Портрет Менандра
Мрамор.
Римская работа по оригиналу Кефисодота Младшего и Тимарха, сыновей Праксителя.
Инв. № ГР-9183 (А 851).Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Фото: С. И. Сосновский

Портрет Менандра.

Мрамор.
Римская работа по оригиналу Кефисодота Младшего и Тимарха, сыновей Праксителя.
Инв. № ГР-9183 (А 851).

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Посту­пил в 1924 г. из Гат­чин­ско­го двор­ца.

Описание:

8. Бюст Менанд­ра

Рим­ская копия вре­ме­ни Авгу­ста (I в. до н. э. — I в. н. э.) с гре­че­ско­го ори­ги­на­ла пери­о­да высо­ко­го элли­низ­ма (II в. до н. э.).
Мра­мор. Высота 35,0 см
Посту­пил из Гат­чин­ско­го двор­ца в 1924 г.
Инв. № А. 851

Менандр (342—293) — вели­кий гре­че­ский поэт, глав­ный пред­ста­ви­тель Новой комедии. Нова­тор­ство Менанд­ра состо­я­ло в том, что он ввел в комедию ситу­а­ции из част­ной жиз­ни, создав харак­те­ры и типы, про­жив­шие мно­го веков на евро­пей­ской сцене. «Пока будут суще­ст­во­вать хит­рый раб, суро­вый отец, негод­ни­ца-свод­ня, лас­ко­вая гете­ра, будет жить и Менандр», — писал рим­ский поэт Овидий (Amores, I, 15).

Менандр про­ис­хо­дил из бла­го­род­ной афин­ской семьи, полу­чил пре­крас­ное обра­зо­ва­ние и вос­пи­та­ние. Извест­но, что он слу­жил в Кор­пу­се эфе­бов у Эпи­ку­ра, учил­ся у Фео­ф­ра­с­та (Diog. Laert., V, 36), был дру­гом пра­ви­те­ля Демет­рия Фалер­ско­го (Diog. Laert., V, 79). Первую победу в теат­раль­ном состя­за­нии Менандр заво­е­вал в 315 г. до н. э., а все­го за свою недол­гую жизнь он напи­сал более ста комедий. Самые извест­ные из пьес (по сох­ра­нив­шим­ся фраг­мен­там и пере­ра­бот­кам рим­ско­го вре­ме­ни) — «Брюз­га», «Отре­зан­ная коса», «Бра­тья», «Двой­ной обман» и мно­гие дру­гие. При жиз­ни Менандр не имел боль­шо­го успе­ха, одна­ко после смер­ти полу­чил все­об­щее при­зна­ние: его счи­та­ли вели­чай­шим после Гоме­ра поэтом, и, бес­спор­но, самым луч­шим из сочи­ни­те­лей комедий (Quint. Inst., X., I, 69—72).

Памят­ник Менан­д­ру был воз­двиг­нут вско­ре после его смер­ти, в 290 г. до н. э. Как рас­ска­зы­ва­ет Пав­са­ний (I, 21, 1), ста­тую изва­я­ли скуль­п­то­ры Кефи­со­дот и Тимарх, сыно­вья Пра­к­си­те­ля. Дей­ст­ви­тель­но, их под­пись (вме­сте с над­пи­сью «Менандр») в 1862 г. была обна­ру­же­на на антич­ном поста­мен­те, най­ден­ном в теат­ре Дио­ни­са в Афи­нах.

В элли­ни­сти­че­ский пери­од, по-види­мо­му, ста­туя часто копи­ро­ва­лась, но пика популяр­но­сти Менандр достиг в эпо­ху ран­ней Рим­ской импе­рии (I в. до н. э. — I. в. н. э.). Об этом гово­рит огром­ное коли­че­ство порт­ре­тов (более 70), создан­ных в прав­ле­ние Авгу­ста и сох­ра­нив­ших­ся до наших дней. Они были най­де­ны в самых раз­ных угол­ках обшир­ной терри­то­рии Рим­ской импе­рии — в Ита­лии, Гре­ции, Малой Азии, Север­ной Афри­ке. Поэто­му неко­то­рые уче­ные даже были склон­ны думать, что этот тип лица на самом деле при­над­ле­жит не гре­че­ско­му, а рим­ско­му поэту, напри­мер, Вер­ги­лию. Впо­след­ст­вии, когда обна­ру­жил­ся малень­кий брон­зо­вый бюст эпо­хи элли­низ­ма с антич­ной над­пи­сью «Менандр», сомне­ния рас­се­я­лись, и ныне мы хоро­шо пред­став­ля­ем себе, как выглядел про­слав­лен­ный гре­че­ский поэт.

Как внеш­ность Менанд­ра, так и стиль его изо­бра­же­ний доволь­но силь­но отли­ча­ют­ся от при­выч­ных порт­ре­тов гре­че­ских поэтов. Поэт изо­бра­жал­ся непре­мен­но с боро­дой, как пра­ви­ло, это был пожи­лой и не слиш­ком кра­си­вый чело­век. Имен­но так его пред­став­ля­ют и скульп­тур­ный порт­рет, и опи­са­ния, сох­ра­нив­ши­е­ся у антич­ных авто­ров: Еври­пид, напри­мер, имел длин­ную нече­са­ную боро­ду, а Ари­сто­фан был лысым и гово­рил, что «истин­ным поэтом явля­ет­ся тот, кто име­ет сия­ю­щий лоб» (Plut., Quest. Conv., II, 1, 12). Менандр же пред­став­лен без­бо­ро­дым, хоро­шо пост­ри­жен­ным и свет­ским: с эле­гант­ной внеш­но­стью и пре­тен­ци­оз­ным шар­мом. Впро­чем, тако­му обли­ку вполне соот­вет­ст­ву­ет образ, создан­ный в антич­ной лите­ра­ту­ре: Афи­ней назы­ва­ет Менанд­ра «кра­си­вым» (VI, 248d). Федр рас­ска­зы­ва­ет, что он ума­щал бла­го­во­ни­я­ми воло­сы, ходил в длин­ных одеж­дах, дви­гал­ся том­но и нето­роп­ли­во (Phaedrus, Fabulae Aesopiae, V, 1, 12).

Бюст Менанд­ра из Эрми­та­жа был выпол­нен хоро­шим рим­ским копи­и­стом, при­внес­шим арти­стизм и утон­чен­ность в искус­ство авгу­стов­ско­го клас­си­циз­ма. Сам ори­ги­нал порт­ре­та, подан­но­го «в бай­ро­нов­ском» сти­ле, по-види­мо­му, был создан не в III в. до н. э., а зна­чи­тель­но поз­же, в эпо­ху Высо­ко­го элли­низ­ма, и был пред­на­зна­чен для зна­ме­ни­той биб­лио­те­ки Пер­га­ма.

А. А. Тро­фи­мо­ва

Источники:
(сс) 2019 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная табличка.
© 2005 г. Описание: Музы и маски. Каталог выставки (Санкт-Петербург, Эрмитаж, 1 марта — 30 мая 2005 г.). Издательство «Арс», СПб, 2005. С. 56, кат. № 8.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские греческий деятель грек греки римская копия голова менандр менандра menander menandros портрет портреты портретный портретная мрамор мужской портрет портретная голова менандр кефисодот младший тимарх инв № гр-9183 (а 851)