Медальон с изображением богини земли Геи
Лен, шерсть; гобеленовое переплетение, летающая игла.
Египет. IV в.
Диаметр 25,5 см.
Инв. № ДВ-11440.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Фото: С. И. Сосновский

Медальон с изображением богини земли Геи.

Лен, шерсть; гобеленовое переплетение, летающая игла.
Египет. IV в.
Диаметр 25,5 см.
Инв. № ДВ-11440.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Посту­пил в 1888 г., при­об­ре­тен В. Г. Боком в Ахмиме.

Описание:

ИСКУССТВО КОПТСКОГО ЕГИПТА (IV—XII ВЕКА)

К кон­цу XIX века в Егип­те в про­цес­се рас­ко­пок древ­них памят­ни­ков были обна­ру­же­ны арте­фак­ты, пря­мо не отно­ся­щи­е­ся ни к одной из извест­ных ранее куль­тур: элли­ни­сти­че­ской, рим­ской или визан­тий­ской. В резуль­та­те их изу­че­ния в исто­рии миро­во­го искус­ства появи­лось новое поня­тие — «копт­ское искус­ство». Сло­во «копт» — араб­ское, вос­хо­дя­щее к гре­че­ско­му Αιγύπτιος («егип­тя­нин»). После под­чи­не­ния Егип­та в 642 году ара­бы ста­ли назы­вать так жите­лей доли­ны Нила, про­дол­жав­ших испо­ве­до­вать хри­сти­ан­ство и гово­рить на еги­пет­ском язы­ке. Поня­тие «копт­ский» ста­ло отно­сить­ся ко всей куль­ту­ре мест­но­го насе­ле­ния Егип­та в пери­од с IV по XII век. В насто­я­щее вре­мя для копт­ских памят­ни­ков пред­ло­же­но новое опре­де­ле­ние «еги­пет­ские образ­цы позд­не­ан­тич­но­го, визан­тий­ско­го или ислам­ско­го пери­о­да», опус­каю­щее ука­за­ние на их рели­ги­оз­ную при­над­леж­ность. С момен­та появ­ле­ния пер­вых арте­фак­тов неко­то­рые уче­ные отнес­ли их к послед­ней ста­дии раз­ви­тия антич­но­го искус­ства, отли­чаю­щей­ся пол­ным упад­ком форм и вырож­де­ни­ем клас­си­че­ско­го сти­ля. Тем не менее заслу­гой мно­гих иссле­до­ва­те­лей ста­ло отно­ше­ние к вновь откры­то­му искус­ству как к само­быт­но­му явле­нию позд­не­еги­пет­ской куль­ту­ры, в кото­рой тес­но пере­пле­лись антич­ные, древ­не­во­сточ­ные, хри­сти­ан­ские изо­бра­зи­тель­ные моти­вы и сим­во­ли­ка. Скла­ды­ва­ясь из самых раз­ных источ­ни­ков, оно при­об­ре­та­ет в конеч­ном сче­те свою яркую инди­виду­аль­ность. Пол­ные непо­сред­ст­вен­но­сти и наив­но­го оча­ро­ва­ния, необыч­ные по фор­ме и сти­лю древ­но­сти Егип­та не могут оста­вить рав­но­душ­ны­ми ни люби­те­лей ста­ри­ны, ни их иссле­до­ва­те­лей.

Бога­тей­шее собра­ние позд­не­еги­пет­ских памят­ни­ков III—XII веков зани­ма­ет осо­бое место сре­ди кол­лек­ций Эрми­та­жа. По сво­ей цен­но­сти оно может быть сопо­став­ле­но с ана­ло­гич­ны­ми собра­ни­я­ми в круп­ней­ших музе­ях мира. Кол­лек­ция вклю­ча­ет более 3200 образ­цов тка­ней и око­ло 1000 дру­гих пред­ме­тов, сре­ди них изде­лия из метал­ла, кости, кам­ня, стек­ла и кера­ми­ки. Созда­ние копт­ской кол­лек­ции Эрми­та­жа свя­за­но с име­нем Вла­ди­ми­ра Геор­ги­е­ви­ча Бока (1850—1899) и ста­ло резуль­та­том двух поездок уче­но­го в Еги­пет — в 1889 и 1898 годах.

