Статуя Корнелии Антонии из Писидии.

Мрамор. 160—170-е гг.

Стамбул, Археологический музей.

Описание:
Сто­лич­ный рим­ский порт­рет, совер­шен­ст­вуя и раз­ви­вая прин­ци­пы клас­си­ци­зи­ру­ю­ще­го искус­ства анто­ни­нов­ско­го вре­ме­ни, при­хо­дит в позд­них про­из­веде­ни­ях к отри­ца­нию его основ­но­го прин­ци­па — стро­го­сти, про­стоты и ясно­сти пост­ро­е­ния. Порт­рет, раз­ви­ваю­щий­ся в восточ­ных про­вин­ци­ях, до кон­ца II века сох­ра­ня­ет сло­жив­ши­е­ся в ран­не­ан­то­ни­нов­скую эпо­ху стиль и при­е­мы испол­не­ния. Ко вре­ме­ни Мар­ка Авре­лия отно­сит­ся про­ис­хо­дя­щая из Антио­хии в Писидии ста­туя неко­ей Кор­не­лии Анто­нии, хра­ня­ща­я­ся в Архео­ло­ги­че­ском музее в Стам­бу­ле. Строй­ная жен­ская фигу­ра заку­та­на в плащ, край кото­ро­го наки­нут ей на голо­ву. Этот тип ста­туи, вос­хо­дя­щий к скульп­ту­рам ран­не­го элли­низ­ма, с боль­шой тон­ко­стью и мастер­ст­вом вос­про­из­веден мало­азий­ским скуль­п­то­ром. С испол­нен­ной в духе клас­си­че­ских образ­цов фигу­рой хоро­шо гар­мо­ни­ру­ет увен­чи­ваю­щая ее кра­си­вая жен­ская голо­ва. Пра­виль­ные чер­ты округ­ло­го лица, несо­мнен­но, иде­а­ли­зи­ро­ва­ны скуль­п­то­ром. Трак­тов­ка глаз [с.68] с поса­жен­ным под верх­ним веком зрач­ком ана­ло­гич­на трак­тов­ке глаз в рим­ских порт­ре­тах и преж­де все­го в изо­бра­же­ни­ях Фау­сти­ны Млад­шей, жены Мар­ка Авре­лия. Но осо­бая мяг­кость моде­ли­ров­ки и очень уме­рен­ное при­ме­не­ние бура­ва явля­ют­ся осо­бен­но­стя­ми гре­че­ско­го, в том чис­ле и мало­азий­ско­го порт­ре­та того вре­ме­ни.

Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. РИМСКИЙ СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ. М., «Искусство», 1975, с. 67—68, илл. 115.
ENGLISH

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ключевые слова: мрамор женский портрет портретная статуя Корнелии Антонии из Писидии Корнелия Антония женская одежда плащ