Статуя Клеопатры VII
Базальт.
51—30 гг. до н. э.
Высота 104,7 см.
Инв. № ДВ-3936.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Фото: С. И. Сосновский

Статуя Клеопатры VII.

Базальт.
51—30 гг. до н. э.
Высота 104,7 см.
Инв. № ДВ-3936.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Посту­пи­ла в 1929 г. Пере­да­на из двор­ца в Петер­го­фе.

Описание:
Одним из шедев­ров древ­не­еги­пет­ской кол­лек­ции Эрми­та­жа явля­ет­ся ста­туя цари­цы вре­ме­ни дина­стии Пто­ле­ме­ев из чер­но­го базаль­та (инв. № 3936, выс. 105 см, посту­пи­ла в 1929 г. из кол­лек­ции гер­цо­га Лейх­тен­берг­ско­го). Она изо­бра­жа­ет шагаю­щую жен­щи­ну в длин­ном обле­гаю­щем пла­тье, длин­ном трех­част­ном пари­ке с тре­мя уре­я­ми (цар­ски­ми зме­я­ми), с рогом изоби­лия в левой руке и с иеро­гли­фом жиз­ни анх в опу­щен­ной пра­вой; инк­ру­ста­ция глаз и голов­ной убор (веро­ят­но, сол­неч­ный диск меж­ду коро­вьи­ми рога­ми) утра­че­ны. Ста­туя пол­но­стью закон­че­на, так как поверх­ность ее пре­крас­но отпо­ли­ро­ва­на, одна­ко не над­пи­са­на, что дела­ет ее дати­ров­ку и атри­бу­цию само­сто­я­тель­ной про­бле­мой.

В 1957 г. И. А. Лапис при­пи­са­ла ста­тую Арси­ное II, сест­ре и жене Пто­ле­мея II (III в. до н. э.) на осно­ва­нии того, что, судя по изо­бра­же­ни­ям на моне­тах, хотя рог изоби­лия был атри­бу­том несколь­ких пто­ле­ме­ев­ских цариц, раз­дво­ен­ный рог (dikeras) был при­сущ толь­ко ей. Эта атри­бу­ция вошла в ката­лог еги­пет­ской скульп­ту­ры в Эрми­та­же (И. А. Лапис, М. Э. Матье, Древ­не­еги­пет­ская скульп­ту­ра в собра­нии Государ­ст­вен­но­го Эрми­та­жа, Москва, 1969, с. 124—125, кат. № 141), а в послед­нее вре­мя — так­же в ката­ло­ги несколь­ких вре­мен­ных выста­вок. Одна­ко, эта ико­но­гра­фи­че­ская дати­ров­ка явно про­ти­во­ре­чит сти­лю ста­туи, харак­тер­но­му для замет­но более позд­не­го вре­ме­ни, ско­рее все­го I в. до н. э. Для того, чтобы при­ми­рить несов­па­де­ние ико­но­гра­фии и сти­ля, дела­лось пред­по­ло­же­ние о том, что ста­туя может быть посмерт­ной, изготов­лен­ной спу­стя дол­гое вре­мя после смер­ти Арси­нои II, так как ее культ, как извест­но, был очень про­дол­жи­тель­ным.

В ходе под­готов­ки к боль­шой выстав­ке «Клео­пат­ра Еги­пет­ская. От исто­рии к мифу» (РимЛон­донЧика­го, 2000—2002 гг.), одна из ее орга­ни­за­то­ров, Сал­ли-Энн Эштон опре­де­ли­ла груп­пу ненад­пи­сан­ных ста­туй в еги­пет­ском сти­ле, в том чис­ле и эрми­таж­ную, как изо­бра­же­ния Клео­пат­ры VII — той самой цари­цы, исто­рия кото­рой и ее сою­зов с Цеза­рем и Анто­ни­ем дав­но ста­ли одной из зна­ме­ни­тей­ших легенд древ­но­сти. Эта атри­бу­ция осно­вы­ва­ет­ся на том, что в отли­чие от Арси­нои II, носив­шей два урея, три урея харак­тер­ны толь­ко для Клео­пат­ры VII, а раз­дво­ен­ный рог изоби­лия уда­лось обна­ру­жить и на моне­тах послед­ней. Таким обра­зом, Эрми­таж обла­да­ет одной из луч­ших ста­туй пто­ле­ме­ев­ско­го вре­ме­ни, изо­бра­жаю­щей зна­ме­ни­тей­ше­го пер­со­на­жа эпо­хи.


Источники:
(сс) 2018 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная табличка и музейная информация.
© 2019 г. Описание: Официальный сайт музея.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная скульптура скульптурный sculptura базальт статуя клеопатры клеопатра vii филопатра g575 женский портрет птолемеи рог изобилия урей uraeus инв № дв-3936