Статуя Германика
Частичная полимерная копия бронзового оригинала.
Ок. 20 г. н. э.
Выс. 115 см.
Перуджа, Национальный археологический музей Умбрии.

Статуя Германика.

Частичная полимерная копия бронзового оригинала.
Ок. 20 г. н. э.
Выс. 115 см.

Перуджа, Национальный археологический музей Умбрии.

Происхождение:
Из Аме­лии, 1963 г. Копия брон­зо­вой ста­туи Гер­ма­ни­ка была изготов­ле­на частич­но в 1987 г. (голо­ва), частич­но в 2001—2002 гг. (пан­цирь).

Описание:

24. Ста­туя Гер­ма­ни­ка

Из Аме­лии, 1963 г.
Перуд­жа, Нацио­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей Умбрии.
Частич­ная поли­мер­ная копия брон­зо­во­го ори­ги­на­ла.
Мак­си­маль­ная высота 115 см.

Порт­рет име­ет сход­ство с Гер­ма­ни­ком типа Габи(1) и осо­бен­но бли­зок к порт­ре­ту из Копен­га­ген­ско­го музея(2), создан­но­му после смер­ти прин­ца, чтобы почтить его память(3). В осталь­ном моло­дой принц из рода Юли­ев-Клав­ди­ев пред­став­лен в обра­зе победо­нос­но­го пол­ко­во­д­ца в три­ум­фаль­ном обла­че­нии в момент обра­ще­ния (adlocutio) к сво­им сол­да­там(4).

Брон­зо­вая ста­туя, обна­ру­жен­ная в 1963 г. неда­ле­ко от Аме­лии (VI рай­он)(5) на откры­том участ­ке, где нахо­ди­лось поле для упраж­не­ний (campus)(6) или гим­на­сий, несо­мнен­но, была про­из­веде­на в рим­ской мастер­ской и пред­на­зна­ча­лась для про­слав­ле­ния. Л. Сен­си уже вскрыл вза­и­мо­связь и зави­си­мость меж­ду смер­тью моло­до­го прин­ца и мифо­ло­ги­че­ски­ми изо­бра­же­ни­я­ми на его пан­ци­ре(7). Эти изо­бра­же­ния име­ют высо­чай­шее каче­ство: в цен­траль­ной части пред­став­ле­ны Ахилл и Тро­ил, в верх­ней части, чуть ниже шеи — фрон­таль­ное изо­бра­же­ние Сцил­лы с четырь­мя пса­ми и кам­нем на пра­вой руке. Исполь­зо­ва­ние имен­но такой ико­но­гра­фии под­твер­жда­ет нашу оцен­ку, соглас­но кото­рой ста­туя созда­на в рам­ках кон­цеп­ции «под­ра­жа­ния Алек­сан­дру» (imitatio Alexandri)(8), глав­ный сим­во­ли­че­ский смысл кото­рой выра­жа­ет­ся в выбо­ре фигур на пан­ци­ре. В каче­стве основ­ной моти­ва­ции и обос­но­ва­ния ска­зан­но­го мож­но вспом­нить роко­вой слу­чай, свя­зан­ный со Сцил­лой, кото­рый про­изо­шёл с Алек­сан­дром в Вави­ло­нии неза­дол­го до его смер­ти, и тра­ги­че­ское про­ро­че­ство, откры­тое ему учё­ным хал­де­ем («Роман об Алек­сан­дре», 30). С дру­гой сто­ро­ны, в крат­ком изло­же­нии не сле­ду­ет забы­вать, что антич­ные источ­ни­ки посто­ян­но под­чёр­ки­ва­ют сход­ства меж­ду жиз­нью и смер­тью Алек­санд­ра и Гер­ма­ни­ка (Tac. Ann. II. 75). Всё это сог­ла­су­ет­ся с популяр­но­стью сюже­та с груп­пой Сцил­лы сре­ди худож­ни­ков эпо­хи Тибе­рия, хотя не сле­ду­ет забы­вать и о вдох­но­ве­нии, наве­ян­ном обра­зом Авгу­ста, и о свя­зях с гоме­ров­ским мифом, поло­жен­ных в осно­ву слож­ной куль­тур­ной под­готов­ки обра­за пол­ко­во­д­ца-лите­ра­то­ра(9).

