Бюст римлянина (Юлий Цезарь?)
Бронза.
Высота 32 см (без подставки).
Инв. №№ bronze. 829 / Chab. 3119.Париж, Национальная библиотека, Кабинет медалей.

Бюст римлянина (Юлий Цезарь?).

Бронза.
Высота 32 см (без подставки).
Инв. №№ bronze. 829 / Chab. 3119.

Париж, Национальная библиотека, Кабинет медалей.

Происхождение:
Неиз­вест­но.

Описание:
Голо­ва рим­ля­ни­на, кото­ро­го Шабуйе иден­ти­фи­ци­ро­вал с Бру­том, с корот­ки­ми воло­са­ми, без боро­ды. Чёр­ная пати­на.

c. 526 3119. Брут (Марк Юний Брут). Бюст в нату­раль­ную вели­чи­ну. Высота 28 см.

Про­ис­хож­де­ние это­го любо­пыт­но­го бюста, кото­рый нахо­дит­ся в Каби­не­те с неза­па­мят­ных вре­мён, неиз­вест­но.

А. Шабуйе

с. 160 № 34. Брон­зо­вая голо­ва в Каби­не­те меда­лей на самой зад­ней стой­ке спра­ва (Chabouillet A. Catalogue général et raisonné des camées et pierres gravées de la Bibliothèque impériale. Paris, 1858. P. 526, Nr. 3119), совер­шен­но про­из­воль­но назван­ная Мар­ком Бру­том, напро­тив, явля­ет­ся реп­ли­кой голо­вы Цеза­ря из Сен-Клу (№ 36), хоть и обра­щён­ной несколь­ко вверх, и изна­чаль­но с. 161 пред­на­зна­ча­лась для ста­туи. Мате­ри­ал и работа вызы­ва­ют сомне­ния в том, что эта голо­ва изготов­ле­на в антич­но­сти. Посколь­ку она изготав­ли­ва­лась — то есть, види­мо, отли­ва­лась, — без непо­сред­ст­вен­но­го исполь­зо­ва­ния голо­вы из Сен-Клу (№ 36), нель­зя понять, как она мог­ла появить­ся в Новое вре­мя. В кон­це кон­цов, не копия ли это пизан­ской голо­вы (№ 22)? В этом слу­чае сле­пок в Шко­ле изящ­ных искусств, кото­рый мы свя­зы­ваем с брон­зо­вой голо­вой из Каби­не­та меда­лей, был бы иден­ти­чен пред­по­ла­гае­мо­му слеп­ку пизан­ской голо­вы в музее Сен-Жер­мен.

И. Я. Бер­нул­ли

с. 361 829. Цезарь или Брут (?). Непо­кры­тая голо­ва в нату­раль­ную вели­чи­ну. Чёр­ная пати­на, пре­крас­ная сохран­ность. Аутен­тич­ность сомни­тель­на.

Высота 320 мм.

Биб­лио­гра­фия: Du Mersan T. M. Histoire du cabinet des médailles, antiques et pierres gravées Paris, 1838. P. 12; Chabouillet A. Catalogue général et raisonné des camées et pierres gravées de la Bibliothèque imperiale. Paris, 1858. P. 526, n° 3119; Bernoulli J. J. Römische Ikonographie. Tl. 1. Die Bildnisse berühmter Römer mit Ausschluß der Kaiser. Stuttgart, 1882. S.160, № 34. (См. так­же с. 165, 172 и 181; в этих пас­са­жах автор рас­смат­ри­ва­ет дан­ный бюст как реп­ро­дук­цию, воз­мож­но, совре­мен­ную, базаль­то­вой голо­вы Цеза­ря, неко­гда хра­нив­шей­ся в биб­лио­те­ке Сен-Клу и погиб­шей во вре­мя пожа­ра 1870 г.; одна­ко в замет­ке о порт­ре­тах Мар­ка Бру­та (с. 193) Бер­нул­ли, напро­тив, пишет, что брон­зо­вый бюст из Каби­не­та меда­лей — это реп­ли­ка голо­вы Цеза­ря из Кам­по­сан­то в Пизе). — Про­ис­хож­де­ние это­го памят­ни­ка неиз­вест­но; в кон­це XVIII в. он уже вхо­дил в состав королев­ской кол­лек­ции.

