Надгробный памятник, поставленный Секстом Тицием Примом
Мрамор.
I в. н. э.
239x91x32 см.
Анкона, Национальный археологический музей Марке. Фото: И. А. Шурыгин

Надгробный памятник, поставленный Секстом Тицием Примом.

Мрамор.
I в. н. э.
239x91x32 см.

Анкона, Национальный археологический музей Марке.

Происхождение:
Кастел­леоне ди Суа­за (Анко­на), местеч­ко Пиан Воль­пел­ло, близ руин амфи­те­ат­ра и реки Чеза­но.

Описание:
CIL 11, 06176, add. p. 1398 (1)

Sex(tus) Titius Sex(ti) l(ibertus) Primus / VIvir / Lucaniae Benignae / concubinae / Titiae Chreste l(ibertae) / Chloe delicium

Секст Тиций Прим, воль­ноот­пу­щен­ник Секс­та, (авгу­сталь­ный) севир, (сво­ей) кон­ку­бине, бла­го­же­ла­тель­ной Луци­ане, воль­ноот­пу­щен­ни­це Тиции Кре­сте (и) Хлое, (сво­ей) отра­де (поста­вил этот памят­ник).

Delicia и семей­ные эпи­та­фии

... Выше я упо­ми­нал труд­но­сти, кото­рые воз­ни­ка­ют при интер­пре­та­ции неко­то­рых над­пи­сей в отры­ве от кру­га им подоб­ных. Сле­дую­щая над­пись слу­жит иллю­ст­ра­ци­ей таких труд­но­стей. Вот текст этой эпи­та­фии (CIL 11.6176):

Sex(tus) Titius Sex(ti) l(ibertus) Primus / VIvir / Lucaniae Benignae / concubinae / Titiae Chreste l(ibertae) / Chloe delicium

Сопо­став­ляя текст с релье­фом, мож­но вос­ста­но­вить исто­рию, кото­рая скры­ва­ет­ся за ними. Секст Тиций Прим был воль­ноот­пу­щен­ни­ком и жил с кон­ку­би­ной по име­ни Луци­а­на. Мож­но пред­по­ло­жить, что Тиция Кре­ста явля­лась их доче­рью. Став воль­ноот­пу­щен­ни­ком, он выку­пил ее и дал ей воль­ную, после чего она ста­ла его воль­ноот­пу­щен­ни­цей. Воз­мож­но так­же, что оба они были отпу­ще­ны на сво­бо­ду их общим хозя­и­ном. Имя Луци­а­ны, при­веден­ное без име­ни пат­ро­на, может ука­зы­вать на ее раб­ский ста­тус. Оста­ва­лась ли она рабы­ней (наи­бо­лее веро­ят­но, что пара про­дол­жа­ла жить в том же хозяй­стве), или Секст Тиций Прим позна­ко­мил­ся с рабы­ней (или даже выку­пил ее) после соб­ст­вен­но­го осво­бож­де­ния и жил с ней в кон­ку­би­на­те? Не име­ет­ся бес­спор­ных осно­ва­ний счи­тать Луци­а­ну био­ло­ги­че­ской мате­рью Кре­сты, рав­но как нет пол­ной уве­рен­но­сти в том, что Тиций Прим являл­ся ее био­ло­ги­че­ским отцом: в дет­стве, когда оба они были раба­ми, она мог­ла быть пору­че­на его заботам хозя­и­ном, пре­вра­тив­шись в подо­бие при­ем­но­го ребен­ка. Теперь пере­й­дем к "отра­де" Хлое. Рельеф (и толь­ко рельеф) свиде­тель­ст­ву­ет, что она явля­лась малень­ким ребен­ком Кре­сты. Почти опре­де­лен­но, она была рабы­ней. Не мог ли воль­ноот­пу­щен­ник Тиций Прим выку­пить малыш­ку, чтобы доста­вить радость сво­ей "при­ем­ной" доче­ри? Одна­ко мож­но так­же пред­по­ло­жить, что, сох­ра­няя связь со сво­им быв­шим хозя­и­ном, Тиций Прим мог полу­чить от него Хлою, чтобы отдать ее на вос­пи­та­ние Кре­сте. Лишь в одном мы можем быть уве­ре­ны: в том, что в опре­де­лен­ный пери­од вре­ме­ни все чет­ве­ро жили вме­сте в сою­зе, кото­рый мы мог­ли бы назвать конью­галь­ной семьей - взрос­лая пара, их (при­ем­ная) дочь и чудес­ное дитя.

Early Christian Families in Context: An Interdisciplinary Dialogue. Ed. by David L. Balch, Carolyn Osiek.Cambridge, 2003. P. 311-312.


Источники:
© 2019 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2019 г. Перевод с лат. и итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: эпиграфика надпись надписи epigraphia римская римские надгробная надпись эпитафия портрет портреты портретный портретная женский женщины женщина портретный рельеф рельефы рельефный портрет мужской мужская мужчины мужчина портретный рельеф рельефы рельефный портрет скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные надгробие надгробный памятник венок corona ликтор ликтора lictor ребенок ребенка дитя фасции фаски фасцы ликторские пучки розги fascis fasces lictoriae тога в тоге toga гранат плод граната punica granatum кувшин urceus urceus стела стелы stela stele сиденье sella семейный портрет семья девочка sextus titius sexti libertus primus vivir lucaniae benignae concubinae titiae chreste libertae chloe delicium