Статуя пожилой римлянки.

Мрамор. 98—117 гг.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Описание:
Те же чер­ты мы видим и в луч­ших образ­цах жен­ско­го порт­ре­та вре­ме­ни Тра­я­на, под­ни­маю­щих­ся над уров­нем рядо­вых про­из­веде­ний. Тако­ва порт­рет­ная ста­туя пожи­лой жен­щи­ны в Нацио­наль­ном музее в Неа­по­ле. Лицо ее очень выра­зи­тель­но, чув­ст­ву­ет­ся неза­у­ряд­ный ум этой, веро­ят­но, мно­го пере­жив­шей жен­щи­ны; кажет­ся, что в угол­ках губ пря­чет­ся лег­кая снис­хо­ди­тель­ная усмеш­ка. Голо­ва увен­ча­на высо­кой при­чес­кой из туго запле­тен­ных кос. Фигу­ра, зад­ра­пи­ро­ван­ная в длин­ную туни­ку и в набро­шен­ный поверх нее плащ, пора­жа­ет сво­бо­дой и изя­ще­ст­вом, гра­ци­оз­ным жестом пра­вой руки, при­дер­жи­ваю­щей край пла­ща. Она была ско­пи­ро­ва­на с рас­про­стра­нен­но­го гре­че­ско­го типа жен­ской зад­ра­пи­ро­ван­ной ста­туи IV века до н. э., луч­ши­ми образ­ца­ми кото­рой слу­жат пре­крас­ные ста­туи из Гер­ку­ла­ну­ма, хра­ня­щи­е­ся в дрезден­ском Аль­бер­ти­ну­ме. Скульп­ту­ры клас­си­че­ской эпо­хи охот­но копи­ро­ва­лись рим­ски­ми масте­ра­ми, исполь­зо­вав­ши­ми гре­че­ские моти­вы для созда­ния порт­рет­ных ста­туй. Высо­кое мастер­ство изгото­вив­ше­го эту ста­тую рим­ско­го скуль­п­то­ра поз­во­ли­ло ему создать целост­ное про­из­веде­ние. Жест­кий стиль трак­тов­ки скла­док одеж­ды сог­ла­су­ет­ся с сухим гра­фи­че­ским испол­не­ни­ем голо­вы. Суще­ст­ву­ет ряд ста­туй, близ­ких неа­по­ли­тан­ской, — напри­мер, ста­туя пожи­лой рим­лян­ки в Каир­ском музее, где гораздо боль­ше, чем в неа­по­ли­тан­ской скульп­ту­ре, про­яв­ля­ет­ся дис­со­нанс меж­ду порт­рет­ной голо­вой с нек­ра­си­вым ста­рым лицом и строй­ной, изящ­ной фигу­рой.

Источники:
ENGLISH

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ключевые слова: мрамор женский портрет портретная статуя пожилой римлянки женщина римлянка пожилая туника плащ