Надпись с базы статуи Агриппы
IG. II2. 4122.
После 23 г. до н. э. Гипсовый слепок.
Инв. № MCR 302.Рим, Музей Римской культуры. Фото: О. В. Любимова

Надпись с базы статуи Агриппы.

IG. II2. 4122.
После 23 г. до н. э. Гипсовый слепок.
Инв. № MCR 302.

Рим, Музей Римской культуры.

Происхождение:
Ори­ги­нал нахо­дит­ся в Про­пи­ле­ях на афин­ском Акро­по­ле, Гре­ция.

Описание:
IG. II2. 4122

[ὁ δῆ]μος
Μ[ᾶρκον] Ἀγρίππα[ν]
Λε[υκίου] υἱὸν
τρὶς ὕ[πατ]ον τὸν ἑατοῦ
ε[ὐερ]γέτη[ν].

Народ [чест­ву­ет] Мар­ка Агрип­пу, сына Луция, три­жды кон­су­ла, сво­его бла­го­де­те­ля.

с. 83

Памят­ник Агрип­пе в Афи­нах

Пьеде­стал Агрип­пы, кото­рый обыч­но дати­ру­ет­ся 27—12 гг. до н. э. на осно­ва­нии над­пи­си на запад­ном фаса­де, ино­гда отно­сят к более ран­не­му вре­ме­ни, при­во­дя недо­ста­точ­но убеди­тель­ные дока­за­тель­ства (ори­ен­та­ция, вза­и­мо­связь с Про­пи­ле­я­ми и т.д.). Одна­ко име­ет­ся надёж­ное свиде­тель­ство о более ран­ней дати­ров­ке. Эта над­пись, как ука­зы­ва­ет Фовель в руко­пис­ных замет­ках, выре­за­на на поверх­но­сти, шеро­хо­ва­той из-за уда­ле­ния более ран­ней над­пи­си, выпол­нен­ной в пять строк, но гораздо более круп­ны­ми бук­ва­ми, от кото­рой сох­ра­ни­лись неко­то­рые следы. Далее, поста­мент квад­ри­ги име­ет про­ре­зи для копыт двух групп коней, сме­нив­ших друг дру­га, одна из кото­рых, види­мо, пред­ше­ст­ву­ет Агрип­пе. Нако­нец, архи­тек­тур­ные фор­мы и кон­струк­ция пьеде­ста­ла харак­тер­ны для пер­гам­ской, а не рим­ской работы. Поэто­му на самом деле он может дати­ро­вать­ся 178 г. до н. э., когда Эвмен II и его брат Аттал, види­мо, победи­ли на Пана­фи­ней­ских колес­нич­ных состя­за­ни­ях. Мож­но пред­по­ло­жить, что на этом же пьеде­ста­ле была уста­нов­ле­на ста­туя Мар­ка Анто­ния как Ново­го Дио­ни­са, веро­ят­но, в 38 г. до н. э., когда он победил в Анто­ни­е­вых Пана­фи­не­ях; в 32 г. до н. э., види­мо, рядом с ним поста­ви­ли ста­тую Клео­пат­ры как Новой Иси­ды. Ибо в 31 г. до н. э., нака­нуне бит­вы при Акции, ста­туи Анто­ния и Клео­пат­ры, заме­нив­шие колос­сов Эвме­на и Атта­ла, были сбро­ше­ны ура­га­ном (как сооб­ща­ют Плу­тарх и Дион Кас­сий. Из-за пута­ни­цы со скульп­тур­ны­ми груп­па­ми, посвя­щён­ны­ми Атта­лом I, иссле­до­ва­те­ли ино­гда лока­ли­зу­ют эти ста­туи над теат­ром и утвер­жда­ют, что сбро­шен был Дио­нис из Гиган­то­ма­хии; но, веро­ят­но, в этих более ран­них атта­лид­ских груп­пах, как и в груп­пе Нио­бид, не были пред­став­ле­ны победи­те­ли). Вско­ре после это­го в Афи­ны при­был Агрип­па; он нашёл пьеде­стал пустым, и на месте его побеж­дён­но­го про­тив­ни­ка была уста­нов­ле­на его соб­ст­вен­ная ста­туя.

