Погребальное шествие
Фрагмент росписи из гробницы Патрона.
Ок. 20-х гг. до н. э.
Главная панель: 38 × 168,5 см.
Инв. № P 37.Париж, Лувр. Фото: С. И. Сосновский

Погребальное шествие.

Фрагмент росписи из гробницы Патрона.
Ок. 20-х гг. до н. э.
Главная панель: 38 × 168,5 см.
Инв. № P 37.

Париж, Лувр.

Частная коллекция, Кампана.
Происхождение:
Рим, гроб­ни­ца у Латин­ских ворот. При­об­ре­те­на из кол­лек­ции Кам­па­на в 1863 г. [На сай­те Лув­ра про­ис­хож­де­ние иное: Рим, Капен­ские ворота.]

Описание:
В гроб­ни­це Пат­ро­на, гре­че­ско­го вра­ча пер­во­го века до н. э., были най­де­ны фрес­ки, свиде­тель­ст­ву­ю­щие о люб­ви рим­лян к при­ро­де и об их надеж­де на жизнь после смер­ти в рай­ских местах Ели­сей­ских полей. По всей види­мо­сти, на лувр­ском фри­зе изо­бра­же­на сце­на цере­мо­нии в честь манов Пат­ро­на, с длин­ной про­цес­си­ей, иду­щей к моги­ле покой­но­го. В ней участ­ву­ют жри­цы, чле­ны семьи (жена и дочь) и дру­зья, боль­шин­ство из кото­рых иден­ти­фи­ци­ру­ют­ся по гре­че­ским под­пи­сям.

Худо­же­ст­вен­ная рос­пись гроб­ни­цы Пат­ро­на

Гроб­ни­ца Пат­ро­на, гре­че­ско­го вра­ча пер­во­го века до н. э., была обна­ру­же­на в 1842 г. к югу от Рима, неда­ле­ко от Капен­ских ворот. Наряду с архи­тек­тур­ны­ми эле­мен­та­ми с гре­че­ски­ми над­пи­ся­ми — на кото­рых есть имя покой­но­го — гроб­ни­ца при­нес­ла фрес­ки иск­лю­чи­тель­но­го каче­ства, лишь неко­то­рые из кото­рых мар­ки­зу Джа­ну Пьет­ро Кам­па­на уда­лось снять. Они вошли в кол­лек­цию Лув­ра в 1863 г., через два года после покуп­ки кол­лек­ции мар­ки­за Напо­лео­ном III. Сте­ны гроб­ни­цы были укра­ше­ны иллю­зор­но-пер­спек­тив­ной рос­пи­сью с зеле­ной лист­вой рай­ско­го сада с пти­ца­ми и насе­ко­мы­ми на дере­вьях (две такие дета­ли хра­нят­ся в Лув­ре). Этот пей­заж, ско­рее все­го, дол­жен был изо­бра­жать оби­тель мерт­вых на Ели­сей­ских полях, иллю­ст­ри­руя надеж­ду Пат­ро­на най­ти после смер­ти при­ят­ное место в Цар­стве Аида — так­же упо­ми­на­е­мое в сти­хотво­ре­нии на внеш­них сте­нах гроб­ни­цы, в кото­ром покой­ный выра­жа­ет жела­ние отдох­нуть в тени­стом саду, напол­нен­ном пени­ем птиц.

Рели­ги­оз­ная про­цес­сия

Этот фриз укра­шал верх­нюю часть стен погре­баль­ной каме­ры. На ней изо­бра­же­на про­цес­сия, веро­ят­но, на пути к гроб­ни­це Пат­ро­на. Над­пи­си иден­ти­фи­ци­ру­ют участ­ни­ков: чле­нов жре­че­ства, семьи и дру­зей умер­ше­го. Воз­глав­ля­ют про­цес­сию две жри­цы, несу­щие сосуд (?) и погре­баль­ную мас­ку, за ними сле­ду­ют три моло­дые слу­жи­тель­ни­цы. В цен­тре пане­ли девуш­ка по име­ни Анти­го­на соп­ро­вож­да­ет Афи­но, жену Пат­ро­на, и Аппо­лию, его дочь. Интер­пре­та­ция кар­ти­ны выз­ва­ла опре­де­лен­ные труд­но­сти, посколь­ку не име­ет извест­но­го тема­ти­че­ско­го ана­ло­га. Идил­ли­че­ская обста­нов­ка, созда­ва­е­мая укра­ше­ни­ем гроб­ни­цы, живо­пис­ной вер­си­ей эпи­та­фии Пат­ро­на и при­сут­ст­ви­ем жриц в про­цес­сии, может свиде­тель­ст­во­вать о том, что на сце­на изо­бра­же­на цере­мо­ния в честь манов Пат­ро­на — посе­ще­ние гроб­ни­цы, несо­мнен­но, выз­ва­но Фера­ли­я­ми, празд­ни­ком, отме­ча­е­мым в Риме 21 фев­ра­ля в память о мерт­вых. Если, конеч­но, худож­ник не изо­бра­зил здесь Ели­сей­ские поля, собрав семью и дру­зей по линии Пат­ро­на.

Эхо вто­ро­го и третье­го пом­пей­ских сти­лей

Фрес­ки из гроб­ни­цы Пат­ро­на отме­ча­ют пере­ход меж­ду вто­рым и третьим пом­пей­ски­ми сти­ля­ми, соглас­но клас­си­фи­ка­ции пом­пей­ской настен­ной живо­пи­си Авгу­ста Мау, опуб­ли­ко­ван­ной в 1879—1882 гг. В изо­бра­же­нии сада и нату­ра­ли­сти­че­ской обста­нов­ки погре­баль­ной про­цес­сии эти фрес­ки схо­жи со сце­на­ми из «Одис­сеи» в Вати­кане и садо­вы­ми фрес­ка­ми с Вил­лы Ливии в При­ма-Пор­те. Этот тип сель­ско­го пей­за­жа стал крайне популя­рен во вре­ме­на прав­ле­ния Авгу­ста, в послед­ние деся­ти­ле­тия I в. до н. э. Это свиде­тель­ст­ву­ет о люб­ви рим­лян к при­ро­де и стрем­ле­нии худож­ни­ка изо­бра­зить ее реа­ли­стич­но, насе­лен­ной зна­ко­мы­ми людь­ми и живот­ны­ми, и напол­нен­ной рели­ги­оз­ным смыс­лом.

Astier Marie-Bénédicte

Источники:
(сс) 2019 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная табличка.
Выставка «Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, 17.07.2019—20.10.2019).
© 2020 г. Описание: http://cartelfr.louvre.fr
Перевод с англ. С. И. Сосновского.
Ключевые слова: живопись pictura ars picturae настенная роспись фреска фрески римский римская римские эпиграфика надпись надписи epigraphia греческая греческие надгробная эпитафия женская одежда прическа дерево мальчик туника tunica коллекция кампана с покрытой головой под покрывалом в покрывале capite velato жена жены супруга супруги uxor uxorem сельский пасторальный буколический пейзаж дети гробница жрица жрицы грабли сельскохозяйственный инструмент instrumentum agriculturae погребальная маска погребальное шествие процессия тога-претекста toga praetexta фрагмент росписи из гробницы патрона патрон patronus инв № p 37