Надгробие женщины из Пальмиры
Песчаник. Кон. II — нач. III в. Москва, ГМИИ имени А. С. Пушкина.

Надгробие женщины из Пальмиры.

Песчаник. Кон. II — нач. III в.

Москва, ГМИИ имени А. С. Пушкина.

Описание:
Пре­об­ла­даю­щая фор­ма паль­мир­ских порт­ре­тов — над­гроб­ный рельеф с пояс­ным изо­бра­же­ни­ем умер­ше­го. Фор­ма над­гро­бия была свя­за­на с харак­те­ром захо­ро­не­ния. Тела умер­ших хоро­ни­ли в нишах, в стене, в несколь­ко яру­сов. Отвер­стие ниши зак­ла­ды­ва­лось рельеф­ной пли­той.

Хоро­шим образ­цом паль­мир­ско­го порт­ре­та эпо­хи рас­цве­та мож­но счи­тать жен­ский порт­рет из собра­ния Государ­ст­вен­но­го музея изо­бра­зи­тель­ных искусств име­ни А. С. Пуш­ки­на. Это горе­льеф­ное изо­бра­же­ние моло­дой жен­щи­ны в пок­ры­ва­ле. Спра­ва — над­пись на ара­мей­ском язы­ке: имя умер­шей и сожа­ле­ние о ее смер­ти. Харак­те­рен тип удли­нен­но­го лица, боль­шие гла­за, пря­мой нос; типич­ны при­чес­ка и укра­ше­ния: узор­ча­тая повяз­ка на голо­ве, боль­шие серь­ги из отдель­ных шари­ков в виде грозди вино­гра­да. Свое­об­ра­зен при­ем изо­бра­же­ния бро­вей в виде ров­ных силь­но высту­паю­щих рельеф­ных поло­сок, похо­жих на шну­рок. Соче­та­ние мало­рас­чле­нен­ной скульп­тур­ной мас­сы с гра­фи­че­ским изо­бра­же­ни­ем дета­лей — глаз, волос, бро­вей, укра­ше­ний — при­су­ще паль­мир­ской скульп­ту­ре. Для порт­ре­тов Паль­ми­ры харак­тер­ны очень обоб­щен­ные обра­зы. Под воздей­ст­ви­ем гре­ко-рим­ско­го искус­ства появ­ля­ет­ся тен­ден­ция к боль­шей инди­виду­а­ли­за­ции изо­бра­же­ний. Но, разу­ме­ет­ся, в них пре­ва­ли­ру­ют восточ­ные тра­ди­ции: паль­мир­ские порт­ре­ты непо­движ­ны, плос­кост­ны, в них очень силен эле­мент деко­ра­тив­но­сти, узор­ча­то­сти, выра­жен­ной гра­фи­че­ски­ми сред­ства­ми.


Источники:
Ключевые слова: песчаник женский портрет рельеф надгробие женщины из Пальмиры Пальмира женская одежда прическа Инв № 1а 647