Портрет мальчика
Мрамор. 2-я четв. III в.Дрезден, Альбертинум.

Портрет мальчика.

Мрамор. 2-я четв. III в.

Дрезден, Альбертинум.

Описание:
В 30—40-е годы III века порт­рет­ная пла­сти­ка дости­га­ет наи­выс­ше­го подъ­ема реа­ли­сти­че­ско­го экс­прес­сив­но­го сти­ля, кото­рый заро­дил­ся еще в эпо­ху Севе­ров.

К луч­шим про­из­веде­ни­ям отно­сит­ся порт­рет­ная ста­туя маль­чи­ка в тоге, хра­ня­ща­я­ся в собра­нии скульп­ту­ры в Дрездене. Это, по-види­мо­му, посмерт­ное изо­бра­же­ние одно­го из чле­нов импе­ра­тор­ской фами­лии. Сох­ра­ни­лась толь­ко верх­няя часть ста­туи. Мастер изо­бра­зил боль­ше­го­ло­во­го под­рост­ка, во взгляде кото­ро­го, кажет­ся, чита­ет­ся вопрос и недо­уме­ние. Тор­же­ст­вен­ная одеж­да и печаль­ное лицо напо­ми­на­ют о смер­ти. Этот порт­рет выпол­нен в стро­гом сти­ле, мастер заме­ня­ет живо­пис­ную мас­су волос ску­пы­ми насеч­ка­ми и мяг­кие склад­ки одеж­ды — жест­ки­ми, как бы накрах­ма­лен­ны­ми склад­ка­ми.

При­вле­ка­ет вни­ма­ние кон­та­бу­ла­рий — твер­дая попе­ре­ч­ная склад­ка тоги, кото­рая появ­ля­ет­ся на скульп­ту­рах, изо­бра­жаю­щих знат­ных людей. Эта склад­ка, состо­я­щая из несколь­ких сло­ев тка­ни, — вхо­дит в моду во вто­рой чет­вер­ти III века как знак при­над­леж­но­сти к очень высо­ко­му роду. Ее плос­кост­ная, линей­ная трак­тов­ка кон­тра­сти­ру­ет с реа­ли­сти­че­ским обра­зом порт­рет­ных изо­бра­же­ний. Мож­но думать, что это пер­вый симп­том буду­ще­го плос­кост­но-гра­фи­че­ско­го сти­ля в изо­бра­же­нии одеж­ды, кото­рый раз­ви­ва­ет­ся во вто­рой поло­вине III века.


Источники:
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские мужчина мужчины мужской портрет портрет портреты портретный портретная римский мрамор мужской детский портрет бюст мальчика мальчик юноша тога контабулата toga contabulata contabulatio контабуларий контабулярий тога тогата тогатус