Саркофаг с портретами супружеской пары в раковине и сценами из Старого и Нового Заветов (саркофаг Адельфии)
Мрамор.
Вторая четверть IV в. н. э.
CIL X 7123.
Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси». Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг с портретами супружеской пары в раковине и сценами из Старого и Нового Заветов (саркофаг Адельфии).

Мрамор.
Вторая четверть IV в. н. э.
CIL X 7123.

Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».

Происхождение:
12 июня 1872 г., Сира­ку­зы.

Описание:

Сар­ко­фаг Адель­фии

Сар­ко­фаг Адель­фии явля­ет­ся наи­бо­лее при­ме­ча­тель­ным образ­цом позд­не­ан­тич­но­го искус­ства не толь­ко в Сира­ку­зе, но и на всей Сици­лии. Его обна­ру­жил Фран­че­ско Саве­рио Кавал­ла­ри 12 июня 1872 г. при выем­ке зем­ли в ротон­де, назван­ной впо­след­ст­вии по име­ни на таб­лич­ке. Внут­ри сар­ко­фа­га нахо­ди­лись остан­ки одно­го чело­ве­ка, уло­жен­ные на тон­кий свин­цо­вый лист.

Бело­мра­мор­ный сар­ко­фаг состо­ит из двух частей: коро­ба и крыш­ки со свин­цо­вой про­клад­кой меж­ду ними. Дли­на 207 см, высота 69 см, шири­на 85 см; крыш­ка: 200 × 81 см, высота ок. 20 см. Рельеф пок­ры­ва­ет толь­ко фрон­таль­ную поверх­ность; боко­вые и тыль­ная сто­ро­ны обра­бота­ны гру­бо. Сле­до­ва­тель­но, изна­чаль­но он был вдви­нут в нишу или в арко­со­лий.

Сар­ко­фаг был создан в кон­це эпо­хи Кон­стан­ти­на, или, менее опре­де­лен­но, во вто­рой поло­вине IV в. н. э. и при­над­ле­жит к клас­су сар­ко­фа­гов с дву­мя реги­ст­ра­ми и обра­зом покой­ных в цен­траль­ном меда­льоне. Сти­ли­сти­че­ские раз­ли­чия меж­ду релье­фа­ми коро­ба и крыш­ки, мень­шие по срав­не­нию с коро­бом раз­ме­ры крыш­ки, повто­ре­ние на крыш­ке сце­ны, при­сут­ст­ву­ю­щей на релье­фе коро­ба и оби­лие извест­ко­во­го рас­т­во­ра, скреп­ля­ю­ще­го короб и крыш­ку, наво­дят на мысль, что крыш­ка исход­но при­над­ле­жа­ла дру­го­му сар­ко­фа­гу эпо­хи Фео­до­сия.

Три­на­дцать сцен из Вет­хо­го и Ново­го Заве­тов рас­пре­де­ле­ны сле­дую­щим обра­зом: в верх­нем реги­ст­ре сце­ны 4—12; в ниж­нем реги­ст­ре сце­ны 13—17. Хро­но­ло­ги­че­ский порядок отсут­ст­ву­ет, что вполне соот­вет­ст­ву­ет рим­ской фигу­ра­тив­ной тра­ди­ции под­бо­ра пер­со­на­жей и рас­по­ло­же­ния сцен на рельеф­ном поле сар­ко­фа­га. Выбор эпи­зо­дов был обу­слов­лен не толь­ко фор­маль­ны­ми рели­ги­оз­ны­ми пра­ви­ла­ми, но так­же лич­ным вку­сом заказ­чи­ка, что типич­но для подоб­ной про­дук­ции.

В цен­тре релье­фа рас­по­ло­же­на рако­ви­на с полу­бю­сто­вы­ми порт­ре­та­ми двух супру­гов. Сле­ва нахо­дит­ся изо­бра­же­ние Адель­фии, укра­шен­ной оже­ре­льем из двух ниток жем­чу­га и одно­го пря­мо­уголь­но­го кам­ня, а так­же брас­ле­том на пра­вом запястье. Ее при­чес­ка выпол­не­на в виде коро­ны, что типич­но для эпо­хи Кон­стан­ти­на. Левой рукой она обни­ма­ет пле­чи супру­га, а пра­вой каса­ет­ся его руки. Супруг изо­бра­жен в три чет­вер­ти, при­чес­ка корот­кая, при­гла­жен­ная свер­ху. Боро­да отсут­ст­ву­ет. В левой руке он дер­жит сви­ток, а жест пра­вой руки свиде­тель­ст­ву­ет о том, что он про­из­но­сит речь: два паль­ца вытя­ну­ты и сомкну­ты, а осталь­ные согну­ты в кулак, как буд­то он гово­рит что-то супру­ге, на кото­рую обра­щен его взгляд.