Ста­тую, изготов­лен­ную, как уже ска­за­но, после смер­ти Гер­ма­ни­ка, Бес­ки пред­по­ло­жи­тель­но дати­ру­ет око­ло 20 г. н. э.(10)

Копия брон­зо­вой ста­туи Гер­ма­ни­ка была созда­на отча­сти в 1987 г. (голо­ва), отча­сти в 2001—2002 гг., когда пред­ста­ви­лась воз­мож­ность это сде­лать ввиду демон­та­жа ста­туи для её пере­ме­ще­ния из музея Перуд­жи в музей Аме­лии, состо­яв­ше­го­ся в апре­ле 2001 г. (пан­цирь).

Дори­ка Ман­ко­ни

Копии дефор­ми­ро­ван­ных брон­зо­вых фраг­мен­тов уже были изготов­ле­ны обще­ст­вом с огра­ни­чен­ной ответ­ст­вен­но­стью DART (Рим) в 1998 г., когда была нала­же­на систе­ма реп­ро­дук­ции, поз­во­ля­ю­щая полу­чать копии из дефор­ми­ру­е­мых мате­ри­а­лов: двух­ком­по­нент­ная эпок­сид­ная смо­ла с тер­мо­пла­сти­че­ски­ми свой­ства­ми вме­сто вос­ка. Сего­дня появи­лась воз­мож­ность полу­чить дефор­ми­ру­е­мые копии всех фраг­мен­тов, состав­ля­ю­щих торс ста­туи; вна­ча­ле были изготов­ле­ны слеп­ки из сили­ко­но­вой рези­ны Rhodia RTV1318, RTV584 и RTV583 с низ­ким содер­жа­ни­ем сили­ко­но­во­го мас­ла, вос­про­из­во­дя­щие фор­му в нега­ти­ве, и копии из эпок­сид­ной смо­лы STAC 150/9 с добав­кой порош­ка брон­зы и пиг­мен­тов, вос­про­из­во­дя­щие фор­му в пози­ти­ве.

Затем спе­ци­а­ли­сты разо­гре­ли и согну­ли копии из эпок­сид­ной смо­лы, при­дав им наи­бо­лее под­хо­дя­щее поло­же­ние для осу­щест­вле­ния пол­ной сбор­ки; это была дли­тель­ная и трудо­ём­кая работа, и неиз­беж­но потре­бо­ва­лось опро­бо­вать несколь­ко вари­ан­тов, преж­де чем эле­мен­ты были окон­ча­тель­но смон­ти­ро­ва­ны. При этом в ходе пред­ва­ри­тель­ных попы­ток сбор­ки выяви­лись неко­то­рые осо­бен­но­сти мон­та­жа, кото­рые невоз­мож­но было обна­ру­жить на ори­ги­наль­ной ста­туе, поверх­но­сти кото­рой, есте­ствен­но, уже непо­пра­ви­мо дефор­ми­ро­ва­ны, и, что суще­ст­вен­но, работу с ней затруд­ня­ют боль­шой вес брон­зо­вых ори­ги­на­лов и их хруп­кость, тогда как копии из эпок­сид­ной смо­лы весят несколь­ко грам­мов и могут быть вос­про­из­веде­ны.

Пер­вое наблюде­ние отно­сит­ся к поло­же­нию меча, при­под­ня­то­му по срав­не­нию с музей­ным оформ­ле­ни­ем ори­ги­на­ла: нож­ны кре­пят­ся пря­мо у края лен­ты на пан­ци­ре. В буду­щем необ­хо­ди­мо будет оце­нить это новое поло­же­ние, если реше­но будет вос­про­из­ве­сти так­же сох­ра­нив­ши­е­ся части ста­туи — плащ и левую руку, кото­рые сосед­ст­ву­ют с мечом.

