Коридор со сценами Большой охоты
Коридор с напольными мозаиками (36).
1-я пол. IV в.
Пьяцца Армерина, Римская вилла дель Казале, Коридор Большой охоты. Фото: И. А. Шурыгин

Коридор со сценами Большой охоты

Коридор с напольными мозаиками (36).
1-я пол. IV в.

Пьяцца Армерина, Римская вилла дель Казале, Коридор Большой охоты.

Описание:

Коридор Боль­шой охоты

Длин­ный коридор с колон­на­ми по обо­им кон­цам закан­чи­ва­ет­ся абсида­ми с наполь­ны­ми люне­та­ми. Он отде­ля­ет апар­та­мен­ты хозя­и­на вил­лы от бази­ли­ки и апар­та­мен­тов его супру­ги, рас­по­ло­жен­ных в юго-восточ­ном углу.
Пол коридо­ра укра­шен вели­ко­леп­ны­ми моза­и­ка­ми. В левом его кон­це изо­бра­же­на пер­со­ни­фи­ка­ция Мав­ри­та­нии, а в пра­вом - Индии.
Оседа­ние грун­та в южной части при­ве­ло к струк­тур­ным сдви­гам, кото­рые, одна­ко, не повреди­ли ком­по­зи­цию наполь­ной моза­и­ки, име­ю­щую дли­ну 200 рим­ских футов (ок. 60 м) и пред­став­ля­ю­щую свое­об­раз­ную гео­гра­фи­че­скую кар­ту извест­но­го на то вре­мя мира. Гран­ди­оз­ные сце­ны боль­шой охоты в трех из 12 обла­стей мира, извест­ных во вре­ме­на Рим­ской импе­рии (Афри­ке, Ита­лии и Индии), соглас­но Gentile, сто­ят выше моза­ик вил­лы Кон­стан­ти­на и импе­ра­тор­ско­го двор­ца в Кон­стан­ти­но­по­ле. Афри­ка пред­став­ле­на в левой части коридо­ра пятью про­вин­ци­я­ми (Мав­ри­та­ния, Нуми­дия, Про­кон­суль­ская Афри­ка, Три­по­ли­та­ния, Биза­це­на). На пан­те­ру в Афри­ке охотят­ся с помо­щью ловуш­ки, при­ман­кой слу­жит коз­ле­нок. Кро­ме пан­тер в Афри­ке лови­ли анти­лоп, львов, диких лоша­дей и каба­нов. На моза­и­ке изо­бра­же­ны раз­лич­ные сце­ны пере­воз­ки пой­ман­ных живот­ных: воен­ный под­го­ня­ет пал­кой нера­ди­во­го раба, двух стра­у­сов гру­зят на гале­ру в пор­ту Кар­фа­ге­на, а затем сгру­жа­ют с кораб­ля в пор­ту Остии, где два бога­то оде­тых чинов­ни­ка, в бере­тах и с пал­ка­ми, руко­во­дят выгруз­кой живот­ных, при­ве­зен­ных из Егип­та, Афри­ки и Индии. Обра­ща­ет на себя вни­ма­ние сце­на погруз­ки на гале­ру сло­на, кото­рый, види­мо, пред­на­зна­чал­ся для три­ум­фа и апо­фе­о­за импе­ра­то­ра и в таком каче­стве оли­це­тво­рял могу­ще­ство хозя­и­на вил­лы, про­во­див­ше­го игры в амфи­те­ат­ре. Моно­грам­ма М.А. рядом с хоботом сло­на, опре­де­лен­но, явля­ет­ся позд­ним арте­фак­том, появив­шем­ся в ходе рестав­ра­ции в 1950-х годах, посколь­ку в сво­ей моно­гра­фии Джи­но Джен­ти­ле не упо­ми­на­ет о ней.
Сце­ну погруз­ки сло­на в Алек­сан­дрий­ском пор­ту мож­но видеть, про­дви­га­ясь в сто­ро­ну южной абсиды (вся она была реста­ври­ро­ва­на в 5 в. н. э.). Обра­ща­ет на себя вни­ма­ние отсут­ст­вие рыб в море и отлич­ное от ори­ги­наль­но­го рас­по­ло­же­ние кон­ца мач­ты. Далее сле­ду­ют сце­ны лов­ли дико­го быка (uro), гип­по­пота­ма и носо­ро­га в дель­те Нила.
Ниже лест­ни­цы с желез­ны­ми сту­пе­ня­ми изо­бра­жен пер­со­наж в рос­кош­ных одеж­дах, соп­ро­вож­да­е­мый дву­мя воен­ны­ми с боль­ши­ми щита­ми. Л’Оранж скло­нен счи­тать, что это импе­ра­тор Мак­си­ми­ан. В верх­нем реги­ст­ре двое сол­дат гото­вят­ся ранить льви­цу, тер­заю­щую оле­ня. У одно­го из них на туни­ке виден знак левой сва­сти­ки, сим­во­ли­зи­ру­ю­щей кру­го­во­рот вре­мен соляр­но­го года.
Далее, после сцен погруз­ки живот­ных сле­ду­ют сце­на поим­ки тиг­ри­цы кон­ным вои­ном, кото­рый ска­чет на корабль после того как бро­сил в нее стек­лян­ным шаром, чтобы отвлечь ее вни­ма­ние. И, нако­нец, сле­ду­ет сце­на поим­ки гри­фо­на - фан­та­сти­че­ско­го суще­ства, для при­вле­че­ния кото­ро­го в ловуш­ку в каче­стве при­ман­ки исполь­зу­ют ребен­ка.
На моза­ич­ном полу южной абсиды изо­бра­же­на сто­я­щая смуг­лая девуш­ка (пер­со­на­ли­за­ция Индии). Сле­ва от от нее нахо­дит­ся слон, пок­ры­тый сет­кой, с малень­ки­ми уша­ми (этим он отли­ча­ет­ся от афри­кан­ско­го сло­на с боль­ши­ми уша­ми), а спра­ва индий­ская тиг­ри­ца. Эта кар­ти­на завер­ша­ет уни­каль­ную гран­ди­оз­ную моза­ич­ную ком­по­зи­цию.

L’antica Villa Romana del Casale di Piazza Armerina. Ed. Apollo Liceo, 2018.


Источники:
© 2018 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2019 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.

комм.

комм.
Ключевые слова: мозаика рим римская пьяцца армерина piazza armerina римская вилла дель казале касале villa romana del casale напольная мозаика коридор