Голова мужчины
Мрамор. 253—268 гг. Афины, Новый музей Акрополя.

Голова мужчины.

Мрамор. 253—268 гг.

Афины, Новый музей Акрополя.

Происхождение:
Преж­де — в Нацио­наль­ном архео­ло­ги­че­ском музее в Афи­нах.

Описание:
Все осо­бен­но­сти гал­ли­е­нов­ско­го порт­ре­та сбли­жа­ют его с памят­ни­ка­ми скульп­тур­но­го порт­ре­та, созда­вав­ши­ми­ся в это вре­мя в Гре­ции, став­шей рим­ской про­вин­ци­ей Ахай­ей. Для пер­вых веков новой эры харак­тер­но сли­я­ние рим­ской и гре­че­ской куль­ту­ры, при­чем спе­ци­фи­че­ские осо­бен­но­сти искус­ства Гре­ции не исче­за­ют, но теря­ют само­сто­я­тель­ное зна­че­ние, вно­ся свое­об­раз­ные оттен­ки в трак­тов­ку обра­зов не спе­ци­фи­че­ски гре­че­ских, но гре­ко-рим­ских.

Ахайя лежа­ла дале­ко от боль­ших тор­го­вых путей, в сто­роне от поли­ти­че­ских собы­тий, вол­но­вав­ших весь мир. Для Гре­ции II—III веков харак­тер­на атмо­сфе­ра застоя. Афи­ны, сто­ли­ца про­вин­ции, про­дол­жа­ли играть роль хра­ни­тель­ни­цы вели­ких тра­ди­ций клас­си­че­ско­го искус­ства и высо­ко­го тех­ни­че­ско­го мастер­ства. Гре­че­ские худож­ни­ки того вре­ме­ни созда­ют глав­ным обра­зом копии с вели­ких про­из­веде­ний про­шло­го; новая про­дук­ция носит печать ремес­лен­но­сти. Наи­бо­лее силь­ной сто­ро­ной изо­бра­зи­тель­но­го искус­ства явля­ют­ся порт­ре­ты.

Одним из луч­ших атти­че­ских порт­ре­тов мож­но счи­тать порт­рет неиз­вест­но­го муж­чи­ны, хра­ня­щий­ся в Нацио­наль­ном музее в Афи­нах. Голо­ва, веро­ят­но, была частью ста­туи. Кра­си­вое лицо обрам­ле­но длин­ны­ми густы­ми вью­щи­ми­ся воло­са­ми и неболь­шой бород­кой, состо­я­щей из корот­ких завит­ков. Трак­тов­ка волос, близ­кая к позд­не­ан­то­ни­нов­ско­му сти­лю, отли­ча­ет­ся более инди­виду­аль­ным харак­те­ром. Почти пря­мая линия срос­ших­ся бро­вей под­чер­ки­ва­ет глад­кость низ­ко­го и широ­ко­го лба. Гла­за мин­дале­вид­ной фор­мы с чет­ко очер­чен­ны­ми доволь­но тол­сты­ми века­ми, поме­щен­ные в глу­бо­ких орби­тах, зате­не­ны, взгляд обра­щен вверх. Эти худо­же­ст­вен­ные при­е­мы при­да­ют обли­ку несколь­ко пате­ти­че­ское выра­же­ние стра­да­ния. Поста­нов­ка голо­вы, слег­ка отки­ну­той назад, пряди густых волос, све­то­те­не­вые кон­тра­сты напо­ми­на­ют иде­аль­ные голо­вы элли­ни­сти­че­ско­го вре­ме­ни (как, напри­мер, голо­ва уми­раю­ще­го гиган­та из Уффи­ци и голо­вы гиган­тов с фри­за Пер­гам­ско­го алта­ря). Но, в отли­чие от них, этот бюст изо­бра­жа­ет кон­крет­но­го чело­ве­ка с инди­виду­аль­ны­ми чер­та­ми лица, на кото­ром лежит печать обре­чен­но­сти и стра­да­ния про­ро­ка. Оду­хотво­рен­ность дала повод назвать его Хри­стом, кон­крет­ность черт под­чер­ки­ва­ла его порт­рет­ность; его назы­ва­ли Геро­дом и Гал­ли­е­ном. В насто­я­щее вре­мя ни одно из этих опре­де­ле­ний не при­ня­то и голо­ва обо­зна­ча­ет­ся про­сто как порт­рет неиз­вест­но­го боро­да­то­го муж­чи­ны. Дол­гое вре­мя она счи­та­лась про­из­веде­ни­ем вто­рой поло­ви­ны II века, но ее экс­прес­сив­ность, трак­тов­ка глаз, волос, налет роман­тиз­ма в пере­да­че внут­рен­не­го обли­ка изо­бра­жен­но­го заста­ви­ли отка­зать­ся от дати­ров­ки II веком и при­нять новую дату — око­ло середи­ны III века.


Источники:
Ключевые слова: скульптура γλυπτική sculptura рим ρώμη неизвестный неизвестная неизвестного мужчина мужчины мужской портрет портрет απεικόνιση римский портрет мрамор мужской портрет портретная голова царь портрет правителя правитель савромат ii царь киммерийского босфора киммерийский босфор инв № nam 419 2574