Э. Бабе­лон, Ж.-А. Блан­ше

с. 143 № 50. [B. 34]. Кабинет меда­лей, Нацио­наль­ная биб­лио­те­ка, № 829 по ката­ло­гу Бабе­ло­на и Блан­ше. Голо­ва в нату­раль­ную вели­чи­ну или, воз­мож­но, чуть мень­ше, из почти чёр­ной брон­зы. Очень инте­рес­ная и очень с. 144 при­ме­ча­тель­ная голо­ва. Неко­то­рые спе­ци­а­ли­сты по ико­но­гра­фии сомне­ва­ют­ся в том, что она изготов­ле­на в антич­но­сти. На меня про­из­ве­ли впе­чат­ле­ние её бли­зость к эпо­хе Цеза­ря, сход­ство черт лица и фор­мы голо­вы с луч­ши­ми из извест­ных типов, а так­же необыч­ное выра­же­ние силь­ней­ше­го интел­лек­ту­аль­но­го напря­же­ния, сра­зу застав­ля­ю­щее думать: вот так, навер­ное, и выглядел Цезарь в бит­ве с нер­ви­я­ми, когда отваж­ные бел­ги ата­ко­ва­ли его неболь­шую армию со всех сто­рон и чуть не одер­жа­ли верх, когда Цезарь без шле­ма и доспе­хов бро­сил­ся в строй сво­их сол­дат, чтобы вдох­нов­лять их и руко­во­дить ими. Это оже­сто­чён­ное лицо — встре­во­жен­ное, мыс­ля­щее, реши­тель­ное. Мне кажет­ся, что его нель­зя при­нять за кого-либо, кро­ме Юлия Цеза­ря. Гос­по­дин Бабе­лон, хра­ни­тель Каби­не­та меда­лей, по моей прось­бе любез­но рас­по­рядил­ся снять бюст с высо­кой пол­ки, на кото­рую его убра­ли. Я обна­ру­жил, что он под­пи­сан «Брут или Цезарь». Эта ошиб­ка уди­ви­тель­на, так как он совер­шен­но не похож на лицо Бру­та. Воз­ни­ка­ет ощу­ще­ние, что это работа скуль­п­то­ра тех далё­ких вре­мён, когда внеш­ние чер­ты Цеза­ря сох­ра­ня­лись в Риме во всём мно­го­об­ра­зии сход­ства; когда боль­шин­ство вос­при­ни­ма­ло его как пол­ко­во­д­ца в Гал­лии. Вне зави­си­мо­сти от того, явля­ет­ся ли этот брон­зо­вый порт­рет с. 145 при­жиз­нен­ным или нет, он все­це­ло про­ник­нут пред­став­ле­ни­я­ми вою­ю­щих сол­дат о вою­ю­щем пол­ко­вод­це.

Когда я впер­вые увидел этот бюст, мне не уда­лось полу­чить раз­ре­ше­ние дирек­то­ра сде­лать с него сле­пок, и, к сожа­ле­нию, мне при­шлось удо­воль­ст­во­вать­ся соб­ст­вен­ным наброс­ком в про­филь, при­ведён­ным на виньет­ке, рис. 37. Как фото­гра­фии, так и зари­сов­ки столь тём­ных брон­зо­вых скульп­тур неудо­вле­тво­ри­тель­ны. Толь­ко фото­гра­фия гип­со­во­го слеп­ка даёт вер­ное пред­став­ле­ние о выра­же­нии лица.

Хотя живость это­го бюста как дра­ма­ти­че­ско­го вопло­ще­ния одно­го из эта­пов жиз­ни Цеза­ря про­из­ве­ла на меня впе­чат­ле­ние, всё же было бы неспра­вед­ли­во по отно­ше­нию к изо­бра­жён­но­му выстав­лять этот бюст, взя­тый отдель­но, в пуб­лич­ном месте, как харак­тер­ный порт­рет Цеза­ря; но он вполне может нахо­дить­ся в кол­лек­ции его порт­ре­тов.

Бер­нул­ли назы­ва­ет его воз­мож­ной копи­ей уни­что­жен­но­го базаль­то­во­го бюста из Сен-Клу (№ 45) или бюста из Пизы. Мне кажет­ся, что он рез­ко отли­ча­ет­ся от обо­их этих бюстов и явля­ет­ся абсо­лют­но ори­ги­наль­ной и уни­каль­ной работой. Бер­нул­ли так­же отме­ча­ет: «Нель­зя понять, как она [голо­ва] мог­ла появить­ся в Новое вре­мя». Я не верю, что она появи­лась в Новое вре­мя. Бабе­лон зна­ет о её про­ис­хож­де­нии лишь то, что она вхо­ди­ла в состав фран­цуз­ской королев­ской кол­лек­ции в кон­це XVII в.

