Голова лошади (т. н. «Лошадиная голова Медичи-Риккарди»)
Бронзовое литье со следами позолоты.
Греция. Ок. 350—330 гг. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей. Фото: И. А. Шурыгин

Голова лошади (т. н. «Лошадиная голова Медичи-Риккарди»).

Бронзовое литье со следами позолоты.
Греция. Ок. 350—330 гг. до н. э.

Флоренция, Национальный археологический музей.

Происхождение:
Неиз­вест­но. Пред­по­ло­жи­тель­но с Сици­лии.

Описание:
Лоша­ди­ная голо­ва Меди­чи-Рик­кар­ди.
Гре­че­ское искус­ство, пред­по­ло­жи­тель­но, с Сици­лии: ок. 350—330 г. до н. э.
Брон­зо­вое литье с утра­чен­ной позо­ло­той сбруи и ушей.
Про­ис­хож­де­ние неиз­вест­но. Над­пись на ста­туе может ука­зы­вать на ее место­на­хож­де­ние в одном из гре­че­ских горо­дов на Сици­лии.

Впер­вые упо­ми­на­ет­ся в доку­мен­тах в 1495 г. Пре­вос­ход­ная брон­зо­вая лоша­ди­ная голо­ва, выпол­нен­ная с необы­чай­ным нату­ра­лиз­мом, явля­ет­ся ред­ким образ­цом ори­ги­наль­ной круп­ной гре­че­ской кон­ной скульп­ту­ры. Ее вла­дель­цем являл­ся Лорен­цо Вели­ко­леп­ный, к кото­ро­му она, без сомне­ния, пере­шла от деда, Кози­мо Ста­ро­го (Cosimo il Vecchio). Имен­но с этой голо­вы Дона­тел­ло (умер в 1466 г.) изгото­вил гигант­скую копию, кото­рая нахо­дит­ся в Архео­ло­ги­че­ском музее Неа­по­ля (т. н. «Голо­ва Кара­фы»). Ее же он исполь­зо­вал как обра­зец при изготов­ле­нии кон­ной ста­туи Гат­та­ме­ла­ты (Эраз­мо да Нар­ни) в Падуе. После воз­вра­ще­ния Меди­чи из ссыл­ки (1492—1512) голо­ва была исполь­зо­ва­на в каче­стве фон­тан­ной скульп­ту­ры в сади­ке палац­цо Меди­чи (позд­нее Рик­кар­ди), где ее видел Джан­ло­рен­цо Бер­ни­ни в 1665 г. В 1672 г. была реста­ври­ро­ва­на Бар­то­лом­мео Чен­ни­ни, кото­рый уст­ра­нил сквоз­ные дефек­ты и смон­ти­ро­вал на шее широ­кую метал­ли­че­скую кай­му-опо­ру, после чего голо­ва при­об­ре­ла гори­зон­таль­ную (не соот­вет­ст­ву­ю­щую ана­то­мии) ори­ен­та­цию в про­стран­стве. В ходе рестав­ра­ци­он­ных работ в 2015 г. кай­му уда­ли­ли и голо­ва была воз­вра­ще­на в ана­то­ми­че­ски пра­виль­ное поло­же­ние. При очист­ке поверх­но­сти на пра­вой сто­роне шеи у осно­ва­ния гри­вы были обна­ру­же­ны три гре­че­ские бук­вы, нане­сен­ные рез­цом: ΧΝΛ (хи, ню, ламбда). Начер­та­ние букв харак­тер­но для дори­че­ских горо­дов гре­че­ской Сици­лии, таких как Сира­ку­за, Сели­нунт, Гела или Агри­джент. Ста­туя, когда-то пок­ры­тая позо­ло­той, явля­лась изо­бра­же­ни­ем запря­жен­но­го силь­но­го моло­до­го коня с раз­ви­той муску­ла­ту­рой, играю­ще­го под седо­ком, кото­рый пово­дья­ми направ­ля­ет его слег­ка вле­во, на что ука­зы­ва­ют склад­ки на губе и пово­рот голо­вы отно­си­тель­но вер­ти­каль­ной оси шеи.


Источники:
© 2019 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Текст: музейные информационные материалы.
© 2020 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческая греческие бронза из бронзы бронзовый бронзовая бронзовое бронзовые голова конь кони лошадь лошади equus equi позолоченная позолота упряжь сбруя удила головы медичи риккарди