Надпись Луция Волузия Сатурнина о даре императора Тиберия
CIL III 14322.
Гипсовый слепок.
Размеры 66 х 84 х 10 см.
34—35 гг. н. э.
Инв. № MCR 308.Рим, Музей Римской культуры. Фото: О. В. Любимова

Надпись Луция Волузия Сатурнина о даре императора Тиберия.

CIL III 14322.
Гипсовый слепок.
Размеры 66 х 84 х 10 см.
34—35 гг. н. э.
Инв. № MCR 308.

Рим, Музей Римской культуры.

Происхождение:
Ори­ги­нал най­ден в 1895 г. в Ста­ри­гра­де-Пак­ле­ни­це, Хор­ва­тия, хра­нит­ся в Архео­ло­ги­че­ском музее Зада­ра, Хор­ва­тия (инв. № 172).

Описание:
CIL. III. 14322.

Ti(berius) Caesar / divi Aug(usti) f(ilius) / Augustus / imp(erator) pontif(ex) max(imus) trib(unicia) / pot(estate) XXXVI ded(icavit) / L(ucio) Volusio Saturnin(o) / leg(ato) pro pr(aetore)

Тибе­рий Цезарь Август, сын боже­ст­вен­но­го Авгу­ста, импе­ра­тор, вер­хов­ный пон­ти­фик, (обла­даю­щий) три­бун­ской вла­стью в 36-й раз, посвя­тил, при лега­те про­пре­то­ре Луции Волу­зии Сатур­нине.

c. 41

Орто­пу­ла (Ста­ри­град ди Обро­вац)

Кра­си­вые бук­вы эпо­хи рас­цве­та. Най­де­на в Ста­ри­гра­де ди Обро­вац летом 1895 г. во вла­де­ни­ях Анте Ката­ли­ни­ча, где была обна­ру­же­на так­же над­пись №193 из музея Спли­та, опуб­ли­ко­ван­ная в изда­ни­ях: Glavinić M. Inscrizione inedita di “Ortopula” // Vjesnik za arheologiju i historiju dalmatinsku. Vol. 1. 1878. P. 85; C. I. L. III. Suppl. 9972. Сего­дня в музее Сан-Дона­то в Зада­ре.

М. Глав­нич.

с. 232815 CIL. III. 14322. Най­де­на в 1895 г., бук­вы кра­си­вые. Ста­ри­град ди Обро­вац, вла­де­ние А. Ката­ли­ни­ча; хра­нит­ся в Зада­ре в музее Св. Дона­та.

Glavinić M. Inscrizioni inedite // Vjesnik za arheologiju i historiju dalmatinsku. Vol. 19. 1896. P. 41.

Стк. 5 V̅I̅ (вме­сто VI) испра­вил Глав­нич в пись­ме к Вули­чу.

Ср. над­пись CIL. III. 9972, най­ден­ную там же и посвя­щён­ную Юлии Авгу­сте при этом же лега­те, кото­рая, как я пред­по­ла­гаю, была постав­ле­на уже после её смер­ти. Как свиде­тель­ст­ву­ет над­пись из Кори­ния CIL. III. 2882, Сатур­нин управ­лял Дал­ма­ци­ей до при­хо­да к вла­сти импе­ра­то­ра Гая; ср. об этом чело­ве­ке ком­мен­та­рий Момм­зе­на к CIL. III. 2974.

CIL. III. 14322

с. 49 Вопрос о рим­ском наи­ме­но­ва­нии мест­но­сти может теперь счи­тать­ся решён­ным; Ортоп­ла, кото­рую ранее счи­та­ли Ста­ри­гра­дом, на осно­ва­нии над­пи­си на ска­ле ILS. 5953b (Agramer Vjesnik. №5. 1901. Str. 100) иден­ти­фи­ци­ро­ва­на со Сти­ни­цей29, сле­дую­щее упо­мя­ну­тое Пли­ни­ем (III.140) при­бреж­ное посе­ле­ние Вегий при­хо­дит­ся на Кар­ло­па­го, так что рас­по­ло­жен­ный перед Кори­ни­ем Арги­рунт30 сле­ду­ет свя­зы­вать с руи­на­ми Ста­ри­гра­да.

