­ра обу­та в матер­ча­тые туфли, оде­та в длин­ный и тон­кий хитон с пуго­ви­ца­ми на пле­чах и верх­нюю накид­ку, кото­рая набро­ше­на на голо­ву, про­хо­дит под пра­вой рукой, оку­ты­ва­ет тело глу­бо­ки­ми склад­ка­ми и пере­ки­ну­та через левое пле­чо. Зад­няя сто­ро­на едва наме­че­на. Лицо (с зак­ры­тым ртом) кажет­ся слег­ка пере­ра­ботан­ным. Вол­ни­стые воло­сы, выре­зан­ные тон­ким рез­цом, немно­го зачё­са­ны на лоб и там разде­ле­ны на две части1 и увен­ча­ны диа­де­мой. Работа не такая пре­вос­ход­ная, как № 881. Не Агрип­пи­на, как назы­ва­ют эту фигу­ру. Ливия?

1Ср. комм. к № 852, 2.

Г. Дютшке

[1]Най­де­на в бази­ли­ке Вел­леи (с. 361). — Прим. пер.

с. 125 По мень­шей мере два, а то и три дошед­ших до нас порт­ре­та Ливии про­ис­хо­дят из групп ста­туй, надёж­но дати­ру­е­мых прав­ле­ни­ем Кали­гу­лы157. Из них груп­па из Вел­леи наи­бо­лее ясно демон­стри­ру­ет её зна­че­ние в про­па­ган­де третье­го импе­ра­то­ра из дина­стии Юли­ев-Клав­ди­ев158 (рис. 45—46). Хотя фор­маль­но Ливия ещё не была обо­жест­вле­на, её ста­туя из Вел­леи боль­ше по раз­ме­ру, чем ста­туи дру­гих жен­щин из импе­ра­тор­ской семьи в этой груп­пе, и она была увен­ча­на диа­де­мой с полу­ме­ся­цем, хотя ранее этот атри­бут име­ли толь­ко боги­ни159. Тело не копи­ру­ет ни один из извест­ных нам клас­си­че­ских прото­ти­пов, одна­ко Ливия оде­та по-гре­че­ски, в хитон и гима­тий, а не в рим­скую сто­лу: честь пря­мой иден­ти­фи­ка­ции с боги­ней здесь, види­мо, была отда­на одной Дру­зил­ле160. Одна­ко внеш­ний вид ста­туи Ливии мог осто­рож­но наме­кать на её бого­по­доб­ный ста­тус. Её при­чёс­ка отно­сит­ся к типу «Удо­че­ре­ние», более клас­си­ци­сти­че­ско­му, чем тип «Нодус». Вол­ны волос акку­рат­но спус­ка­ют­ся вниз, обрам­ляя лицо, а не зачё­са­ны назад от линии волос; кас­ка­ды локо­нов на пле­чах отсут­ст­ву­ют, одна­ко здесь, как и на колос­саль­ной ста­туе из Боль­шой Леп­ты (рис. 43), пряди волос разде­ля­ют глу­бо­ко про­свер­лен­ные кана­лы. Как спра­вед­ли­во отме­ча­ет Роуз, на ста­туе Ливии из Вел­леи очень замет­но её внеш­нее упо­доб­ле­ние Кали­гу­ле, его бра­тьям и сёст­рам: её лицо немно­го длин­нее обыч­но­го, а бро­ви бли­же к вис­кам утол­ща­ют­ся. Воз­мож­но, скуль­п­то­ры здесь пред­по­чли с. 126 тип «Удо­че­ре­ние» не толь­ко из-за его боже­ст­вен­ных ассо­ци­а­ций, но и из-за его сход­ства с люби­мы­ми при­чёс­ка­ми Агрип­пи­ны II и Дру­зил­лы, с пря­мы­ми про­бо­ра­ми и жёст­ки­ми локо­на­ми вокруг лица161. Скуль­п­тор этой ста­туи при­ба­вил одну весь­ма отли­чи­тель­ную деталь: мяг­кий край прядей, плав­но спа­даю­щих с линии волос на лоб162. Такая деталь обыч­но встре­ча­ет­ся толь­ко в работах восточ­ных масте­ров, на порт­ре­тах с ноду­сом. Каким обра­зом копи­ист из Вел­леи узнал об этом укра­ше­нии, мож­но толь­ко дога­ды­вать­ся, ибо о его этни­че­ском про­ис­хож­де­нии ниче­го не извест­но, но эти пряди име­ют двой­ной эффект. Как и на восточ­ных скульп­ту­рах, они дела­ют при­чёс­ку чуть более мяг­кой и наряд­ной. И они пред­став­ля­ют собой эле­мент, сход­ный (хотя и не иден­тич­ный) с малень­ки­ми куд­ряш­ка­ми вдоль линии волос, кото­рые мы видим на порт­ре­тах Дру­зил­лы, что ещё боль­ше уве­ли­чи­ва­ет сход­ство этих жен­щин. Хотя голо­ва ста­туи Дру­зил­лы из Вел­леи утра­че­на, её порт­рет­ный тип, види­мо, был таким же, как и на ста­туе из Цере и по мень­шей мере ещё на пяти реп­ли­ках, где посто­ян­но при­сут­ст­ву­ет эта чёл­ка из куд­ря­шек (рис. 111—117)163.

