
Портрет Менандра
Бронза.Римская работа 25 г. до н. э. — 50 г. н. э. по оригиналу нач. IV в. до н. э. Кефисодота Младшего и Тимарха, сыновей Праксителя.
17 × 8,1 см.Инв. № 72.AB.108.Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
Портрет Менандра.
Бронза.
Римская работа 25 г. до н. э. — 50 г. н. э. по оригиналу нач. IV в. до н. э. Кефисодота Младшего и Тимарха, сыновей Праксителя.
17 × 8,1 см.
Римская работа 25 г. до н. э. — 50 г. н. э. по оригиналу нач. IV в. до н. э. Кефисодота Младшего и Тимарха, сыновей Праксителя.
17 × 8,1 см.
Инв. № 72.AB.108.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
Происхождение:
До 1972 г. — Robin Symes, Limited (Лондон, Англия), продано Музею Дж. Пола Гетти в 1972 г.
Описание:
Греческая надпись на базе этого бюста идентифицирует фигуру как Менандра (ок. 342—291 гг. до н. э.). Этот портрет, изображающий гладко выбритого мужчину с худощавым лицом, высокими скулами и высоким прямоугольным лбом, является одним из более чем шестидесяти сохранившихся римских портретов афинского драматурга. Как представляется, все они происходят от общего источника, а стилистические особенности указывают на то, что моделью послужила голова статуи Менандра, созданной Кефисодотом Младшим и его братом Тимархом (работали ок. 340—290 гг.), сыновьями знаменитого греческого скульптора Праксителя (работал в 375—320 гг.). Оригинальная статуя, ныне утраченная, некогда стояла в театре Диониса в Афинах. Она была заказана во время его смерти, и в Афинах продолжали воспроизводить его пьесы.
Возрожденные комедии Менандра и, в свою очередь, его портрет, стали популярны у римлян. Его произведения были переняты и адаптированы такими драматургами как Плавт (ок. 254—
Литература:
Hamilton, R. W. “Report of the Keeper of the Department of Antiquities for the year 1971—1972”, University of Oxford, Ashmolean Museum. Report of the Visitors 1971—1972, pp. 8, 14; pl. III.
Ashmole, Bernard. “Menander: An Inscribed Bust” (under “Archaeological Notes”). American Journal of Archaeology 77 (1973): p. 61, p. 61, pls. 11—12.
Fredericksen, Burton B., ed. The J. Paul Getty Museum: Greek and Roman Antiquities, Western European Paintings, French Decorative Arts of the Eighteenth Century (Malibu: J. Paul Getty Museum, 1975), p. 41.
Frel, Jiri, Burton B. Fredericksen, and Gillian Wilson. The J. Paul Getty Museum Guidebook (Los Angeles: J. Paul Getty Museum, 1975), p. 37.
Guidebook: The J. Paul Getty Museum. Rev. ed. (Malibu: J. Paul Getty Museum, 1976), p. 56; 1978, 4th edition, p. 71.
Weber, H., Spathellenistische Bildniskunst, Jahreshefte des Oesterreichischen archaeologischen Instituts in Wien, vol. 51, 1976—77, Col. 44.
Fredericksen, Burton B., Jiří Frel, and Gillian Wilson. Guidebook: The J. Paul Getty Museum. 4th ed. Sandra Morgan, ed. (Malibu: J. Paul Getty Museum, 1978), pp. 62—63, ill.
Frel, Jiří. Antiquities in the J. Paul Getty Museum: A Checklist; Sculpture II: Greek Portraits and Varia (Malibu: J. Paul Getty Museum, November 1979), p. 9, no. G24.
Vermeule, Cornelius C. Greek Art: Socrates to Sulla; From the Peloponnesian Wars to the Rise of Julius Caesar. Art of Antiquity 2, pt. 2 (Boston: Dept. of Classical Art, Museum of Fine Art, 1980), pp. 70—71.
Fredericksen, Burton B., Jiří Frel, and Gillian Wilson. The J. Paul Getty Museum Guidebook. 5th ed. (Malibu: J. Paul Getty Museum, 1980), p. 45.
Frel, Jiří. Greek Portraits in the J. Paul Getty Museum (Malibu: J. Paul Getty Museum, 1981), pp. 82—85, 115, no. 34.
Hafner, German. Prominente der Antike: 337 Portraits in Wort und Bild. Dusseldorf and Vienna: 1981. Pp. 222—224, s. v. Menander, p. 224.
Vermeule, Cornelius C. Greek and Roman Sculpture in America (Berkeley and London: University of California Press, 1981), no. 104.
Goette, Hans R. “Zum Bildnis des ‘Cicero’”, Mitteilungen des Deutschen Archaeologisches Instituts, Roemische Abteilung 92 (1985), pp. 291—318, p. 315, cat. no. II, 39.
Schmalz, B. Das Bildnis des Epikur un die Uberlieferung griechischen Portrats, Marburger Winckelmann-Programm, 1985, p. 47, n. 82, ill.
