Голова мальчика-ливийца
Мрамор. Время Флавиев. Москва, ГМИИ имени А. С. Пушкина.

Голова мальчика-ливийца.

Мрамор. Время Флавиев.

Москва, ГМИИ имени А. С. Пушкина.

Происхождение:
Из Алек­сан­дрии.

Описание:
Порт­рет свиде­тель­ст­ву­ет о тес­ной свя­зи меж­ду гре­ко-восточ­ным и рим­ским миром. В этом плане инте­ре­сен так­же порт­рет маль­чи­ка-ливий­ца, про­ис­хо­дя­щий из Алек­сан­дрии, хра­ня­щий­ся в Государ­ст­вен­ном музее изо­бра­зи­тель­ных искусств име­ни А.С. Пуш­ки­на в Москве. По-види­мо­му, эта голо­ва маль­чи­ка, как и боль­шая часть дет­ских порт­ре­тов в Риме, была посмерт­ным изо­бра­же­ни­ем. Выпол­нен­ная из мра­мо­ра, голо­ва пок­ры­та лев­ка­сом и позо­ло­той, следы кото­рой сох­ра­ни­лись по всей поверх­но­сти лица. Этот при­ем позо­лоты мра­мо­ра может быть сопо­став­лен с золоты­ми мас­ка­ми Древ­не­го Егип­та. Золо­че­ние мра­мор­ных ста­туй не при­ме­ня­лось в клас­си­че­ской и элли­ни­сти­че­ской Гре­ции, но в Риме, осо­бен­но в импе­ра­тор­скую эпо­ху, оно при­ме­ня­лось. В этой голо­ве соче­та­ют­ся еги­пет­ская тра­ди­ция и рим­ский вкус к пыш­но­сти и рос­ко­ши. Тип лица маль­чи­ка — не рим­ский. Это ливи­ец с густы­ми воло­са­ми и тол­сты­ми губа­ми. Порт­рет испол­нен хоро­шим скуль­п­то­ром, удач­но пере­дав­шим воз­раст­ные и этни­че­ские осо­бен­но­сти лица. Живо­пис­ная мане­ра испол­не­ния зак­лю­че­на в стро­гие, сдер­жан­ные фор­мы, соот­вет­ст­ву­ю­щие посмерт­но­му изо­бра­же­нию. Эту голо­ву сле­ду­ет рас­смат­ри­вать как обра­зец рим­ско­го порт­ре­та, пере­не­сен­но­го на поч­ву Егип­та, кото­рый в это вре­мя под­верг­ся силь­но­му вли­я­нию гре­ко-рим­ской куль­ту­ры.

Источники:
Ключевые слова: мрамор мужской детский портрет голова мальчика-ливийца мальчик-ливиец мальчик ливиец