Статуя Неокла, сына Геродора, из Анапы
Мрамор. 187 г.Москва, ГМИИ имени А. С. Пушкина.

Статуя Неокла, сына Геродора, из Анапы.

Мрамор. 187 г.

Москва, ГМИИ имени А. С. Пушкина.

Происхождение:
Най­де­на в 1939 г. в Ана­пе.

Описание:
С мало­азий­ской шко­лой скульп­ту­ры, несо­мнен­но, свя­зан выдаю­щий­ся памят­ник искус­ства рас­смат­ри­ва­е­мой эпо­хи, най­ден­ный в 1939 году на дале­кой пери­фе­рии рим­ско­го мира, на терри­то­рии Бос­пор­ско­го цар­ства, в горо­де Гор­гип­пии (совре­мен­ной Ана­пе)*. Рядом со ста­ту­ей, хра­ня­щей­ся теперь в Государ­ст­вен­ном музее изо­бра­зи­тель­ных искусств име­ни А.С. Пуш­ки­на, были най­де­ны облом­ки над­пи­си, веро­ят­но к ней отно­ся­щи­е­ся. Над­пись сооб­ща­ет, что Геро­дор, пра­ви­тель Гор­гип­пии, поста­вил эту ста­тую отцу сво­е­му Нео­клу, сыну Геро­до­ра, в 187 году н. э. Внеш­ность изо­бра­жен­но­го свиде­тель­ст­ву­ет, что перед нами — отнюдь не грек или рим­ля­нин, а пред­ста­ви­тель мест­но­го насе­ле­ния, муж­чи­на сред­них лет, в туни­ке и длин­ном, зак­ры­ваю­щем всю фигу­ру пла­ще; он сто­ит в тра­ди­ци­он­ной позе гре­че­ско­го ора­то­ра: пра­вая рука зало­же­на за склад­ку пла­ща, левая опу­ще­на вниз. Голо­ва более объ­ем­на, чем фигу­ра. Лицо, обрам­лен­ное корот­кой боро­дой, напо­ми­на­ет анто­ни­нов­ские порт­ре­ты испол­не­ни­ем глаз, полу­за­кры­тых верх­ни­ми века­ми, с выре­зан­ным зрач­ком, а так­же куд­ря­вой боро­дой. Но воло­сы, падаю­щие на лоб почти пря­мы­ми прядя­ми и зак­ры­ваю­щие уши, длин­ные, опу­щен­ные кни­зу усы и самый тип несколь­ко плос­ко­го, широ­ко­ску­ло­го лица харак­тер­ны для мест­ных жите­лей. О при­над­леж­но­сти изо­бра­жен­но­го к чис­лу мест­ной зна­ти свиде­тель­ст­ву­ет и мас­сив­ная грив­на, завер­шаю­ща­я­ся зме­и­ны­ми голов­ка­ми, и меда­льон с голов­кой быка на его шее — зна­ки вла­сти у вар­вар­ских пле­мен, нико­гда не при­ме­няв­ши­е­ся ни рим­ля­на­ми, ни гре­ка­ми. Фигу­ра Нео­к­ла отли­ча­ет­ся от антич­ных скульп­тур сво­и­ми про­пор­ци­я­ми, плос­кост­но­стью и неко­то­рой гра­фич­но­стью испол­не­ния. Мож­но пред­по­ло­жить, что эта скульп­ту­ра была выпол­не­на на Бос­по­ре при­ез­жим масте­ром-гре­ком, ско­рее все­го мало­азий­цем, отра­зив­шим в сво­ем про­из­веде­нии тра­ди­ции мест­но­го искус­ства. Но отсут­ст­вие доста­точ­но­го мате­ри­а­ла не поз­во­ля­ет нам утвер­ждать это с уве­рен­но­стью. Нель­зя иск­лю­чать и воз­мож­ность ее изготов­ле­ния, по зака­зу бос­пор­ско­го пра­ви­те­ля, в одном из мало­азий­ских цен­тров, со скульп­ту­рой кото­рых она име­ет мно­го обще­го. Эта ста­туя инте­рес­на как дока­за­тель­ство широ­ко­го рас­про­стра­не­ния тра­ди­ций анто­ни­нов­ско­го порт­ре­та на всю терри­то­рию антич­но­го мира, вплоть до дале­ких его окра­ин.
——————
* Гор­гип­пия была сто­ли­цей государ­ства син­дов, насе­ляв­ших юго-запад­ную часть Таман­ско­го полу­ост­ро­ва. В IV в. до н. э. ста­ла частью Бос­пор­ско­го цар­ства.

Источники:

комм.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские статуя статуи statua statuae портрет портреты портретный портретная римский мрамор мужской портрет портретная статуя неокла из анапы неокл мужчина
free counters