The J. Paul Getty Museum Handbook of the Collections. 1st ed. (Malibu: J. Paul Getty Museum, 1986), p. 44.
Freyer-Schauenburg, B. “Zum Bildnis des Demokrit”, Mitteilungen des Deutschen Archaeologischen Instituts, Roemische Abteilung, vol. 96 (1989). pp. 312—331, p. 329, n. 77.
Ridgway, Brunilde S. Hellenistic Sculpture I: The Style of Circa 331—200 B. C. (Madison: University of Wisconsin Press, 1990), p. 226.
Stewart, Andrew. Greek Sculpture: An Exploration (New Haven, CT: Yale University Press, 1990), p. 198, fig. 610, ill.
Fittschen, Klaus. “Zur Rekonstruktion griechischer Dichterstatuen. 1. Teil: Die Statue des Menander”, Mitteilungen des Deutschen Archaeologischen Instituts, Athenische Abteilung, vol. 106 (1991), pp. 243—279, pp. 252, 255, ill. pl. 52, 3, cat. no. 68.
The J. Paul Getty Museum Handbook of the Collections. 3rd ed. (Malibu: J. Paul Getty Museum, 1991), p. 35.
Weber, Martha. “Das frueheste Homerportraet als Kunstkopie und als roemisches Geraet”, Mitteilungen des Deutschen Archaeologischen Instituts, Roemische Abteilung 98 (1991), pp. 199—221, pp. 214, Cat. II 3; p. 218.
Matheson, Susan. “The Goddess Tyche”, An Obsession with Fortune: Tyche in Greek and Roman Art. Yale University Art Gallery Bulletin. New Haven: 1994, p. 21; fig. 5; p. 107, cat. no. 1.
Bodel, John, and Stephen Tracy. Greek and Latin Inscriptions in the USA: A Checklist (New York: American Academy in Rome, 1997), p. 11.
The J. Paul Getty Museum Handbook of the Collections. 4th ed. (Los Angeles: J. Paul Getty Museum, 1997), p. 5, fig. 5.
Towne Markus, Elana. Masterpieces of the J. Paul Getty Museum: Antiquities. (Los Angeles: J. Paul Getty Museum, 1997), p. 107.
The J. Paul Getty Museum Handbook of the Collections. 6th ed. (Los Angeles: J. Paul Getty Museum, 2001), p. 35.
The J. Paul Getty Museum Handbook of the Antiquities Collection (Los Angeles: 2002), p. 177.
Spivey, Nigel and Squire, Michael. Panorama of the Classical World (Los Angeles: Getty Publications, 2004), p. 267, fig. 423.
The J. Paul Getty Museum Handbook of the Antiquities Collection. Rev. ed. (Los Angeles: J. Paul Getty Museum, 2010), p. 178.
Lang, Jörn. Mit Wissen geschmückt? Zur bildlichen Rezeption griechischer Dichter und Denker in der römischen Lebenswelt, Monumenta Artis Romanae 39 (Wiesbaden: Reichert Verlag, 2012), p. 183, no. S Men4, fig. 238.
Nervegna, Sebastiana. Menander in Antiquity. The Contexts of Reception (Cambridge: Cambridge University Press, 2013), p. 124, fig. 5.
Mattusch, Carol C. Enduring Bronze: Ancient Art, Modern Views (Los Angeles: J. Paul Getty Museum, 2014), p. 42, fig. 20.
Riccomini, Anna Maria, Il ritratto (Rome Carroci editore, 2015), p. 52, fig. 3.
Wallis, William. “Ancient Portraits of Poets: Communities, Canons, Receptions”. Ph. D. diss. (Durham University, 2016), p. 50, fig. 5.
Ashmole, Bernard. “Menander: An Inscribed Bust” (under “Archaeological Notes”). American Journal of Archaeology 77 (1973): p. 61, p. 61, pls. 11—
Fredericksen, Burton B., ed. The J. Paul Getty Museum: Greek and Roman Antiquities, Western European Paintings, French Decorative Arts of the Eighteenth Century (Malibu: J. Paul Getty Museum, 1975), p. 41.
Frel, Jiri, Burton B. Fredericksen, and Gillian Wilson. The J. Paul Getty Museum Guidebook (Los Angeles: J. Paul Getty Museum, 1975), p. 37.
Guidebook: The J. Paul Getty Museum. Rev. ed. (Malibu: J. Paul Getty Museum, 1976), p. 56; 1978, 4th edition, p. 71.
Weber, H., Spathellenistische Bildniskunst, Jahreshefte des Oesterreichischen archaeologischen Instituts in Wien, vol. 51, 1976—
Fredericksen, Burton B., Jiří Frel, and Gillian Wilson. Guidebook: The J. Paul Getty Museum. 4th ed. Sandra Morgan, ed. (Malibu: J. Paul Getty Museum, 1978), pp. 62—
Frel, Jiří. Antiquities in the J. Paul Getty Museum: A Checklist; Sculpture II: Greek Portraits and Varia (Malibu: J. Paul Getty Museum, November 1979), p. 9, no. G24.