Имен­но отсюда про­ис­хо­дят над­пи­си CIL III 9972 и 14322, оши­боч­но отне­сён­ные к несу­ще­ст­ву­ю­ще­му Ста­ри­гра­ду ди Обб­ро­вац­цо, и пер­вая из них свиде­тель­ст­ву­ет о том, что Арги­рунт обла­дал рим­ским город­ским пра­вом уже в прав­ле­ние Тибе­рия, о чём уже крат­ко упо­ми­на­лось ранее: Colnago A., Keil J. G. Archäologische Untersuchungen in Norddalmatien // JÖAI (Beibl.). Bd. 8. 1905. S. 57, 60. Над­пись CIL. III. 14322, выре­зан­ная очень кра­си­вы­ми бук­ва­ми и сего­дня вму­ро­ван­ная в сте­ну музея Сан-Дона­то в Зада­ре, свиде­тель­ст­ву­ет, что импе­ра­тор Тибе­рий, в 36-й раз обла­даю­щий три­бун­ской вла­стью (34/35 гг. н. э.), при намест­ни­ке Луции Волу­зии Сатур­нине посвя­тил некий дар общине. Объ­ект, осно­ван­ный импе­ра­то­ром, не упо­ми­на­ет­ся, посколь­ку был сра­зу оче­виден, ибо над­пись, веро­ят­но, раз­ме­ща­лась на каком-то зда­нии.

Недав­но на том же самом участ­ке Анте Ката­ла­ни­ча был най­ден фраг­мент a (высота 31 см, шири­на 17,5 см, тол­щи­на 10 см), кото­рый сра­зу был опо­знан как часть импе­ра­тор­ской над­пи­си; в ходе даль­ней­ших рас­ко­пок обна­ру­жи­лось неболь­шое с. 50 допол­не­ние к нему — фраг­мент мень­ше­го раз­ме­ра (высота 20 см, шири­на 23 см, тол­щи­на 10 см).

[…]

Над­пись CIL. III. 14322

Ti. Caesar | divi Aug. f |
Augustus | imp. pontif. max. trib |
pot. XXX ∙ VI ∙ ded | L. Volusio Saturnin(o)
leg. pro pr

най­ден­ная в 1895 г. в том же месте, что и фраг­мен­ты a и b, кото­рые тоже уве­ко­ве­чи­ва­ют импе­ра­тор­ский дар, веро­ят­но, была постав­ле­на по тому же пово­ду…


29Patsch C. Die Lika in römischer Zeit. Wien, 1900. S. 23.

30Ср. Colnago A., Keil J. G. Archäologische Untersuchungen in Norddalmatien // JÖAI (Beibl.). Bd. 8. 1905. S. 57; Tomaschek W. Argyruntum // RE. Hbd. 3. 1895. Sp. 803.

М. Абра­мич, А. Кол­на­го

с. 394

XXVIII 2,1 A: Муни­ци­пий Арги­рунт

B: CIL. III. 14322658
C: Таб­ли­ца
D: Ti. Caesar / Divi Aug. f / Augustus / imp. pontif. max. trib. /5 pot. XXXVI ded. / L. Volusio Satumin. / leg. pro pr.
E: 26 июня 34 г. н. э. — 25 июня 35 г. н. э.
F:/
G: Что имен­но осно­вал Тибе­рий, мож­но толь­ко дога­ды­вать­ся, так как о месте обна­ру­же­ния над­пи­си ниче­го не извест­но. Упо­ми­на­ние намест­ни­ка в над­пи­си о стро­и­тель­стве за счёт импе­ра­то­ра обще­ст­вен­но­го, нево­ен­но­го зда­ния явля­ет­ся иск­лю­чи­тель­ным659. Одна­ко гла­гол ded(it) вме­сто fecit явно ука­зы­ва­ет на граж­дан­ский, эвер­ге­ти­че­ский кон­текст. Кро­ме того, из это­го же горо­да про­ис­хо­дит ещё одна над­пись Тибе­рия, кото­рую мож­но сопо­ста­вить с этой (кат. № XXVIII 2, 2), так­же при­над­ле­жа­щая к граж­дан­ско­му кон­тек­сту и упо­ми­наю­щая ответ­ст­вен­но­го за работы намест­ни­ка Луция Волу­зия Сатур­ни­на. Выска­зы­ва­лось пред­по­ло­же­ние, что рас­смат­ри­ва­е­мую над­пись сле­ду­ет отно­сить к тому же соору­же­нию — воз­мож­но, город­ским сте­нам и баш­ням, — что и сле­дую­щий фраг­мен­тар­ный текст. Одна­ко оче­вид­но, что тек­сты обе­их над­пи­сей раз­ли­ча­лись. В при­ведён­ной здесь над­пи­си объ­ект не упо­мя­нут. Неиз­вест­но, полу­чил ли Арги­рунт ста­тус муни­ци­пия от Авгу­ста или от Тибе­рия660. Разу­ме­ет­ся, город­ская сте­на (к кото­рой дан­ная над­пись может даже не иметь отно­ше­ния) не обя­за­тель­но долж­на была стро­ить­ся одно­вре­мен­но с повы­ше­ни­ем ста­ту­са горо­да или сра­зу после это­го (см. выше, с. 162 сл.).