157Rose C. B. Dynastic commemoration and imperial portraiture in the Julio-Claudian period. Cambridge, 1997. P. 60; 121—123, cat. no. 50, груп­па из Вел­леи, и P. 152—153, cat. 85, груп­па из Гор­ти­ны. Посколь­ку обе эти груп­пы вклю­ча­ют порт­рет Кали­гу­лы, кото­ро­го совер­шен­но точ­но не изо­бра­жа­ли после смер­ти, их дати­ров­ка вполне надёж­на. Роуз так­же дати­ру­ет прин­ци­па­том Кали­гу­лы груп­пу из Песта (Rose C. B. Op. cit. P. 98, no. 26), но посколь­ку эта груп­па вклю­ча­ет толь­ко Тибе­рия и Ливию, её дати­ров­ка менее надёж­на. Бого­по­доб­ный фор­мат ста­туи Тибе­рия, види­мо, пред­по­ла­га­ет дати­ров­ку после его смер­ти, веро­ят­но, в прав­ле­ние его непо­сред­ст­вен­но­го пре­ем­ни­ка.

158О груп­пе из Вел­леи см.: Saletti C. Il ciclo statuario della basilica di Velleia. Milano, 1968. Passim; Goethert K.-P. Zur Einheitlichkeit der Statuengruppe aus der Basilika von Velleia // MDAIR. Bd. 79. 1972. S. 235—247; Jucker H. Die Prinzen des Statuenzyklus aus Veleia. Umfang und Datierung der Stiftung des L. Calpurnius Piso // JdI. Bd. 92. 1977. S. 204—240; Rose C. B. Op. cit. P. 121—126, cat. no. 5. Ста­туя Ливии: Пар­ма, Город­ской музей, инв. 1870 № 146, 1952 № 828, мра­мор, высота 224,5 см, высота голо­вы 36,7 см. См.: Saletti C. Op. cit. P. 33—37, no. 4, 106—110, pl. 11—12; Winkes R. Livia, Octavia, Julia. Porträts und Darstellungen. Louvain-la-Neuve, 1995. S. 152—153 no. 76.

159Салет­ти иден­ти­фи­ци­ру­ет эту ста­тую как Боже­ст­вен­ную Дру­зил­лу, но при­зна­ёт, что чер­та­ми лица и при­чёс­кой в сти­ле боги­ни Салюс она напо­ми­на­ет порт­ре­ты Ливии, см.: Saletti C. Op. cit. P. 33—37, cat. no. 4, и 106—110. Я пола­гаю, что аргу­мен­ты Гётер­та в поль­зу иден­ти­фи­ка­ции ста­туи с Ливи­ей гораздо убеди­тель­нее, см.: Goethert K.-P. Op. cit. S. 236—238; лич­но осмот­рев ста­тую, я ещё более укре­пи­лась во мне­нии, что это может быть толь­ко Ливия.

160Rose C. B. Op. cit. P. 125.

161Rose C. B. Op. cit. P. 123.

162Салет­ти ука­зы­ва­ет на эту деталь как на аргу­мент про­тив иден­ти­фи­ка­ции ста­туи из Вел­леи с Ливи­ей, см.: Saletti C. Op. cit. P. 109. Одна­ко для неё мож­но най­ти парал­ле­ли на мно­гих порт­ре­тах Ливии из Гре­ции и Малой Азии, см.: Inan J., Rosenbaum E. Roman and Early Byzantine Portrait Sculpture in Asia Minor. London, 1966. P. 60—61, no. 11, pl. 7, 3—4; Inan J., Rosenbaum E. Römische und frühbyzantinische Porträtplastik aus der Türkei: neue Funde. Mainz, 1979. S. 61—62, № 5—6, Ill. 4. 2, 5.

