Портрет Менандра
Мрамор.
Римская работа по оригиналу Кефисодота Младшего и Тимарха, сыновей Праксителя.
Инв. № ГР-9183 (А 851).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Фото: С. И. Сосновский

Портрет Менандра.

Мрамор.
Римская работа по оригиналу Кефисодота Младшего и Тимарха, сыновей Праксителя.
Инв. № ГР-9183 (А 851).

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Посту­пил в 1924 г. из Гат­чин­ско­го двор­ца.

Описание:

8. Бюст Менанд­ра

Рим­ская копия вре­ме­ни Авгу­ста (I в. до н. э. — I в. н. э.) с гре­че­ско­го ори­ги­на­ла пери­о­да высо­ко­го элли­низ­ма (II в. до н. э.).
Мра­мор. Высота 35,0 см
Посту­пил из Гат­чин­ско­го двор­ца в 1924 г.
Инв. № А. 851

Менандр (342—293) — вели­кий гре­че­ский поэт, глав­ный пред­ста­ви­тель Новой комедии. Нова­тор­ство Менанд­ра состо­я­ло в том, что он ввел в комедию ситу­а­ции из част­ной жиз­ни, создав харак­те­ры и типы, про­жив­шие мно­го веков на евро­пей­ской сцене. «Пока будут суще­ст­во­вать хит­рый раб, суро­вый отец, негод­ни­ца-свод­ня, лас­ко­вая гете­ра, будет жить и Менандр», — писал рим­ский поэт Овидий (Amores, I, 15).

Менандр про­ис­хо­дил из бла­го­род­ной афин­ской семьи, полу­чил пре­крас­ное обра­зо­ва­ние и вос­пи­та­ние. Извест­но, что он слу­жил в Кор­пу­се эфе­бов у Эпи­ку­ра, учил­ся у Фео­ф­ра­с­та (Diog. Laert., V, 36), был дру­гом пра­ви­те­ля Демет­рия Фалер­ско­го (Diog. Laert., V, 79). Первую победу в теат­раль­ном состя­за­нии Менандр заво­е­вал в 315 г. до н. э., а все­го за свою недол­гую жизнь он напи­сал более ста комедий. Самые извест­ные из пьес (по сох­ра­нив­шим­ся фраг­мен­там и пере­ра­бот­кам рим­ско­го вре­ме­ни) — «Брюз­га», «Отре­зан­ная коса», «Бра­тья», «Двой­ной обман» и мно­гие дру­гие. При жиз­ни Менандр не имел боль­шо­го успе­ха, одна­ко после смер­ти полу­чил все­об­щее при­зна­ние: его счи­та­ли вели­чай­шим после Гоме­ра поэтом, и, бес­спор­но, самым луч­шим из сочи­ни­те­лей комедий (Quint. Inst., X., I, 69—72).

Памят­ник Менан­д­ру был воз­двиг­нут вско­ре после его смер­ти, в 290 г. до н. э. Как рас­ска­зы­ва­ет Пав­са­ний (I, 21, 1), ста­тую изва­я­ли скуль­п­то­ры Кефи­со­дот и Тимарх, сыно­вья Пра­к­си­те­ля. Дей­ст­ви­тель­но, их под­пись (вме­сте с над­пи­сью «Менандр») в 1862 г. была обна­ру­же­на на антич­ном поста­мен­те, най­ден­ном в теат­ре Дио­ни­са в Афи­нах.

В элли­ни­сти­че­ский пери­од, по-види­мо­му, ста­туя часто копи­ро­ва­лась, но пика популяр­но­сти Менандр достиг в эпо­ху ран­ней Рим­ской импе­рии (I в. до н. э. — I. в. н. э.). Об этом гово­рит огром­ное коли­че­ство порт­ре­тов (более 70), создан­ных в прав­ле­ние Авгу­ста и сох­ра­нив­ших­ся до наших дней. Они были най­де­ны в самых раз­ных угол­ках обшир­ной терри­то­рии Рим­ской импе­рии — в Ита­лии, Гре­ции, Малой Азии, Север­ной Афри­ке. Поэто­му неко­то­рые уче­ные даже были склон­ны думать, что этот тип лица на самом деле при­над­ле­жит не гре­че­ско­му, а рим­ско­му поэту, напри­мер, Вер­ги­лию. Впо­след­ст­вии, когда обна­ру­жил­ся малень­кий брон­зо­вый бюст эпо­хи элли­низ­ма с антич­ной над­пи­сью «Менандр», сомне­ния рас­се­я­лись, и ныне мы хоро­шо пред­став­ля­ем себе, как выглядел про­слав­лен­ный гре­че­ский поэт.

Как внеш­ность Менанд­ра, так и стиль его изо­бра­же­ний доволь­но силь­но отли­ча­ют­ся от при­выч­ных порт­ре­тов гре­че­ских поэтов. Поэт изо­бра­жал­ся непре­мен­но с боро­дой, как пра­ви­ло, это был пожи­лой и не слиш­ком кра­си­вый чело­век. Имен­но так его пред­став­ля­ют и скульп­тур­ный порт­рет, и опи­са­ния, сох­ра­нив­ши­е­ся у антич­ных авто­ров: Еври­пид, напри­мер, имел длин­ную нече­са­ную боро­ду, а Ари­сто­фан был лысым и гово­рил, что «истин­ным поэтом явля­ет­ся тот, кто име­ет сия­ю­щий лоб» (Plut., Quest. Conv., II, 1, 12). Менандр же пред­став­лен без­бо­ро­дым, хоро­шо пост­ри­жен­ным и свет­ским: с эле­гант­ной внеш­но­стью и пре­тен­ци­оз­ным шар­мом. Впро­чем, тако­му обли­ку вполне соот­вет­ст­ву­ет образ, создан­ный в антич­ной лите­ра­ту­ре: Афи­ней назы­ва­ет Менанд­ра «кра­си­вым» (VI, 248d). Федр рас­ска­зы­ва­ет, что он ума­щал бла­го­во­ни­я­ми воло­сы, ходил в длин­ных одеж­дах, дви­гал­ся том­но и нето­роп­ли­во (Phaedrus, Fabulae Aesopiae, V, 1, 12).

Бюст Менанд­ра из Эрми­та­жа был выпол­нен хоро­шим рим­ским копи­и­стом, при­внес­шим арти­стизм и утон­чен­ность в искус­ство авгу­стов­ско­го клас­си­циз­ма. Сам ори­ги­нал порт­ре­та, подан­но­го «в бай­ро­нов­ском» сти­ле, по-види­мо­му, был создан не в III в. до н. э., а зна­чи­тель­но поз­же, в эпо­ху Высо­ко­го элли­низ­ма, и был пред­на­зна­чен для зна­ме­ни­той биб­лио­те­ки Пер­га­ма.

А. А. Тро­фи­мо­ва

Источники:
(сс) 2019 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная табличка.
© 2005 г. Описание: Музы и маски. Каталог выставки (Санкт-Петербург, Эрмитаж, 1 марта — 30 мая 2005 г.). Издательство «Арс», СПб, 2005. С. 56, кат. № 8.
Ключевые слова: мрамор мужской портрет портретная голова Менандр Кефисодот Младший Тимарх Инв № ГР 9183 А 851