КОПТСКИЕ ТКАНИ

Копт­ские тка­ни пред­став­ля­ют собой одну из бле­стя­щих стра­ниц худо­же­ст­вен­ной куль­ту­ры Егип­та IV—XII веков. Это изде­лия с фигур­ны­ми и орна­мен­таль­ны­ми укра­ше­ни­я­ми само­го раз­но­го назна­че­ния (заве­сы, шали, туни­ки, пок­ры­ва­ла, сал­фет­ки), изготов­лен­ные из нитей неок­ра­шен­но­го льна и цвет­ной шер­сти в гобе­ле­но­вой тех­ни­ке. Эрми­таж­ное собра­ние дает воз­мож­ность изу­че­ния всех пери­о­дов позд­не­еги­пет­ско­го тка­че­ства, в том чис­ле и отдель­ных его шедев­ров — меда­льо­на с изо­бра­же­ни­ем боги­ни зем­ли Геи (IV век), пур­пур­ной встав­ки с ком­по­зи­ци­ей «Две­на­дцать подви­гов Герак­ла» (VI век), боль­шой заве­сы с колон­ной и дву­мя дере­вья­ми (V век), кла­ва с изо­бра­же­ни­ем сцен из жиз­ни Хри­ста (VII—VIII века).

Хри­сти­ан­ское искус­ство Егип­та заим­ст­во­ва­ло свои темы из бога­то­го элли­ни­сти­че­ско­го наследия. Преж­де все­го, вост­ре­бо­ван­ны­ми ока­за­лись сюже­ты, свя­зан­ные с иде­я­ми воз­рож­де­ния и обре­те­ния веч­ной жиз­ни. Изо­бра­же­ния антич­ных богов на копт­ских тка­нях встре­ча­ют­ся ред­ко, в первую оче­редь худож­ни­ки отда­ва­ли пред­по­чте­ние наи­бо­лее дра­ма­тич­ным и лег­ко узна­ва­е­мым сим­во­ли­че­ским ком­по­зи­ци­ям. К ним отно­сят­ся памят­ни­ки дио­ни­сий­ско­го кру­га, в том чис­ле сце­ны с изо­бра­же­ни­ем сбо­ра пло­дов и вино­гра­да, вре­ме­на года и меся­цы, под­чер­ки­ваю­щие его цик­лич­ность и повто­ря­е­мый ритм жиз­ни. Охот­ни­чьи сюже­ты в алле­го­ри­че­ской фор­ме выра­жа­ли победу добра над злом, три­умф жиз­ни над смер­тью. Они пока­зы­ва­ли доб­лесть, силу и доб­ро­де­тель охот­ни­ков, отож­дествляя с ними умер­ших и при­об­щая их к бес­смер­тию. Излюб­лен­ной темой алек­сан­дрий­ско­го искус­ства ста­ло изо­бра­же­ние ниль­ских моти­вов, кото­рые, вый­дя за пре­де­лы еги­пет­ской сто­ли­цы, полу­чи­ли широ­кое рас­про­стра­не­ние в копт­ском тка­че­стве. Фау­на и фло­ра Нила — утки, рыбы, розо­вые лото­сы, охота на гип­по­пота­мов и кро­ко­ди­лов, лод­ки с рыба­ка­ми и эрота­ми — заня­ли вид­ное место на позд­не­ан­тич­ных тка­нях, были неотъ­ем­ле­мы­ми эле­мен­та­ми ниль­ско­го пей­за­жа, пони­ма­е­мо­го как рай­ский ланд­шафт. Изо­бра­же­ния на заве­сах и меда­льо­нах ваз и кор­зин, напол­нен­ных цве­та­ми и пло­да­ми, в виде боль­ших ком­по­зи­ций и орна­мен­таль­ных укра­ше­ний, обе­ща­ли про­цве­та­ние и рисо­ва­ли кар­ти­ну хри­сти­ан­ско­го рая.

