Ахилл на Скиросе
62—79 гг.
148 × 100 см.
Инв. № 9110.Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXII. Фото: Луиджи Спина

Ахилл на Скиросе.

62—79 гг.
148 × 100 см.
Инв. № 9110.

Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXII.

Помпеи, Дом Диоскуров (VI, 9, 6, комната 9).
Происхождение:
Пом­пеи, Дом Дио­с­ку­ров (VI, 9, 6, ком­на­та 9, цен­траль­ная панель южной сте­ны таб­ли­на), 18 июня 1828 г.

Описание:
См. Helbig W., Wandgemälde der vom Vesuv verschütteten Städte Campaniens. Leipzig, 1868: Breitkopf und Härtel. S. 281, Nr. 1297.

Таб­ли­ца XX. Ахилл на ост­ро­ве Ски­ро­се (Пом­пеи, ныне в Неа­по­ле. 0,94 × 1,04 м). Один из вари­ан­тов кра­си­вой леген­ды об Ахил­ле гла­сит, что юный герой был отдан сво­им отцом, Пеле­ем, на вос­пи­та­ние к царю ост­ро­ва Ски­ро­са — Лико­меду, после того как Пелею было пред­ска­за­но, что сын его погибнет на поле вой­ны. Ахилл рос поэто­му сре­ди доче­рей Лико­меда, полу­чил чисто жен­ское вос­пи­та­ние, носил жен­ские одеж­ды и сам стал похож на девуш­ку. Но, когда ора­ку­лом было пред­ска­за­но, что тро­ян­ская вой­на не может иметь для гре­ков побед­но­го кон­ца, если в ней не при­мет уча­стия Ахилл, — хит­ро­ум­ный Одис­сей и Дио­мед реши­ли похи­тить Ахил­ла. Для этой цели они под видом стран­ст­ву­ю­щих про­дав­цов яви­лись в дом царя Лико­меда и пле­ни­ли доче­рей его при­ве­зен­ны­ми в каче­стве това­ров дра­го­цен­но­стя­ми и жен­ски­ми без­де­луш­ка­ми. Но тут же были раз­ло­же­ны, яко­бы в каче­стве това­ра, и пред­ме­ты воин­ско­го воору­же­ния; сто­яв­шие на ули­це спут­ни­ки Одис­сея в этот момент затру­би­ли в воин­ские тру­бы. Ахилл, до того не знав­ший назна­че­ния ору­жия, вдруг почув­ст­во­вал себя муж­чи­ной и вои­ном, бро­сил­ся к ору­жию и таким обра­зом узнан был Одис­се­ем и Дио­медом. Этот момент и пред­став­лен на раз­би­ра­е­мой фрес­ке. Спе­ре­ди пред­став­ле­на груп­па из трех лиц. В сре­дине — Ахилл, оде­тый в жен­ские пок­ро­вы. Пра­вой рукой Ахилл схва­тил корот­кий меч, а левой дер­жит­ся за чекан­ный метал­ли­че­ский щит с рельеф­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми (кста­ти ска­зать, очень инте­рес­ны­ми по сюже­ту — тут изо­бра­жен сам Ахилл, схо­дя­щий в сопут­ст­вии Хиро­на в под­зем­ное цар­ство, — сим­вол испол­не­ния воли Рока). Спра­ва к Ахил­лу под­бе­га­ет Одис­сей в белой шапоч­ке и схва­ты­ва­ет Ахил­ла за пра­вую руку; сле­ва его хва­та­ет Дио­мед. На зад­нем плане вид­на фигу­ра царя ост­ро­ва Ски­ро­са — Лико­меда, взвол­но­ван­но­го про­ис­хо­дя­щим; око­ло него два вои­на. Совсем спра­ва — полу­об­на­жен­ная дочь Лико­меда, так­же пере­пу­ган­ная пере­ме­ной, про­ис­шед­шей с ее това­ри­щем по жен­ским играм — Ахил­лом. На полу раз­бро­сан «товар» Одис­сея — золотые сосуды и раз­ные дру­гие пред­ме­ты. Левая часть этой фрес­ки не сох­ра­ни­лась, и при уста­нов­ке кар­ти­ны в Неа­по­ли­тан­ском музее испор­чен­ная левая часть была отре­за­на. До повреж­де­ния фигу­ры Ахил­ла и Лико­меда зани­ма­ли цен­траль­ное поло­же­ние. Раз­би­ра­е­мая кар­ти­на иск­лю­чи­тель­но инте­рес­на как пол­ная бур­но­го дви­же­ния. Здесь нет ни одной спо­кой­ной фигу­ры; при этом дви­же­ние направ­ле­но в раз­ные сто­ро­ны. Здесь все пол­но кон­тра­стов: белые тела жен­ст­вен­но­го Ахил­ла и доче­ри Лико­меда — и заго­ре­лые, тем­ные тела вои­нов Одис­сея и Дио­меда; испуг на лицах Лико­меда и его доче­ри — и радость и воз­буж­де­ние на лицах Ахил­ла, Одис­сея и Дио­меда; фигу­ры Дио­меда, Лико­меда и Одис­сея нак­ло­не­ны с. 31 вле­во, фигу­ры Ахил­ла, девуш­ки и пра­во­го вои­на — впра­во, так что в общем полу­ча­ет­ся как бы бук­ва X. Очень инте­рес­ны лица Ахил­ла и Одис­сея: лицо Ахил­ла еще не поте­ря­ло сво­их мяг­ких жен­ст­вен­ных очер­та­ний, но гла­за его горят огнем герой­ства; широ­ко рас­кры­тые гла­за Одис­сея направ­ле­ны на Ахил­ла — точ­но Одис­сей еще не верит сво­е­му сча­стью, что он нашел нако­нец героя, столь необ­хо­ди­мо­го гре­кам для побед­но­го завер­ше­ния тро­ян­ской вой­ны, в кото­рой Ахилл погиб соглас­но пред­ска­за­нию ора­ку­ла.