У. Б. Динс­мур

с. 439 Несо­мнен­но, имен­но для того, чтобы отбла­го­да­рить «соп­ра­ви­те­ля» за его заботу о горо­де, была уста­нов­ле­на его колос­саль­ная ста­туя в квад­ри­ге на огром­ном пьеде­ста­ле высотой 16,75 м, рас­по­ло­жен­ная перед север­ным кры­лом Про­пи­ле­ев, к запа­ду от Пина­ко­те­ки, и слу­жив­шая парой хра­му Победы116. Посвя­ще­ние Агрип­пе (IG. II2. 4122) выре­за­но поверх пред­ше­ст­ву­ю­щей над­пи­си, кото­рая была сби­та, и упо­ми­на­ет три его кон­суль­ства, а так­же ука­зы­ва­ет на бла­го­де­я­ния, кото­ры­ми он щед­ро осы­пал город, посколь­ку друг Авгу­ста име­ну­ет­ся в ней титу­лом бла­го­де­те­ля: «[ὁ δῆμ]ος / Μ[ᾶρκον] Ἀγρίππα[ν] / Λε[υκίου] υἱὸν / τρὶς ὕ[πατ]ον τὸν [ἑ]α[τ]οῦ ε[ὐερ]γέτη[ν].»

Веро­ят­но, в дан­ном слу­чае памят­ник был исполь­зо­ван повтор­но, и мож­но пред­по­ло­жить, что изна­чаль­но здесь сто­я­ли ста­туи Эвме­на II, царя Пер­га­ма, и его бра­та Атта­ла II117.


116Dinsmoor W. The monument of Agrippa at Athens // AJA. Vol. 24. 1920. P. 83; Graindor P. Athènes sous Auguste. Le Caire, 1927. P. 48; Day J. An economic history of Athens under Roman domination. New York, 1942. P. 140; Signon H. Agrippa, Freund und Mitregent des Kaisers Augustus. Frankfurt, 1978. S. 178 f.; Hill I. The ancient city of Athens. London, 1953. P. 184; Travlos J. Bildlexicon zur Topographie des Antiken Athens. Tübingen, 1971. S. 483, 493, № 622; Stevens G.-P. Architectural Studies concerning the Acropolis of Athens // Hesperia. Vol. 15. 1946. P. 89—92.

117На осно­ва­нии архи­тек­тур­ных форм и укра­ше­ний Динс­мур счи­та­ет этот пьеде­стал пер­гам­ской работой и пред­по­ла­га­ет, что квад­ри­га, кото­рая изна­чаль­но долж­на была его вен­чать, была заду­ма­на как память о победе двух Атта­лидов на колес­нич­ных гон­ках во вре­мя Пана­фи­ней­ских игр: Dinsmoor W. Op. cit. P. 83. По мне­нию аме­ри­кан­ско­го учё­но­го, ста­тую пер­гам­ских пра­ви­те­лей заме­ни­ли на ста­тую Анто­ния и Клео­пат­ры, ибо Дион Кас­сий и Плу­тарх свиде­тель­ст­ву­ют, что в их p.440 ста­туи, уста­нов­лен­ные на Акро­по­ле, уда­ри­ла мол­ния неза­дол­го до бит­вы при Акции; эти гипо­те­зы в целом были при­ня­ты; Graindor P. Op. cit. P. 49; Hill I. Op. cit. P. 184. Заме­на Анто­ния и Клео­пат­ры на их победи­те­ля доволь­но прав­до­по­доб­на: она напо­ми­на­ет о замене Пер­сея на Эми­лия Пав­ла на дель­фий­ской колонне и мог­ла бы объ­яс­нить тот факт, что посвя­ще­ние Агрип­пе поме­ще­но поверх сби­той над­пи­си: одна­ко воз­ни­ка­ет вопрос, не над­пись ли это изна­чаль­ных адре­са­тов памят­ни­ка. Сти­венс счи­та­ет, что над­пись 174 г. до н. э. ещё отча­сти вид­на на запад­ной сто­роне базы: Stevens G.-P. Op. cit. P. 89.

