Дорифор
Лунский мрамор.
Римская копия кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э.
Выс. 212 см.
Инв. № 6011.Неаполь, Национальный археологический музей. Фото: С. И. Сосновский

Дорифор.

Лунский мрамор.
Римская копия кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э.
Выс. 212 см.
Инв. № 6011.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Помпеи, Самнитская палестра (VIII, 7, 29).
Происхождение:
Пом­пеи, VIII, 7, 29, Сам­нит­ская пале­ст­ра.

Описание:

164. Дори­фор

Конец I века до н. э. — нача­ло I века н. э.
Мра­мор луний­ский.
212,0 × 65,0 × 78,0.
Пом­пеи, Сам­нит­ская пале­ст­ра.
Нацио­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей, Неа­поль.
Инв. № 6011.

Лите­ра­ту­ра:
Enciclopedia dell’Arte Antica, Classica e Orientale. Rome, 1958—1973. Vol. 6 (1965): Policleto;
Polyklet. Der Bildhauer der griechischen Klassik (Ausstellung im Liebighaus Museum alter Plastik). Frankfurt am Main, 1990;
Franciosi V. Il Doriforo di Policleto. Napoli, 2007.

Ста­туя, най­ден­ная в 1797 году в так назы­вае­мой Сам­нит­ской пале­ст­ре, рас­по­ло­жен­ной поза­ди Боль­шо­го теат­ра, тра­ди­ци­он­но счи­та­ет­ся копи­ей брон­зо­во­го ори­ги­на­ла работы Поли­кле­та, явля­ю­ще­го­ся кано­ном, посколь­ку он ото­б­ра­жа­ет систе­му про­пор­ций чело­ве­че­ской фигу­ры, осно­ван­ную на тех чис­лен­ных отно­ше­ни­ях меж­ду раз­лич­ны­ми частя­ми тела, кото­рые были тео­ре­ти­зи­ро­ва­ны самим скуль­п­то­ром в трак­та­те под наз­ва­ни­ем «Канон». Моло­дой чело­век в геро­и­че­ской наго­те сто­ит, пере­ме­стив вес тела на пра­вую ногу, кото­рая изо­бра­же­на в напря­же­нии, левая нога слег­ка согну­та; левая рука обхва­ты­ва­ет атри­бут, пра­вая опу­ще­на вдоль тела. Рестав­ра­тор А. Сола­ри, пер­вым ском­по­но­вав­ший фраг­мен­ты, вста­вил в левую руку юно­ши шест, из-за чего про­из­веде­ние ста­ли назы­вать «Дори­фор», то есть «копье­но­сец». Недав­ние иссле­до­ва­ния, где осо­бое вни­ма­ние было уде­ле­но поло­же­нию согну­тых паль­цев обе­их рук, поста­ви­ли под сомне­ние рекон­струк­цию Сола­ри. Были выска­за­ны пред­по­ло­же­ния, что юно­ша дер­жит щит сле­ва и меч в нож­нах спра­ва (В. Фран­чо­зи), или же щит и копье сле­ва и меч в нож­нах спра­ва (П. Море­но), не под­вер­гая, одна­ко, сомне­нию, что это копия с работы Поли­кле­та. Извест­ность дан­ной типо­ло­гии в Антич­но­сти демон­стри­ру­ет­ся нали­чи­ем более 30 копий — ста­туй, тор­сов и голов, изва­ян­ных из мра­мо­ра раз­но­го каче­ства. То, что ори­ги­нал был в брон­зе, под­твер­жда­ет­ся нали­чи­ем опо­ры под пра­вой ногой и малой пла­стич­но­стью волос в при­плюс­ну­тых прядях. Пом­пей­ская ста­туя испол­не­на в нача­ле пери­о­да прав­ле­ния Юли­евКлав­ди­ев — меж­ду кон­цом I века до н. э. и нача­лом I века н. э.

Вале­рия Сам­па­о­ло

Источники:
(сс) 2019 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Выставка «Боги, люди, герои» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, 18 апреля — 23 июня 2019 г.).
Текст: выставочная музейная табличка.
© 2019 г. Описание: Боги, люди, герои. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей. Каталог выставки / пер. с итал. В. Халпахчьян, М. Талалай. Изд-во Государственного Эрмитажа, СПб, 2019. С. 224, кат. № 164.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия статуя статуи statua statuae обнаженная стоящая лунский лунийский каррарский мрамор marmor lunensis атлет атлета athleta юноша юноши помпеи pompeii эфеб эфеба ephebos ephebus дорифор дорифора копьеносец копьеносца doryphoros doryphorus поликлет поликлета polyklitos polykleitos polycleitus polyclitus канон canon мускулатура самнитская палестра viii 7 29 инв № 6011