Портрет Августы Галерии Валерии, супруги императора Галерия, в тондо.

Свод арки из дворца Галерия в Фессалониках (т. н. "Малая арка Галерия").
Мрамор, монолит. Начало IV в. н. э.

Салоники, Археологический музей.

Описание:
Так назы­ва­е­мая Малая арка Гале­рия в Фес­са­ло­ни­ках (ныне в Архео­ло­ги­че­ском музее) не была пред­на­зна­че­на для обще­ст­вен­ной терри­то­рии. Она нахо­ди­лась в пери­сти­ле двор­ца и пото­му была доступ­на для обо­зре­ния огра­ни­чен­но­му кру­гу людей. На фрон­таль­ной поверх­но­сти арки име­ют­ся два тон­до, под­дер­жи­ва­е­мых фигу­ра­ми пер­сов, что слу­жит напо­ми­на­ни­ем о пер­сид­ском три­ум­фе Гале­рия. В одном тон­до зак­лю­чен бюсто­вый порт­рет импе­ра­то­ра Гале­рия, а в дру­гом — изо­бра­же­ние боги­ни горо­да Тюхе (Tyche) или Фор­ту­ны, жен­ской фигу­ры, увен­чан­ной башен­ной коро­ной (corona muralis). Следы рез­ца вокруг голо­вы Тюхе свиде­тель­ст­ву­ют о том, что изо­бра­же­ние было под­верг­ну­то пере­ра­бот­ке. Рас­по­ло­же­ние борозд от рез­ца поз­во­ля­ет сде­лать вывод о том, что пер­во­на­чаль­ный пер­со­наж имел более пыш­ную шеве­лю­ру. Резон­но пред­по­ло­жить, что это был порт­рет супру­ги Гале­рия, Гале­рии Вале­рии, доче­ри Дио­кле­ти­а­на. Такое пред­по­ло­же­ние может быть под­креп­ле­но сведе­ни­я­ми о дру­гих мону­мен­тах Тет­рар­хии. Так напри­мер, на внут­рен­нем фри­зе мав­зо­лея Дио­кле­ти­а­на в Спли­те выда­ют­ся два тон­до с порт­ре­та­ми импе­ра­то­ра и импе­ра­три­цы.
Порт­рет на Малой арке в Фес­са­ло­ни­ках, по-види­мо­му, был создан после 308 г., когда Вале­рия была воз­веде­на в досто­ин­ство авгу­сты, и под­верг­ся пере­ра­бот­ке после смер­ти Гале­рия (311 г.), точ­нее, в 314 г., после того как импе­ра­три­ца была каз­не­на соп­ра­ви­те­лем импе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Лици­ни­ем. Нель­зя, одна­ко, пол­но­стью иск­лю­чить и того, импе­ра­три­ца была уни­что­же­на in effigio до ее физи­че­ско­го уст­ра­не­ния.
Под­ход, при­ме­нен­ный к арке Гале­рия, отли­ча­ет­ся от более ран­них при­ме­ров, когда уда­ле­ние став­ше­го неже­ла­тель­ным изо­бра­же­ния остав­ля­ло после себя крас­но­ре­чи­вые следы. Дан­ную стра­те­гию мож­но опре­де­лить как ико­но­гра­фи­че­скую реин­тер­пре­та­цию: с пер­во­го взгляда зри­тель не может запо­до­зрить под­ме­ну, а рельеф вос­при­ни­ма­ет­ся как худо­же­ст­вен­ное отра­же­ние про­грам­мы импе­ра­то­ра, как выра­же­ние его свя­зи с горо­дом и его боги­ней Тюхе. Пере­ра­бот­ка пре­вра­ти­ла образ Вале­рии на арке из порт­ре­та кон­крет­ной лич­но­сти в пер­со­ни­фи­ка­цию, замас­ки­ро­вав тем самым поли­ти­че­ские моти­вы, по кото­рым она была пред­при­ня­та.
После смер­ти супру­га Гале­рия Вале­рия пере­еха­ла ко дво­ру Мак­си­ми­на Дайя. Из-за отка­за вый­ти за него замуж, она вме­сте с мате­рью была сос­ла­на в Сирию. Дио­кле­ти­ан про­сил вер­нуть ее, но Мак­си­мин Дайя отка­зал ему. Поли­ти­че­ская интри­га 311-312 годов опи­са­на Лак­тан­ци­ем:
… ста­туи Мак­си­ми­а­на Стар­ше­го сбра­сы­ва­лись на зем­лю по при­ка­зу Кон­стан­ти­на, и все его изо­бра­же­ния уни­что­жа­лись. Но посколь­ку двое ста­ри­ков ( Мак­си­ми­ан и Дио­кле­ти­ан) обыч­но изо­бра­жа­лись вме­сте, это при­ве­ло к тому, что однов­ре­мен­но уни­что­жа­лись и изо­бра­же­ния вто­ро­го из них. Дио­кле­ти­ан имел воз­мож­ность наблюдать за этим при жиз­ни, чего рань­ше не слу­ча­лось ни с одним импе­ра­то­ром.
Порт­рет Вале­рии мог быть под­верг­нут пере­ра­бот­ке очень быст­ро, посколь­ку ее каз­ни­ли в Фес­са­ло­ни­ках (Вале­рию так­же опо­зна­ли в Фес­са­ло­ни­ках. Ее задер­жа­ли и каз­ни­ли вме­сте с ее мате­рью. Им отру­би­ли голо­вы, а тела сбро­си­ли в море). Подоб­ный уни­зи­тель­ный акт иск­лю­чал воз­мож­ность достой­но­го погре­бе­ния.

Bente Kiirlerich. Defacement and Replacement as Political Strategies in Ancient and Byzantine Ruler Images. In: Kristine Kolrud, Marina Prusak (ed.). Iconoclasm from Antiquity to Modernity.


Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
© 2018. Перевод с англ.: И. А. Шурыгин.
ENGLISH

комм.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ключевые слова: мрамор малая арка портрет Августы Галерии Валерии Августа Галерия Валерия Галерий Октагон тондо Тихе Тюхе Фортуна башенная корона