Саркофаг с портретами супружеской пары в раковине и сценами из Старого и Нового Заветов (саркофаг Адельфии)
Мрамор.
Вторая четверть IV в. н. э.
CIL X 7123.
Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси». Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг с портретами супружеской пары в раковине и сценами из Старого и Нового Заветов (саркофаг Адельфии).

Мрамор.
Вторая четверть IV в. н. э.
CIL X 7123.

Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».

Происхождение:
12 июня 1872 г., Сира­ку­зы.

Описание:

Сар­ко­фаг Адель­фии

Сар­ко­фаг Адель­фии явля­ет­ся наи­бо­лее при­ме­ча­тель­ным образ­цом позд­не­ан­тич­но­го искус­ства не толь­ко в Сира­ку­зе, но и на всей Сици­лии. Его обна­ру­жил Фран­че­ско Саве­рио Кавал­ла­ри 12 июня 1872 г. при выем­ке зем­ли в ротон­де, назван­ной впо­след­ст­вии по име­ни на таб­лич­ке. Внут­ри сар­ко­фа­га нахо­ди­лись остан­ки одно­го чело­ве­ка, уло­жен­ные на тон­кий свин­цо­вый лист.

Бело­мра­мор­ный сар­ко­фаг состо­ит из двух частей: коро­ба и крыш­ки со свин­цо­вой про­клад­кой меж­ду ними. Дли­на 207 см, высота 69 см, шири­на 85 см; крыш­ка: 200 × 81 см, высота ок. 20 см. Рельеф пок­ры­ва­ет толь­ко фрон­таль­ную поверх­ность; боко­вые и тыль­ная сто­ро­ны обра­бота­ны гру­бо. Сле­до­ва­тель­но, изна­чаль­но он был вдви­нут в нишу или в арко­со­лий.

Сар­ко­фаг был создан в кон­це эпо­хи Кон­стан­ти­на, или, менее опре­де­лен­но, во вто­рой поло­вине IV в. н. э. и при­над­ле­жит к клас­су сар­ко­фа­гов с дву­мя реги­ст­ра­ми и обра­зом покой­ных в цен­траль­ном меда­льоне. Сти­ли­сти­че­ские раз­ли­чия меж­ду релье­фа­ми коро­ба и крыш­ки, мень­шие по срав­не­нию с коро­бом раз­ме­ры крыш­ки, повто­ре­ние на крыш­ке сце­ны, при­сут­ст­ву­ю­щей на релье­фе коро­ба и оби­лие извест­ко­во­го рас­т­во­ра, скреп­ля­ю­ще­го короб и крыш­ку, наво­дят на мысль, что крыш­ка исход­но при­над­ле­жа­ла дру­го­му сар­ко­фа­гу эпо­хи Фео­до­сия.

Три­на­дцать сцен из Вет­хо­го и Ново­го Заве­тов рас­пре­де­ле­ны сле­дую­щим обра­зом: в верх­нем реги­ст­ре сце­ны 4—12; в ниж­нем реги­ст­ре сце­ны 13—17. Хро­но­ло­ги­че­ский порядок отсут­ст­ву­ет, что вполне соот­вет­ст­ву­ет рим­ской фигу­ра­тив­ной тра­ди­ции под­бо­ра пер­со­на­жей и рас­по­ло­же­ния сцен на рельеф­ном поле сар­ко­фа­га. Выбор эпи­зо­дов был обу­слов­лен не толь­ко фор­маль­ны­ми рели­ги­оз­ны­ми пра­ви­ла­ми, но так­же лич­ным вку­сом заказ­чи­ка, что типич­но для подоб­ной про­дук­ции.

В цен­тре релье­фа рас­по­ло­же­на рако­ви­на с полу­бю­сто­вы­ми порт­ре­та­ми двух супру­гов. Сле­ва нахо­дит­ся изо­бра­же­ние Адель­фии, укра­шен­ной оже­ре­льем из двух ниток жем­чу­га и одно­го пря­мо­уголь­но­го кам­ня, а так­же брас­ле­том на пра­вом запястье. Ее при­чес­ка выпол­не­на в виде коро­ны, что типич­но для эпо­хи Кон­стан­ти­на. Левой рукой она обни­ма­ет пле­чи супру­га, а пра­вой каса­ет­ся его руки. Супруг изо­бра­жен в три чет­вер­ти, при­чес­ка корот­кая, при­гла­жен­ная свер­ху. Боро­да отсут­ст­ву­ет. В левой руке он дер­жит сви­ток, а жест пра­вой руки свиде­тель­ст­ву­ет о том, что он про­из­но­сит речь: два паль­ца вытя­ну­ты и сомкну­ты, а осталь­ные согну­ты в кулак, как буд­то он гово­рит что-то супру­ге, на кото­рую обра­щен его взгляд.