Боль­шин­ство этих изо­бра­же­ний зак­лю­ча­ло в себе идею спа­се­ния и вос­кре­се­ния, что самым есте­ствен­ным обра­зом соот­но­си­лось с мно­готы­ся­че­лет­ним опы­том егип­тян в борь­бе за обре­те­ние бес­смер­тия.

Нек­ро­поль эль-Бага­ват [см. фото] — одно из древ­ней­ших в мире хри­сти­ан­ских захо­ро­не­ний, дати­ру­ет­ся IV—VI века­ми. Погре­баль­ные поме­ще­ния (сох­ра­ни­лось 263) пред­став­ля­ют собой часов­ни в виде неболь­шо­го пор­та­ла с купо­лом. Сте­ны неко­то­рых из них укра­ша­ют рос­пи­си с биб­лей­ски­ми сце­на­ми. Наи­бо­лее извест­ные часов­ни «Исход» и «Мир» полу­чи­ли наз­ва­ния бла­го­да­ря теме цен­траль­ной рос­пи­си — «Исход евре­ев из Егип­та» и пер­со­ни­фи­ка­ция фигу­ры Мир. Выбор ран­не­хри­сти­ан­ских сюже­тов стро­го рег­ла­мен­ти­ро­ван и пока­зы­ва­ет связь с поми­наль­ной молит­вой, извест­ной по Актам апо­столь­ских поста­нов­ле­ний: «Ноев ков­чег», «Жерт­во­при­но­ше­ние Авра­ама», «Дани­ил во рву льви­ном», «Три отро­ка в пещи огнен­ной», «Вос­кре­ше­ние Лаза­ря». Все сюже­ты в рос­пи­сях мож­но интер­пре­ти­ро­вать как емкий образ спа­се­ния пра­вед­ни­ков, надеж­ду на их буду­щее вос­кре­се­ние и победу над смер­тью. Так, ком­по­зи­ция «Исход евре­ев из Егип­та» нагляд­но пока­зы­ва­ет, что толь­ко вера в истин­но­го Бога дает помощь и спа­се­ние. Изо­бра­же­ния в пару­сах сво­дов часо­вен взле­таю­щих ввысь фигур орла, феник­са и пав­ли­на пред­став­ля­ют собой ком­по­зи­цию Воз­не­се­ния, демон­стри­руя важ­ней­шую для хри­сти­ан­ско­го созна­ния идею Вос­кре­се­ния.

Погре­бен­ные в подоб­ных часов­нях были оде­ты в туни­ки и обер­ну­ты в пок­ры­ва­ла или заве­сы, ино­гда исполь­зу­е­мые еще при жиз­ни. Изо­бра­же­ния на одеж­дах, как и в рос­пи­сях, глу­бо­ко сим­во­лич­ны, несут функ­цию апотро­пея и дару­ют веч­ную жизнь.