Надо обра­тить вни­ма­ние на чрез­вы­чай­но уме­лое исполь­зо­ва­ние све­то­вых бли­ков — они всюду: на теле Одис­сея, на бле­стя­щих метал­ли­че­ских пред­ме­тах, на одеж­дах, на колон­нах зад­не­го пла­на. Тема этой кар­ти­ны при­над­ле­жит, види­мо, к излюб­лен­ным темам антич­ной живо­пи­си — в Пом­пе­ях она встре­ча­ет­ся не менее деся­ти раз, при­чем все вари­ан­ты силь­но отли­ча­ют­ся друг от дру­га и, оче­вид­но, ско­пи­ро­ва­ны с раз­ных ори­ги­на­лов. Эту тему мож­но най­ти не толь­ко в горо­дах Кам­па­ньи — в одной из гроб­ниц дале­кой Сирии, в Паль­ми­ре, най­де­на кар­ти­на, трак­ту­ю­щая тот же сюжет. И ясно, что этот сюжет был как бы сим­во­лом неиз­беж­но­сти судь­бы Ахил­ла.

Пом­пе­ян­ские рос­пи­си (1937)

Источники:
Google Cultural Institute.
© Фото: Луиджи Спина.
2019 г. Доп. информация: http://pompeiiinpictures.com.
1937. Описание: Помпеянские росписи. Искусство, Л.—М., 1937. С. 30—31.
Ключевые слова: живопись pictura ars picturae греческая мифология mythologia graeca римский римская римские герой ахилл ахиллес ахилла ахиллеса achilles хирон chiron cheiron kheiron диомед диомеда diomedes diomede одиссей одиссея царь ликомед царя ликомеда rex lycomedes lykomedes помпеи помпейская помпейские помпейское pompeii четвертый стиль iv помпеянский помпейский четвертого стиля настенная роспись фреска фрески деидамия дочь deidameia женская одежда мужская меч ensis ножны vagina перевязь balteus шлем с гребнем гребень греческий круглый щит аспис aspis сандалия сандалии solea хитон chiton khiton девушка молодая женщина девушки молодой женщины борода бородатый мужчина barba barbatum воин солдат копье hasta застежка фибула fibula скипетр sceptrum колонна колонны columna пилосский шлем-пилос cassis pilos дом диоскуров vi 9 6 ножной браслет periscelides хламида в хламиде chlamys ваза кувшин пельта pelte pelta коринфский ордер коринфская капитель ordo corinthius занавес парапетасма parapetasma зеркало трубач на острове скиросе скирос scyros шкатулка ларец труба обнаружение узнавание одиссеем и диомедом инв № 9110