163Об ико­но­гра­фии Дру­зил­лы см.: Wood S. Diva Drusilla Panthea and the sisters of Caligula // AJA. Vol. 99. 3. 1995. P. 457—482. К пяти реп­ли­кам типа, кото­рый я иден­ти­фи­ци­ро­ва­ла в этой ста­тье, Роуз доба­вил ещё одну, из Луны в Этру­рии, см.: Rose C. B. Op. cit. P. 94, no. 20, pl. 85, с пред­ше­ст­ву­ю­щей лите­ра­ту­рой; Saletti C. Op. cit. P. 37—46, fig. 2.

С. Э. Вуд

Литература:
Dütschke H. Antike Bildwerke in Oberitalien V. Antike Bildwerke in Vicenza, Venedig, Catajo, Modena, Parma und Mailand. Leipizig, 1882. № 882.
Poulsen F. Porträtstudien in norditalienischen Provinzmuseen. Kopenhagen, 1928. S. 52 f. № 6. Ill. 75—77.
Hafner G. Zum Augustus-Relief in Ravenna // MDAIR. Bd. 62. 1955. S. 168 ff. Ill. 23, 1. 24.
Furnéevan Zwet L. Fashion in Women’s Hair-dress in the First Century of the Roman Empire // BABesch. Bd. 31. 1956. P. 17 Ill. 20;
Mansuelli G. A. Il ritratto romano nell’Italia settentrionale: formazione e correnti artistiche // MDAIR. Bd. 65. 1958. S. 81 Anm. 61.
Gross W. H. Iulia Augusta. Untersuchungen zur Grundlegung einer Livia-Ikonographie. Göttingen, 1962. S. 113 f.
Bartels H. Studien zum Frauenporträt der augusteischen Zeit. Fulvia, Octavia, Livia, Julia. München, 1963. S. 57, Anm. 459.
Gross W. H. Augustus und Livia // Acta Archaeologica. Vol. 35. 1964. S. 54 Anm. 12.
Saletti C. Il ciclo statuario della basilica di Velleia. Milano, 1968. P. 33 № 4. Ill. 11—14.
Goethert K.-P. Zur Einheitlichkeit der Statuengruppe aus der Basilika von Velleia // MDAIR. Bd. 79. 1972. S. 235—247
Jucker H. Die Prinzen des Statuenzyklus aus Veleia. Umfang und Datierung der Stiftung des L. Calpurnius Piso // JdI. Bd. 92. 1977. S. 213.
Fittschen K., Zanker P. Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen und den anderen kommunalen Sammlungen der Stadt Rom 3. Kaiserinnen- und Prinzessinnenbildnisse. Frauenporträts. Mainz, 1983. Anm. 6, № 3.
Winkes R. Livia, Octavia, Julia. Porträts und Darstellungen. Louvain-la-Neuve, 1995. S. 153 № 76.
Wood S. E. Imperial Women: A Study in Public Images, 40 BC — AD 68. Leiden; Boston; Köln, 2000. P. 125—126.
Boschung D. Gens Augusta: Untersuchungen zu Aufstellung, Wirkung und Bedeutung der Statuengruppen des julisch-claudischen Kaiserhauses. Mainz, 2002. S. 25, № 2. 66 Ill. 16, 1. 18, 1. 3.

Источники:
(сс) 2009 г. Фото: О. В. Любимова (CC BY-SA 4.0).
© 2018 г. Текст: iDAI.Images / Arachne.
Описание: Dütschke H. Antike Bildwerke in Oberitalien V. Antike Bildwerke in Vicenza, Venedig, Catajo, Modena, Parma und Mailand. Leipizig, 1882. № 882.
© 2000 г. Описание: Wood S. E. Imperial Women: A Study in Public Images, 40 BC — AD 68. Leiden; Boston; Köln, 2000. P. 125—126.
(сс) 2018 г. Перевод: О. В. Любимова (CC BY-SA 4.0).
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная женский женщины женщина женская статуя стоящая римский имперский римская императрица ливия друзилла юлия августа g132 ливии друзиллы юлии августы livia drusilla iulia augusta re37 юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii g182 julia re567 скульптура скульптурный sculptura римские статуи statua statuae одежда прическа пентелийский мрамор marmor pentelicum хитон chiton khiton с покрытой головой под покрывалом в покрывале capite velato гипс гипсовый слепок гиматий hymation himation из веллеи веллея velleia пармы парма parma инв № mcr 291 1952 828