Напи­сав при­ведён­ный выше текст, я сно­ва посе­тил Париж, и, обра­тив­шись к гос­по­ди­ну Ружо­ну, мини­ст­ру народ­но­го про­све­ще­ния Фран­ции, сумел зару­чить­ся его рас­по­ря­же­ни­ем в адрес гос­по­ди­на Бабе­ло­на, поз­во­ля­ю­щим мне полу­чить гип­со­вую копию это­го брон­зо­во­го бюста; и почтен­но­му гос­по­ди­ну Эже­ну Аррон­де­лю, стар­ше­му литей­щи­ку Лув­ра, поз­во­ле­но было её изгото­вить. Вер­нув­шись в с. 146 Соеди­нён­ные Шта­ты, я полу­чил от него две гип­со­вые копии это­го бюста. С удив­ле­ни­ем я обна­ру­жил, как раз­ли­ча­ет­ся выра­же­ние лица в чёр­ной брон­зе и белом гип­се. Это нисколь­ко не вли­я­ет на моё мне­ние о высо­кой цен­но­сти бюста, но несколь­ко меня­ет впе­чат­ле­ние об «оже­сто­чён­ном лице» и дока­зы­ва­ет, что столь утри­ро­ван­ное выра­же­ние отча­сти объ­яс­ня­лось чер­нотой поверх­но­сти и не вполне при­су­ще рабо­те леп­щи­ка, изгото­вив­ше­го модель. Я при­гла­сил гос­по­ди­на Соло­мо­на Рей­на­ка взг­ля­нуть на белые слеп­ки, и он ска­зал мне, что уве­рен в том, что это Юлий Цезарь, но брон­зо­вый бюст не явля­ет­ся антич­ным. Антич­ный или нет, этот бюст, в виде слеп­ка, явля­ет­ся свиде­тель­ст­вом о порт­ре­те Цеза­ря как воле­во­го чело­ве­ка; и, веро­ят­но, мы нико­гда не узна­ем, явля­ет­ся ли он копи­ей антич­ной скульп­ту­ры, иде­а­ли­зи­ро­ван­ной ком­по­зи­ци­ей на осно­ве мно­же­ства антич­ных порт­ре­тов или при­жиз­нен­ным изо­бра­же­ни­ем Цеза­ря. Пер­вая вклей­ка рядом с этим номе­ром — это фото­гра­фия гип­со­во­го слеп­ка анфас, вто­рая — фото­гра­фия в про­филь, а виньет­ка, рис. 37, — это мой набро­сок в про­филь.

Ф. Дж. Скотт

Литература:
Chabouillet A. Catalogue général et raisonné des camées et pierres gravées de la Bibliothèque impériale. Paris, 1858. P. 526, № 3119.
Bernoulli J. J. Römische Ikonographie. Tl. 1. Die Bildnisse berühmter Römer mit Ausschluß der Kaiser. Stuttgart, 1882. S. 160, № 34.
Babelon E., Blanchet J.-A. Catalogue des Bronzes Antiques de la Bibliothèque nationale. Paris, 1895. P. 361, № 829, fig. 829.
Scott F. J. The Portraitures of Julius Caesar. New York, 1903. P. 143—143, pl. XIXX, XXX, fig. 37.

Источники:
© Фото, описание: Médailles et Antiques de la Bibliothèque nationale de France.
1858 г. Описание (1): Chabouillet A. Catalogue général et raisonné des camées et pierres gravées de la Bibliothèque impériale. Paris, 1858. P. 526, № 3119.
1882 г. Описание (2): Bernoulli J. J. Römische Ikonographie. Tl. 1. Die Bildnisse berühmter Römer mit Ausschluß der Kaiser. Stuttgart, 1882. S. 160, № 34.
1895 г. Описание (3): Babelon E., Blanchet J.-A. Catalogue des Bronzes Antiques de la Bibliothèque nationale. Paris, 1895. P. 361, № 829, fig. 829.
1903 г. Описание (4): Scott F. J. The Portraitures of Julius Caesar. New York, 1903. P. 143—143, pl. XIXX, XXX, fig. 37.
© 2020 г. Перевод: О. В. Любимова.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина римский римлянин диктатор гай юлий цезарь g108 dictator gaius julius caesar caius iulius марк юний брут брута marcus junius brutus iunius caepio cæpio g90 скульптура скульптурный sculptura римская римские бронза из бронзы бронзовый бронзовая бронзовое бронзовые бюст голова инв № bronze 829 chab 3119