Меда­льон с изо­бра­же­ни­ем боги­ни зем­ли Геи

К ран­ним памят­ни­кам эрми­таж­ной кол­лек­ции отно­сят­ся выпол­нен­ные в тех­ни­ке гобе­ле­но­во­го пере­пле­те­ния муж­ские и жен­ские погруд­ные изо­бра­же­ния IV—V веков. В их сти­ле про­сле­жи­ва­ет­ся вли­я­ние рим­ско­го живо­пис­но­го порт­ре­та, извест­но­го на терри­то­рии Егип­та как фаюм­ский. Для этих порт­ре­тов харак­те­рен лег­кий лево- или пра­во­сто­рон­ний пово­рот, есте­ствен­ность в пере­да­че глаз и черт лица с асси­мет­рич­ным абри­сом за счет исполь­зо­ва­ния гра­да­ций полу­то­нов и све­то­те­ни. Эти порт­ре­ты, несо­мнен­но, воз­ник­ли под вли­я­ни­ем изо­бра­же­ний мно­го­чис­лен­ных элли­ни­сти­че­ских богов и геро­ев. Осо­бен­но часто их обра­зы встре­ча­ют­ся на моза­и­ках, откуда заим­ст­ву­ют­ся худож­ни­ка­ми для созда­ния спе­ци­аль­ных рисун­ков, при­ме­ня­ю­щих­ся тка­ча­ми в рабо­те. Жен­ское пояс­ное изо­бра­же­ние в цен­тре меда­льо­на обыч­но вопло­ща­ет идею пло­до­ро­дия и здо­ро­вья, муж­ское несет бла­го­по­лу­чие, уда­чу и защи­ту. Это изо­бра­же­ния вре­мен года и меся­цев, боги­ни зем­ли Геи и Оке­а­на, рек, вод­ных источ­ни­ков, пер­со­ни­фи­ка­ции горо­дов и домаш­не­го оча­га, алле­го­рии воз­рож­де­ния и про­цве­та­ния, веры, надеж­ды, доб­ле­сти. Тка­ни с пер­со­ни­фи­ка­ци­я­ми, отно­ся­щи­е­ся к ран­не­му пери­о­ду IV—V веков, сох­ра­ни­лись в срав­ни­тель­но неболь­шом коли­че­стве. Бле­стя­щим образ­цом подоб­но­го рода памят­ни­ков может слу­жить тка­ный меда­льон с изо­бра­же­ни­ем боги­ни зем­ли Геи.

В цен­тре меда­льо­на, обрам­лен­но­го рас­ти­тель­ной гир­лян­дой с розо­вы­ми цве­та­ми, вытка­но погруд­ное изо­бра­же­ние моло­дой жен­щи­ны в пово­ро­те три чет­вер­ти. Над ее голо­вой — сол­неч­ный диск с еги­пет­ским атри­бу­том боже­ст­вен­но­сти — зме­ей-уре­ем. Для созда­ния объ­ем­ной моде­ли­ров­ки форм с тон­чай­шей линей­ной орна­мен­та­ци­ей мастер при­ме­ня­ет око­ло трид­ца­ти оттен­ков цве­та: розо­во­го, жел­то­го, корич­не­во­го и лило­во­го. На фоне меда­льо­на спра­ва гре­че­ски­ми бук­ва­ми вытка­но имя боги­ни зем­ли — ΓΗ. В ее руках — чаша, древ­не­во­сточ­ный сим­вол пло­до­ро­дия. Дета­ли костю­ма, в виде пла­ща, завя­зан­но­го на груди харак­тер­ным узлом, при­чес­ка и голов­ное укра­ше­ние пока­зы­ва­ют связь гре­че­ской боги­ни зем­ли с обра­зом древ­не­еги­пет­ской Иси­ды, что типич­но для рели­ги­оз­но-син­кре­ти­че­ских воз­зре­ний позд­ней антич­но­сти. Эрми­таж­ный меда­льон — пар­ный к тка­ни с изо­бра­же­ни­ем реч­но­го боже­ства Нила из собра­ния Государ­ст­вен­но­го музея изо­бра­зи­тель­ных искусств име­ни А. С. Пуш­ки­на в Москве и слу­жил укра­ше­ни­ем верх­ней части туни­ки. Соглас­но рим­ско­му пони­ма­нию миро­устрой­ства, зем­ля, подоб­но ост­ро­ву, была окру­же­на водой. Боги­ня зем­ли оли­це­тво­ря­ла собой опло­до­тво­рен­ную Нилом поч­ву. Несмот­ря на рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ства, пред­став­ле­ния о ниль­ской паре богов были еще доста­точ­но силь­ны. Выткан­ные на меда­льо­нах обра­зы Геи и Нила слу­жи­ли оли­це­тво­ре­ни­ем изоби­лия, пло­до­ро­дия и обре­те­ния веч­ной жиз­ни. О зем­ле как о тво­ре­нии, про­из­во­дя­щем пло­ды, писа­ли Васи­лий Вели­кий и Иоанн Зла­то­уст. «Одна­ко, — отме­чал Иоанн, — нам не сле­ду­ет при­пи­сы­вать все эти бла­га самой при­ро­де зем­ли, но ско­рее силе созда­те­ля, кото­рый ее создал». Хри­сти­ан­ские ком­по­зи­ции, в отли­чие от рим­ской кос­мо­гра­фии, были при­зва­ны пока­зать мно­го­об­ра­зие боже­ст­вен­но­го тво­ре­ния.