658Абра­мич и Кол­на­го обос­но­ван­но отнес­ли эту над­пись к Арги­рун­ту, см.: Abramic M., Colnago A. Untersuchungen in Norddalmatien // JÖAI (Beibl.). Bd. 12. 1909. S.49. Она нахо­дит­ся в музее Сан-Дона­то в горо­де Задар.

659Ср. выше, гл. V; Хенш объ­яс­ня­ет упо­ми­на­ние намест­ни­ка в обе­их над­пи­сях из Арги­рун­та тем, что стро­и­тель­ство город­ской сте­ны было доста­точ­но важ­ным пово­дом, чтобы это соору­же­ние посвя­тил сам намест­ник, см.: Haensch R. „Capita provinciarum“. Statthaltersitze und Provinzialverwaltung in der römischen Kaiserzeit. Mainz, 1997. S. 79. Хоть это и прав­до­по­доб­но, и спра­вед­ли­во, пожа­луй, для всех стро­и­тель­ных работ, финан­си­ру­е­мых за счёт импе­ра­то­ра, одна­ко обыч­но намест­ник не упо­ми­на­ет­ся, в том чис­ле и в импе­ра­тор­ских стро­и­тель­ных над­пи­сях на город­ских сте­нах.

660На осно­ва­нии, в том чис­ле, этой над­пи­си Уилкс счи­та­ет, что ста­тус муни­ци­пия горо­ду даро­вал Тибе­рий, см.: Wilkes J. J. Dalmatia. L., 1969. P. 202f.; см., одна­ко, рецен­зию Галь­ш­те­ре­ра: Galsterer H. // Bonner Jahrbücher. Bd. 171. 1971. S. 729—738, особ. S. 734 Anm. 16. Но Галь­ш­те­рер тоже гово­рит о «над­пи­си о стро­и­тель­стве сте­ны».

М. Хор­стер

с. 19 Ранее в ходе стро­и­тель­ных работ на зем­ле А. Ката­ла­ни­ча в 1895 г. была най­де­на над­пись сход­но­го содер­жа­ния, в кото­рой так­же упо­ми­на­ют­ся импе­ра­тор Тибе­рий и намест­ник про­вин­ции Луций Волу­зий Сатур­нин (CIL. III. 14322)44. Она гла­сит:

Ti(berius) Caesar / divi (Augusti) (filius) / Augustus, imp(erator), pontif(ex)
max(imus) trib(unicia) / pot(estate) XXXVI ded(icavit).
/ L(ucio) Volusio Saturnin(o) / legato pro pr(aetore).
45

И в этой над­пи­си упо­ми­на­ет­ся импе­ра­тор Тибе­рий, так что мож­но пред­по­ло­жить ещё какие-то стро­и­тель­ные работы, финан­си­ру­е­мые за счёт импе­ра­тор­ско­го фис­ка; то есть, над­пись была постав­ле­на в честь тор­же­ст­вен­но­го собы­тия огром­ной важ­но­сти для горо­да (илл. 10)

Илл. 10. Рим­ская над­пись из Ста­ри­гра­да-Пак­ле­ни­цы, сего­дня в Архео­ло­ги­че­ском музее Зада­ра.

44Над­пись име­ет раз­ме­ры 66 x 84 x 10 см и сего­дня нахо­дит­ся в Архео­ло­ги­че­ском музее Зада­ра (инв. № 172); Glavinić M. Inscrizioni inedite // Vjesnik za arheologiju i historiju dalmatinsku. Vol. 19. 1896. P. 41; Abramic M., Colnago A. Untersuchungen in Norddalmatien // JÖAI (Beibl.). Bd. 12. 1909. S.49—51; Suić M. Antički grad na istočnom Jadranu. Zagreb, 2003. Str. 188; Medini J. Epigrafički podatci o munificijencijama i ostalim javnim gradnjama iz antičke Liburnije // Radovi Filozofskog fakulteta u Zadru. No. 6 (3). 1969. Str. 52—53; Starac A. Rimsko vladanje u Histriji i Liburniji. Pula, 2000. Str. 87; Kurilić A. Pučanstvo Liburnije od 1. do 3. stoljeća po Kristu: antroponimija, društvena struktura, etničke promjene, gospodarske uloge. Disertacija, Zadar, 1999. Katalog natpisa, II, AK 2494.

