Сфинкс. Т. н. малая метопа из храма Y в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
560—550 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей. Фото: И. А. Шурыгин

Сфинкс. Т. н. малая метопа из храма Y в Селинунте.

Плотный известняк из Менфи.
560—550 гг. до н. э.

Палермо, Региональный археологический музей.

Описание:

Малые мето­пы Сели­нун­та

Так назы­вае­мые «Малые мето­пы» дати­ру­ют­ся 560—550 гг. до н. э. В элли­ни­сти­че­ский пери­од (IV—III вв. до н. э.) они были исполь­зо­ва­ны в каче­стве стро­и­тель­но­го мате­ри­а­ла при воз­веде­нии город­ских стен. Малые мето­пы явля­ют­ся древ­ней­ши­ми из сох­ра­нив­ших­ся метоп Сици­лии и Вели­кой Гре­ции (мето­па — кон­струк­тив­ный эле­мент фри­за, пред­став­ля­ю­щий собой камен­ную пли­ту, пок­ры­тую релье­фом и уста­нов­лен­ную меж­ду три­гли­фов). Выпол­нен­ные из мяг­ко­го, но плот­но­го извест­ня­ка из Мен­фи, основ­но­го скульп­тур­но­го мате­ри­а­ла в Сели­нун­те, мето­пы отли­ча­ют­ся очень низ­ким релье­фом. Изна­чаль­но фигу­ры релье­фа были пок­ры­ты крас­кой. Сох­ра­ни­лось шесть малых метоп и око­ло дюжи­ны фраг­мен­тов, кото­рые по сти­ли­сти­че­ским осо­бен­но­стям мож­но разде­лить на две груп­пы.

Пер­вая груп­па вклю­ча­ет в себя:

1) Изо­бра­же­ние Сфинк­са, одно­го из наи­бо­лее извест­ных мифо­ло­ги­че­ских существ; чудо­ви­ще, изгото­вив­ше­е­ся к прыж­ку, изо­бра­же­но в пра­вый про­филь.

2) Сце­ну похи­ще­ния Евро­пы Зев­сом, где бог, обра­тив­ший­ся в быка, плы­вет по морю, пол­но­му рыбы, с похи­щен­ной пре­крас­ной фини­кий­ской прин­цес­сой на спине.

3) Рельеф с изо­бра­же­ни­ем Делий­ской три­а­ды: Апол­ло­на, играю­ще­го на цит­ре, Лато­ны, его мате­ри, и Арте­ми­ды, его сест­ры.

4) Рельеф с тре­мя боже­ства­ми в пыш­ных при­чес­ках и цере­мо­ни­аль­ных одеж­дах, обыч­но иден­ти­фи­ци­ру­е­мые как Демет­ра, Кора/Пер­се­фо­на и Гека­та, либо как три боги­ни Судь­бы, доче­ри Зев­са и Фети­ды, либо как Пер­се­фо­ну с дву­мя спут­ни­ца­ми на лугу перед похи­ще­ни­ем ее Гаде­сом.

Отли­чи­тель­ным при­зна­ком этой груп­пы метоп слу­жит рам­ка, окру­жаю­щая рельеф, с оди­на­ко­вы­ми по высо­те верх­ней и ниж­ней сто­ро­на­ми.

Вто­рая груп­па вклю­ча­ет в себя:

1) Мето­пу с изо­бра­же­ни­ем квад­ри­ги, управ­ля­е­мую дву­мя боги­ня­ми, обыч­но иден­ти­фи­ци­ру­е­мы­ми как Гера и Афи­на, либо Демет­ра и Кора/Пер­се­фо­на.

2) Частич­но сох­ра­нив­шу­ю­ся мето­пу с изо­бра­же­ни­ем Гер­ку­ле­са, сра­жаю­ще­го­ся с про­тив­ни­ком с бычьим телом — Крит­ским быком или Ахе­ло­ем.

Отли­чи­тель­ным при­зна­ком этой груп­пы метоп слу­жит широ­кая ниж­няя и узкая верх­няя сто­ро­ны рам­ки. Раз­ни­ца в высо­те сто­рон рамок поз­во­ля­ет иск­лю­чить при­над­леж­ность обе­их групп метоп одно­му фри­зу. Они мог­ли нахо­дить­ся на раз­ных сто­ро­нах одно­го зда­ния или укра­шать фри­зы двух раз­ных зда­ний. В послед­нем слу­чае пер­вая груп­па метоп мог­ла при­над­ле­жать т. н. хра­му Y, пер­во­му зда­нию Сели­нун­та с перип­те­ром. Тогда вто­рая груп­па метоп мог­ла отно­сить­ся к неиден­ти­фи­ци­ро­ван­но­му хра­му того же пери­о­да, т. н. хра­му X.


Источники:
© 2018 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческая мифология mythologia graeca сфинкс сфинга sphinx великая греция magna graecia плотный известняк из менфи рельеф малые метопы малая метопа метопа из храма храм y в селинунте храм малых метоп селинунт selinuntum сицилия сфинкс сфинга