Жертвоприношение Ифигении
Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта, VI, 8, 5).
140 × 138 см.
Инв. № 9112.Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII. Фото: Лучано Педичини

Жертвоприношение Ифигении.

Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта, VI, 8, 5).
140 × 138 см.
Инв. № 9112.

Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.

Происхождение:
Пом­пеи, Дом Тра­ги­че­ско­го поэта (VI, 8, 3, север­ная сте­на пери­сти­ля), 30 апре­ля 1825 г.

Описание:
См. Helbig W., Wandgemälde der vom Vesuv verschütteten Städte Campaniens. Leipzig, 1868: Breitkopf und Härtel. S. 283—284, Nr. 1304.

Таб­ли­ца II. Жерт­во­при­но­ше­ние Ифи­ге­нии (Пом­пеи, ныне в Неа­по­ле. 1,23 × 1,23 м). Одна из извест­ней­ших пом­пе­ян­ских фре­сок. Кар­ти­на иллю­ст­ри­ру­ет извест­ный миф о при­не­се­нии в жерт­ву богине Арте­ми­де доче­ри микен­ско­го царя Ага­мем­но­на — Ифи­ге­нии. Боги­ня Арте­ми­да, — раз­гне­ван­ная на Ага­мем­но­на за то, что он убил оле­ня, посвя­щен­но­го ей и нахо­див­ше­го­ся в свя­щен­ной роще на одном из ост­ро­вов Эгей­ско­го моря, — когда гре­ки направ­ля­лись с вой­ска­ми в Трою, нас­ла­ла штиль, из-за чего эллин­ский флот не мог дви­гать­ся даль­ше. Жрец Кал­хас объ­явил, что штиль может пре­кра­тить­ся лишь тогда, когда дочь Ага­мем­но­на, муд­рая Ифи­ге­ния, будет при­не­се­на в жерт­ву для уми­ло­стив­ле­ния Арте­ми­ды; Ага­мем­нон дол­жен был сог­ла­сить­ся на эту жесто­кую меру. Кар­ти­на пред­став­ля­ет тот момент, когда хит­ро­ум­ный Одис­сей и Дио­мед несут Ифи­ге­нию к жерт­вен­ни­ку. с. 20 Девуш­ка обра­ща­ет­ся с моль­бою к отцу, кото­рый сто­ит сле­ва око­ло колон­ны со ста­ту­эт­кой Арте­ми­ды-охот­ни­цы с дву­мя соба­ка­ми; но отец, накрыв голо­ву сво­им пла­щом, чтобы не видеть смер­ти доче­ри, отвер­нул­ся и не вни­ма­ет ее моль­бам. Спра­ва — высо­кая фигу­ра Кал­ха­са с вен­ком на голо­ве, с корот­ким кин­жа­лом в пра­вой руке и нож­на­ми в левой. Вели­ко­леп­но напи­са­но его лицо с широ­ко рас­кры­ты­ми гла­за­ми и выра­же­ни­ем неко­то­рой нере­ши­тель­но­сти, как буд­то он сомне­ва­ет­ся, надо ли при­сту­пать к кро­ва­во­му жерт­во­при­но­ше­нию. Ввер­ху на обла­ках — Арте­ми­да с луком; по ее при­ка­за­нию ним­фа при­во­дит оле­ня, чтобы он был при­не­сен в жерт­ву вме­сто Ифи­ге­нии, кото­рая таким обра­зом в послед­нюю мину­ту перед каз­нью была спа­се­на и, соглас­но леген­де, пере­не­се­на на обла­ках в Тавриду.

У Пли­ния есть упо­ми­на­ние о фигу­ре скор­бя­ще­го Ага­мем­но­на, заку­тан­но­го в плащ. Ори­ги­нал это­го про­из­веде­ния при­над­ле­жал Тиман­фу, гре­че­ско­му худож­ни­ку IV в. до н. э. Может быть, раз­би­ра­е­мая копия и сде­ла­на с это­го ори­ги­на­ла.

Все пять глав­ных фигур на этой кар­тине рас­по­ло­же­ны в одной плос­ко­сти; голо­вы трех пра­вых муж­ских фигур — Кал­ха­са, Дио­меда и Одис­сея — рас­по­ло­же­ны по одной наклон­ной линии. Углуб­лен­но­сти про­стран­ства здесь почти не чув­ст­ву­ет­ся; на зад­нем плане кар­ти­ны нет ника­ких подроб­но­стей. Но зато све­то­те­нью худож­ник поль­зу­ет­ся весь­ма уме­ло — сто­ит толь­ко взг­ля­нуть на фигу­ры Одис­сея и Дио­меда. Любо­пыт­на одна мел­кая подроб­ность, не нашед­шая до сих пор объ­яс­не­ния, — у фигу­ры Ифи­ге­нии не нари­со­ва­ны ноги, хотя они долж­ны были бы быть вид­ны сза­ди фигу­ры Одис­сея.

Пом­пе­ян­ские рос­пи­си (1937)

Источники:
© 2016 г. Фото: Лучано и Марко Педичини / Archivio dell’Arte.
1937. Описание: Помпеянские росписи. Искусство, Л.—М., 1937. С. 19—20.

комм.
Ключевые слова: живопись pictura ars picturae настенная роспись фреска фрески римский римская римские помпеи помпейская помпейские помпейское pompeii греческая мифология mythologia graeca царь агамемнон агамемнона rex agamemnon богиня артемида артемиды dea artemis диомед диомеда diomedes diomede ифигения ифигении iphigenia калхант калхас калх calchas kalchas одиссей одиссея троянская война bellum troianum римская мифология mythologia romana улисс улисса ulysses ulixes женская одежда мужская одежда мужская обувь алтарь ara жертвоприношение oblatio sacrificium ножны vagina лавровый венок corona laurea эндромида эндромиды сапог сапоги endromis cothurnus сандалия сандалии solea хитон chiton khiton плащ борода бородатый мужчина barba barbatum застежка фибула fibula помпеи pompeii с покрытой головой под покрывалом в покрывале capite velato скипетр sceptrum диадема diadema колонна колонны columna пояс хламида хламиде chlamys венец корона стефана corona stephane собака собаки факел с факелом головной убор в виде форме модия модий modius modium развевающийся вздутый надуваемый раздуваемый наполняемый ветром плащ культовая статуя лук облако облака экзомида экзомис exomis exomide наездник auriga лань дом трагического поэта vi 8 5 жертвенный нож инв № 9112