45М. Суич в сво­ей рабо­те при­во­дит такое же изо­бра­же­ние и вос­ста­нов­ле­ние над­пи­си, кото­рая, по его мне­нию, про­ис­хо­дит из Нина, и рас­смат­ри­ва­ет её как под­твер­жде­ние муни­ци­паль­но­го ста­ту­са Эно­ны во вре­ме­на импе­ра­то­ра Тибе­рия, см.: Suić M. Antički Nin (Aenona) i njegovi spomenici // Opera selecta – Odabrani radovi iz starije povijesti Hrvatske. Zadar, 1996. Str. 544—545, 571 (sl. 1). Одна­ко автор не сооб­ща­ет об обсто­я­тель­ствах обна­ру­же­ния над­пи­си, поэто­му мы пола­га­ем, что он невер­но инфор­ми­ро­ван о месте её наход­ки. Мы пола­га­ем, что более досто­вер­ным явля­ет­ся сооб­ще­ние Абра­ми­ча и Кол­на­га, кото­рые при­во­дят более ран­нее вос­ста­нов­ле­ние над­пи­си и, кро­ме того, ука­зы­ва­ют место и дату её обна­ру­же­ния.

М. Дубол­нич

Литература:
Glavinić M. Inscrizioni inedite // Vjesnik za arheologiju i historiju dalmatinsku. Vol. 19. 1896. P. 41.
CIL. III. 14322.
Abramic M., Colnago A. Untersuchungen in Norddalmatien // JÖAI (Beibl.). Bd. 12. 1909. S. 49.
Jagenteufel A. Die Statthalter der römischen Provinz Dalmatia von Augustus bis Diokletian Wien, 1958. S. 17, Nr. 4, 10.
Alföldy G. Municipes tibériens et claudiens en Liburne // Epigraphica. Vol. 23. 1961. P. 57.
Kurilić A. Pučanstvo Liburnije od 1. do 3. stoljeća po Kristu: antroponimija, društvena struktura, etničke promjene, gospodarske uloge. Disertacija, Zadar, 1999. Katalog natpisa, II, AK 2494.
Starac A. Rimsko vladanje u Histriji i Liburniji. Pula, 2000. Str. 87.
Horster M. Bauinschriften römischer Kaiser. Stuttgart, 2001. S. 394.
Suić M. Antički grad na istočnom Jadranu. Zagreb, 2003. Str. 188.
Dubolnić M. Argyruntum i njegov teritorij u antici // Radovi Zavoda za povijesne znanosti HAZU u Zadru. No. 49. 2007. Str. 19; sl. 10.

Источники:
(сс) 2009 г. Фото: О. В. Любимова (CC BY-SA 4.0).
© Текст надписи: Epigraphik-Datenbank Clauss / Slaby.
© Описание: Glavinić M. Inscrizioni inedite // Vjesnik za arheologiju i historiju dalmatinsku. Vol. 19. 1896. P. 41.
© Описание: CIL. III. 14322.
© Описание: Abramic M., Colnago A. Untersuchungen in Norddalmatien // JÖAI (Beibl.). Bd. 12. 1909. S. 49.
© Описание: Horster M. Bauinschriften römischer Kaiser. Stuttgart, 2001. S. 394.
© Описание: Dubolnić M. Argyruntum i njegov teritorij u antici // Radovi Zavoda za povijesne znanosti HAZU u Zadru. No. 49. 2007. Str. 19; sl. 10.
(сс) 2019 г. Перевод: О. В. Любимова (CC BY-SA 4.0).
Ключевые слова: эпиграфика надпись надписи epigraphia верховный великий понтифик pontifex maximus гипс гипсовый слепок император тиберий цезарь август g154 imperator tiberius caesar augustus луций волузий сатурнин g260 трибунская власть tribunicia potestas potestate легат пропретор legatus pro praetore далмация стариград пакленица аргирунт argyruntum cil iii 14322 tiberius caesar divi augusti filius augustus imperator pontifex maximus tribunicia potestate xxxvi dedicavit lucio volusio saturnino legato pro praetore инв № mcr 308 инв № 172