Vermeule, Cornelius C. Greek Art: Socrates to Sulla; From the Peloponnesian Wars to the Rise of Julius Caesar. Art of Antiquity 2, pt. 2 (Boston: Dept. of Classical Art, Museum of Fine Art, 1980), pp. 70—
Fredericksen, Burton B., Jiří Frel, and Gillian Wilson. The J. Paul Getty Museum Guidebook. 5th ed. (Malibu: J. Paul Getty Museum, 1980), p. 45.
Frel, Jiří. Greek Portraits in the J. Paul Getty Museum (Malibu: J. Paul Getty Museum, 1981), pp. 82—
Hafner, German. Prominente der Antike: 337 Portraits in Wort und Bild. Dusseldorf and Vienna: 1981. Pp. 222—
Vermeule, Cornelius C. Greek and Roman Sculpture in America (Berkeley and London: University of California Press, 1981), no. 104.
Goette, Hans R. “Zum Bildnis des ‘Cicero’”, Mitteilungen des Deutschen Archaeologisches Instituts, Roemische Abteilung 92 (1985), pp. 291—
Schmalz, B. Das Bildnis des Epikur un die Uberlieferung griechischen Portrats, Marburger Winckelmann-Programm, 1985, p. 47, n. 82, ill.
The J. Paul Getty Museum Handbook of the Collections. 1st ed. (Malibu: J. Paul Getty Museum, 1986), p. 44.
Freyer-Schauenburg, B. “Zum Bildnis des Demokrit”, Mitteilungen des Deutschen Archaeologischen Instituts, Roemische Abteilung, vol. 96 (1989). pp. 312—
Ridgway, Brunilde S. Hellenistic Sculpture I: The Style of Circa 331—
Stewart, Andrew. Greek Sculpture: An Exploration (New Haven, CT: Yale University Press, 1990), p. 198, fig. 610, ill.
Fittschen, Klaus. “Zur Rekonstruktion griechischer Dichterstatuen. 1. Teil: Die Statue des Menander”, Mitteilungen des Deutschen Archaeologischen Instituts, Athenische Abteilung, vol. 106 (1991), pp. 243—
The J. Paul Getty Museum Handbook of the Collections. 3rd ed. (Malibu: J. Paul Getty Museum, 1991), p. 35.
Weber, Martha. “Das frueheste Homerportraet als Kunstkopie und als roemisches Geraet”, Mitteilungen des Deutschen Archaeologischen Instituts, Roemische Abteilung 98 (1991), pp. 199—
Matheson, Susan. “The Goddess Tyche”, An Obsession with Fortune: Tyche in Greek and Roman Art. Yale University Art Gallery Bulletin. New Haven: 1994, p. 21; fig. 5; p. 107, cat. no. 1.
Bodel, John, and Stephen Tracy. Greek and Latin Inscriptions in the USA: A Checklist (New York: American Academy in Rome, 1997), p. 11.
The J. Paul Getty Museum Handbook of the Collections. 4th ed. (Los Angeles: J. Paul Getty Museum, 1997), p. 5, fig. 5.
Towne Markus, Elana. Masterpieces of the J. Paul Getty Museum: Antiquities. (Los Angeles: J. Paul Getty Museum, 1997), p. 107.
The J. Paul Getty Museum Handbook of the Collections. 6th ed. (Los Angeles: J. Paul Getty Museum, 2001), p. 35.
The J. Paul Getty Museum Handbook of the Antiquities Collection (Los Angeles: 2002), p. 177.
Spivey, Nigel and Squire, Michael. Panorama of the Classical World (Los Angeles: Getty Publications, 2004), p. 267, fig. 423.
The J. Paul Getty Museum Handbook of the Antiquities Collection. Rev. ed. (Los Angeles: J. Paul Getty Museum, 2010), p. 178.
Lang, Jörn. Mit Wissen geschmückt? Zur bildlichen Rezeption griechischer Dichter und Denker in der römischen Lebenswelt, Monumenta Artis Romanae 39 (Wiesbaden: Reichert Verlag, 2012), p. 183, no. S Men4, fig. 238.
Nervegna, Sebastiana. Menander in Antiquity. The Contexts of Reception (Cambridge: Cambridge University Press, 2013), p. 124, fig. 5.
Mattusch, Carol C. Enduring Bronze: Ancient Art, Modern Views (Los Angeles: J. Paul Getty Museum, 2014), p. 42, fig. 20.
Riccomini, Anna Maria, Il ritratto (Rome Carroci editore, 2015), p. 52, fig. 3.
Wallis, William. “Ancient Portraits of Poets: Communities, Canons, Receptions”. Ph. D. diss. (Durham University, 2016), p. 50, fig. 5.
Источники:
2018 г. Фото, текст: The J. Paul Getty Museum.
Цифровая фотография предоставлена в рамках Программы открытых данных музея Гетти.
Цифровая фотография предоставлена в рамках Программы открытых данных музея Гетти.