Вто­рое наблюде­ние отно­сит­ся к поло­же­нию одной из пла­стин с насеч­ка­ми, кото­рая, будучи под­ло­же­на под сосед­нюю пла­сти­ну в пере­д­ней части пра­вой сто­ро­ны, немно­го умень­ша­ет окруж­ность, опре­де­лён­ную пте­ри­га­ми в той зоне, кото­рая в целом сей­час силь­но дефор­ми­ро­ва­на и поэто­му мало­по­лез­на для целей вос­со­зда­ния.

Алес­сан­дро Дане­зи

(1)Ciotti U. La testa ritratto // Il volto di Germanico. A proposito del restauro del bronzo. Roma, 1987. P. 23; Ciotti U. La testa-ritratto di Germanico da Amelia // Germanico. La persona, la personalità, il personaggio. Roma, 1987. P. 236.

(2)Fittschen K. I ritratti di Germanico // Germanico. P. 214, tav. VIII. 30.

(3)Fittschen K. Op. cit. P. 218.

(4)Sensi L. Scultura // Museo Comunale di Amelia. Raccolta archeologica. Iscrizioni, sculture, elementi architettonici e d’arredo. Perugia, 1996. P. 139.

(5)Ciotti U. La testa ritratto. P. 20.

(6)Sensi L. Op. cit. P. 139.

(7)Sensi L. Op. cit. P. 138—140.

(8)Braccesi L. Germanico e l’imitatio Alexandri in Occidente // Il volto di Germanico. P. 53—65; Cresci Marrone G. Germanico e l’imitatio Alexandri in Oriente // Il volto di Germanico. P. 67—77.

(9)Cresci Marrone G. Germanico tra mito d’Alessandro ed exemplum d’Augusto // Sileno. Vol. 4. 3—4. 1978. P. 209; Beschi L. Un guerriero bronzeo da Oderzo (TV) // Studi di Archeologia in ricordo di Michele Tombolani. Roma, 1994. P. 285.

(10)Beschi L. Op. cit. P. 285.


Источники:
© 2002 г. Фото, текст: De Marinis G., Tufi S. R., Baldelli G. Bronzi e marmi della Flaminia. Sculture romane e confronto. (Pergola, 15 giugno — 3 novembre 2002). Artioli Editore, Modena, 2002. P. 133—135, cat. no. 24.
© 2019 г. Перевод с итал.: Любимова О. В.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский греческая мифология mythologia graeca юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii германик цезарь g145 germanicus caesar re138 бронза из бронзы бронзовый бронзовая бронзовое бронзовые статуя статуи statua statuae герой ахилл ахиллес ахилла ахиллеса achilles троил троила troilus troïlos морское чудовище чудище скилла сцилла monstrum marinum scylla портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина в доспехах доспехи loricata lorica троянская война bellum troianum стоящая меч ensis шлем с гребнем гребень греческий круглый щит аспис aspis птеруги птериги pteruges pteryges ptуryges военный плащ вздыбленный вставший на дыбы дыбах конь кони лошадь лошади equus equi палудаментум paludamentum горгонейон горгонион голова горгоны медузы gorgoneion gorgonion лорика мускулата анатомическая кираса кюраса панцирь панцырь musculata всадник всадника eques копье hasta патрицианские кальцеи муллеи calcei patricii mullei calceus patricius mulleus пальметта пальметка обувной башмачный ремешок ремешки обуви corrigia corrigiae наплечник наплечники кожаный клапан кожаные клапаны кожаная подвеска подвески наконечник копья львиная льва волнообразный рисунок узор волны обнаженный жест приветствия приветствие adlocutio adventus амелия амелии полимерная копия