Крыш­ка, изна­чаль­но при­над­ле­жав­шая дру­го­му сар­ко­фа­гу, была исполь­зо­ва­на повтор­но. В срав­не­нии с коро­бом она явля­ет­ся менее доро­гой работой: поверх­ность гру­бо обте­са­на доло­том, на внут­рен­ней поверх­но­сти име­ет­ся деко­ра­тив­ный рельеф с ово­ща­ми и кры­лья­ми. На релье­фе крыш­ки пред­став­ле­ны сце­ны 1 и 3; худо­же­ст­вен­ный уро­вень их испол­не­ния замет­но ниже, чем у релье­фов сар­ко­фа­га. Обра­ща­ет на себя вни­ма­ние отсут­ст­вие сим­мет­рии сцен крыш­ки отно­си­тель­но сцен коро­ба.

Фигу­ры обо­их релье­фов были окра­ше­ны ярки­ми цвет­ны­ми пиг­мен­та­ми. Следы крас­ки сох­ра­ни­лись в верх­нем реги­ст­ре на цве­тах, а так­же на зад­нем плане в про­ме­жут­ках меж­ду фигу­ра­ми.

В цен­тре крыш­ки нахо­дит­ся над­пись на латин­ском язы­ке в три стро­ки:

HIC ADELFIA CLARISSIMA FEMINA / POSITA CONPAR / BALERI(!) COMITIS

(Здесь лежит Адель­фия, знат­ная жен­щи­на, супру­га гра­фа Вале­рия).

Суще­ст­ву­ет несколь­ко пред­по­ло­же­ний о том, кем являл­ся comes Valerius, супруг Адель­фии. Соглас­но пер­вой, ныне отверг­ну­той гипо­те­зе, это был пред­ста­ви­тель сена­тор­ско­го семей­ства Ара­ди­ев (Aradii) Луций Вале­рий Ара­дий Про­кул Популо­ний, кон­сул Сици­лии с 325 по 330 гг. н. э. и, воз­мож­но, вла­де­лец вил­лы на пьяц­ца Арме­ри­на. Новые архео­ло­ги­че­ские рас­сле­до­ва­ния обсто­я­тельств обна­ру­же­ния сар­ко­фа­га, а имен­но изу­че­ние после­до­ва­тель­но­сти пере­строй­ки ката­комб Сан-Джо­ван­ни, где рас­по­ло­же­на ротон­да Адель­фии, поз­во­ли­ли изме­нить вре­мен­ны́е рам­ки, в кото­рых про­во­дит­ся иден­ти­фи­ка­ция дан­но­го пер­со­на­жа. В соот­вет­ст­вии с послед­ни­ми пред­по­ло­же­ни­я­ми, comes Valerius воен­ным путем иско­ре­нял рост­ки ере­си во вре­ме­на ста­нов­ле­ния хри­сти­ан­ства на Сици­лии, чему Св. Авгу­стин в 419 г. посвя­тил свой трак­тат. Эту гипо­те­зу под­твер­жда­ет ико­но­гра­фия сар­ко­фа­га, под­чер­ки­ваю­щая бла­го­че­стие супру­гов. Соглас­но хро­но­ло­гии из источ­ни­ков, наи­бо­лее под­хо­дя­щей ока­зы­ва­ет­ся дати­ров­ка меж­ду 421 г., когда он выпол­нял обя­зан­но­сти comes, и вре­ме­нем послед­ней пере­строй­ки мону­мен­та ротон­ды, пред­при­ня­той в пер­вых деся­ти­ле­ти­ях V в. н. э.

В наше вре­мя лич­ность знат­ной дамы Адель­фии оста­ет­ся не рас­кры­той: мы не зна­ем, какую роль она игра­ла в обще­ст­вен­ной жиз­ни, несмот­ря на то, что она удо­сто­и­лась столь гран­ди­оз­ной гроб­ни­цы, воз­веде­ние кото­рой потре­бо­ва­ло пере­устрой­ства боль­шо­го участ­ка обще­ст­вен­но­го клад­би­ща, что поз­во­ля­лось лишь при­ви­ле­ги­ро­ван­ным и выдаю­щим­ся осо­бам.


Источники:
© 2018 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.
© 2019 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: эпиграфика надпись надписи epigraphia римская римские надгробная эпитафия скульптура скульптурный sculptura великая греция magna graecia саркофаг адельфии адельфия палеохристианский раннехристианский раннехристианское искусство ветхий завет старый новый cil x 7123 hic adelfia clarissima femina posita conpar baleri comitis