Ж.-М. Род­даз

с. 95 В Атти­ке ста­туи, посвя­щён­ные одно­му Агрип­пе, извест­ны в Афи­нах и Оро­пе. На Акро­по­ле народ (δῆμος) посвя­тил пол­ко­вод­цу ста­тую, веро­ят­но, в квад­ри­ге, на атта­лид­ском поста­мен­те перед фаса­дом Про­пи­ле­ев; она заме­ни­ла ста­тую Мар­ка Анто­ния, поме­щён­ную здесь во вре­мя граж­дан­ской вой­ны349. Дати­ров­ка ново­го посвя­ще­ния про­бле­ма­тич­на, посколь­ку един­ст­вен­ное внут­рен­нее хро­но­ло­ги­че­ское ука­за­ние — это упо­ми­на­ние о его третьем кон­суль­стве, кото­рое даёт 27 г. до н. э. как terminus post quem: таким обра­зом, этот памят­ник не был воз­двиг­нут сра­зу после бит­вы при Акции; веро­ят­но, он был постав­лен во вре­мя вто­рой поезд­ки пол­ко­во­д­ца в Гре­цию

с. 114

349IG. III. 575; Dinsmoor W. The monument of Agrippa at Athens // AJA. Vol. 24. 1920. P. 83. См. новую работу: Schmidt I. Hellenistische Statuenbasen. Frankfurt, 1995. Kat. XII, 1, Ill. 177—178, 219, S. 163 f. Х. Бланк отме­ча­ет, что ста­туи Атта­ла и Эвме­на Пер­гам­ских были захва­че­ны Анто­ни­ем, веро­ят­но, в 32 г., а затем раз­ру­ше­ны бурей, см.: Blanck H. Wiederverwendung alter Statuen als Ehrendenkmälern bei Griechen und Römern. Roma, 1969. S. 14 f. Колос­сы, веро­ят­но, сто­я­ли на пер­гам­ских базах перед вхо­дом на Акро­поль и в пор­тик Атта­ла, кото­рые позд­нее заня­ли соот­вет­ст­вен­но Агрип­па и Тибе­рий.

И. Ромео

Литература:
IG. III. 575
IG. II. 2. 4122
Dinsmoor W. The monument of Agrippa at Athens // AJA. Vol. 24. 1920. P. 83.
Graindor P. Athènes sous Auguste. Le Caire, 1927. P. 48.
Day J. An economic history of Athens under Roman domination. New York, 1942. P. 140.
Stevens G.-P. Architectural Studies concerning the Acropolis of Athens // Hesperia. Vol. 15. 1946. P. 89—92.
Hill I. The ancient city of Athens. London, 1953. P. 184.
Travlos J. Bildlexicon zur Topographie des Antiken Athens. Tübingen, 1971. S. 483, 493, № 622.
Signon H. Agrippa, Freund und Mitregent des Kaisers Augustus. Frankfurt, 1978. S. 178—182.
Roddaz J. M. Marcus Agrippa. Rome, 1984. P. 439—440.
Sherk R.K. Rome and the Greek East to the Death of Augustus. Cambridge, 1984. №98a.
Schmidt I. Hellenistische Statuenbasen. Frankfurt, 1995. Kat. XII, 1, Ill. 177—178, 219, S. 163 f.
Romeo I. Ingenuus leo. L’immagine di Agrippa. Roma, 1998. P. 95; 114.
SEG. 48. 11.
SEG. 53. 567 ter.

Источники:
(сс) 2009 г. Фото: О. В. Любимова (CC BY-SA 4.0).
© Текст надписи: Searchable Greek Inscriptions.
© Комментарий: Dinsmoor W. The monument of Agrippa at Athens // AJA. Vol. 24. 1920. P. 83.
© Комментарий: Roddaz J. M. Marcus Agrippa. Rome, 1984. P. 439—440.
© Комментарий: Romeo I. Ingenuus leo. L’immagine di Agrippa. Roma, 1998. P. 95; 114.
© 2019 г. Перевод: О. В. Любимова.
Ключевые слова: эпиграфика надпись надписи epigraphia греческая греческие почетная марк випсаний агриппа marcus vipsanius agrippa g138 благодетель трижды консул афины ig ii 2 4122 ig iii 575 инв № mcr 302