Крыш­ка, изна­чаль­но при­над­ле­жав­шая дру­го­му сар­ко­фа­гу, была исполь­зо­ва­на повтор­но. В срав­не­нии с коро­бом она явля­ет­ся менее доро­гой работой: поверх­ность гру­бо обте­са­на доло­том, на внут­рен­ней поверх­но­сти име­ет­ся деко­ра­тив­ный рельеф с ово­ща­ми и кры­лья­ми. На релье­фе крыш­ки пред­став­ле­ны сце­ны 1 и 3; худо­же­ст­вен­ный уро­вень их испол­не­ния замет­но ниже, чем у релье­фов сар­ко­фа­га. Обра­ща­ет на себя вни­ма­ние отсут­ст­вие сим­мет­рии сцен крыш­ки отно­си­тель­но сцен коро­ба.

Фигу­ры обо­их релье­фов были окра­ше­ны ярки­ми цвет­ны­ми пиг­мен­та­ми. Следы крас­ки сох­ра­ни­лись в верх­нем реги­ст­ре на цве­тах, а так­же на зад­нем плане в про­ме­жут­ках меж­ду фигу­ра­ми.

В цен­тре крыш­ки нахо­дит­ся над­пись на латин­ском язы­ке в три стро­ки:

HIC ADELFIA CLARISSIMA FEMINA / POSITA CONPAR / BALERI(!) COMITIS

(Здесь лежит Адель­фия, знат­ная жен­щи­на, супру­га гра­фа Вале­рия).

Суще­ст­ву­ет несколь­ко пред­по­ло­же­ний о том, кем являл­ся comes Valerius, супруг Адель­фии. Соглас­но пер­вой, ныне отверг­ну­той гипо­те­зе, это был пред­ста­ви­тель сена­тор­ско­го семей­ства Ара­ди­ев (Aradii) Луций Вале­рий Ара­дий Про­кул Популо­ний, кон­сул Сици­лии с 325 по 330 гг. н. э. и, воз­мож­но, вла­де­лец вил­лы на пьяц­ца Арме­ри­на. Новые архео­ло­ги­че­ские рас­сле­до­ва­ния обсто­я­тельств обна­ру­же­ния сар­ко­фа­га, а имен­но изу­че­ние после­до­ва­тель­но­сти пере­строй­ки ката­комб Сан-Джо­ван­ни, где рас­по­ло­же­на ротон­да Адель­фии, поз­во­ли­ли изме­нить вре­менные рам­ки, в кото­рых про­во­дит­ся иден­ти­фи­ка­ция дан­но­го пер­со­на­жа. В соот­вет­ст­вии с послед­ни­ми пред­по­ло­же­ни­я­ми, comes Valerius воен­ным путем иско­ре­нял рост­ки ере­си во вре­ме­на ста­нов­ле­ния хри­сти­ан­ства на Сици­лии, чему Св. Авгу­стин в 419 г. посвя­тил свой трак­тат. Эту гипо­те­зу под­твер­жда­ет ико­но­гра­фия сар­ко­фа­га, под­чер­ки­ваю­щая бла­го­че­стие супру­гов. Соглас­но хро­но­ло­гии из источ­ни­ков, наи­бо­лее под­хо­дя­щей ока­зы­ва­ет­ся дати­ров­ка меж­ду 421 г., когда он выпол­нял обя­зан­но­сти comes, и вре­ме­нем послед­ней пере­строй­ки мону­мен­та ротон­ды, пред­при­ня­той в пер­вых деся­ти­ле­ти­ях V в. н. э.

В наше вре­мя лич­ность знат­ной дамы Адель­фии оста­ет­ся не рас­кры­той: мы не зна­ем, какую роль она игра­ла в обще­ст­вен­ной жиз­ни, несмот­ря на то, что она удо­сто­и­лась столь гран­ди­оз­ной гроб­ни­цы, воз­веде­ние кото­рой потре­бо­ва­ло пере­устрой­ства боль­шо­го участ­ка обще­ст­вен­но­го клад­би­ща, что поз­во­ля­лось лишь при­ви­ле­ги­ро­ван­ным и выдаю­щим­ся осо­бам.


Источники:
© 2018 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.

комм.
Ключевые слова: эпиграфика надпись надписи epigraphia скульптура скульптурный sculptura римская римские надгробная надпись эпитафия великая греция magna graecia саркофаг адельфии адельфия палеохристианский саркофаг раннехристианский саркофаг раннехристианское искусство ветхий завет старый завет новый завет cil x 7123 hic adelfia clarissima femina posita conpar baleri comitis