300. Ткань с изо­бра­же­ни­ем Геи. Меда­льон

Еги­пет IV в.
Лен, шерсть; гобе­ле­но­вая тех­ни­ка.
Диа­метр 25,5 см.

При­ве­зе­на в 1898 г. В. Г. Боком из Егип­та; место наход­ки — Ахмим.
Инв. № 11440.

Меда­льон с мно­го­цвет­ным погруд­ным изо­бра­же­ни­ем боги­ни Зем­ли Геи. На ее голо­ве — цве­ты, коло­сья и сол­неч­ный диск с уре­ем. Поверх хито­на наки­нут плащ, завя­зан­ный спе­ре­ди так назы­вае­мым узлом Иси­ды. В склад­ках пла­ща — рог изоби­лия или чаша. На фоне меда­льо­на гре­че­ски­ми бук­ва­ми вытка­но имя боги­ни: ΓΗ. Обрам­ле­ние — цве­точ­ная гир­лян­да.

Этот памят­ник — несо­мнен­ный шедевр копт­ско­го тка­че­ства. Он явля­ет­ся пар­ным к меда­льо­ну с изо­бра­же­ни­ем бога Нила в собра­нии ГМИИ (инв. № 5822). С обра­зом боги­ни Зем­ли свя­зы­ва­лась мысль об обес­пе­че­нии загроб­но­го суще­ст­во­ва­ния. Чаша в ее руках сим­во­ли­зи­ру­ет пло­до­ро­дие.

Лите­ра­ту­ра:
Импе­ра­тор­ский Эрми­таж: Ука­за­тель Отде­ле­ния Сред­них веков и эпо­хи Воз­рож­де­ния / Сост. Н. П. Кон­да­ков. СПб., 1891. С. 248. № 75;
Бок В. Г. О копт­ском искус­стве. Копт­ские узор­ча­тые тка­ни // Труды VIII Архео­ло­ги­че­ско­го съезда в Москве в 1890 г. М., 1897. Т. III. С. 229—230. Табл. XVI, I и XXII;
Матье М. Э., Ляпу­но­ва К. С. Худо­же­ст­вен­ные тка­ни копт­ско­го Егип­та. М.; Л., 1951. С. 94. № 15;
Каков­кин А. Я. Сок­ро­ви­ща копт­ской кол­лек­ции Государ­ст­вен­но­го Эрми­та­жа: Ката­лог. СПб., 2004. С. 47—48. № 27. Табл. I.

А. Я. Каков­кин

Источники:
(сс) 2018 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
© 2018 г. Текст: музейная табличка и музейные информационные стенды.
© 2007 г. Описание (кат. № 300): Александр Великий. Путь на Восток. Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. Чистый лист, СПб, 2007. С. 263, кат. № 300.
Ключевые слова: греческая мифология mythologia graeca коптская ткань лен шерсть гобеленовое переплетение летающая игла медальон гея солнце солнечный диск урей uraeus узел исиды изиды чаша серьги цветок цветы лист листья растительный орнамент ахмим инв № дв-11440