Портрет Юлия Цезаря.

Зеленый сланец. 10-е гг. до н. э. — 30 гг. н. э.
Высота 41 см.

Берлин, Государственные музеи, Античное собрание.

Описание:
Бер­лин­ский бюст Цеза­ря, отли­чаю­щий­ся сти­ли­сти­че­ским свое­об­ра­зи­ем от извест­но­го мра­мор­но­го рим­ско­го порт­ре­та импе­ра­то­ра, сно­ва и сно­ва при­вле­ка­ет вни­ма­ние уче­ных. Име­ет­ся пред­по­ло­же­ние, что бюст этот явля­ет­ся посмерт­ным изо­бра­же­ни­ем Цеза­ря и выпол­нен он не рим­ским масте­ром, а ско­рее все­го — еги­пет­ским. Зеле­ный сла­нец (диа­баз), кото­рый послу­жил мате­ри­а­лом для это­го заме­ча­тель­но­го порт­ре­та, изве­стен толь­ко в Егип­те, кро­ме того, само пла­сти­че­ское реше­ние и силу­эт бюста свиде­тель­ст­ву­ют о его еги­пет­ском про­ис­хож­де­нии. Встав­лен­ные из бело­го мра­мо­ра гла­за с отвер­сти­я­ми зрач­ков ука­зы­ва­ют на то, что этот порт­рет не мог быть сде­лан и гре­че­ским масте­ром (хотя боль­шин­ство рим­ских порт­ре­тов было созда­но худож­ни­ка­ми, выхо­д­ца­ми из Гре­ции).

В порт­ре­те все под­чи­не­но переда­че непо­вто­ри­мо­сти кон­крет­но­го лица. В отли­чие от гре­ков, рим­лян при­вле­ка­ет не иде­аль­ная кра­сота все­сто­ронне раз­ви­то­го граж­да­ни­на, а ярко выра­жен­ная инди­виду­аль­ность. Рим­ский порт­рет кажет­ся поэто­му про­ри­со­ван­ным, вычер­чен­ным, все худо­же­ст­вен­ные сред­ства под­чи­не­ны созна­тель­но­му пост­ро­е­нию порт­рет­но­го обра­за. Сухо­ща­вое лицо, голо­ва, пок­ры­тая корот­ки­ми «гра­ви­ро­ван­ны­ми» воло­са­ми, энер­гич­ное, живое выра­же­ние с пре­дель­ной чет­ко­стью переда­ют харак­тер рим­ско­го дик­та­то­ра. Края тоги и туни­ки даны как закон­чен­ное обрам­ле­ние порт­ре­та. В том, что дан­ный бюст дей­ст­ви­тель­но вос­со­зда­ет образ импе­ра­то­ра, мож­но убедить­ся, срав­нив его с изо­бра­же­ни­ем Цеза­ря на моне­тах и с дву­мя дру­ги­ми, хоро­шо извест­ны­ми порт­ре­та­ми. Одна­ко при боль­шом порт­рет­ном сход­стве здесь несо­мнен­ны чер­ты иде­а­ли­за­ции.

Нуж­но отме­тить, что бюст Цеза­ря, веро­ят­но, ранее про­из­во­дил более живое впе­чат­ле­ние: глад­ко отпо­ли­ро­ван­ные поверх­но­сти лица, шеи и груди, а так­же волют­ную под­став­ку сле­ду­ет отне­сти за счет силь­ной пере­ра­бот­ки, имев­шей место в XVIII веке.


Источники:
© Фото, текст: Г. Р. Майер. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ БЕРЛИНА. ГДР. Альбом.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 74.
Фотограф Г. Мурза.

комм.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: стеклянная паста глаза-вставки глаза из стекла зеленый сланец портретный бюст мужской портрет Юлии-Клавдии диктатор Гай Юлий Цезарь g108 Gaius Julius Caesar Caius Iulius тога
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА