Эроты и Психея, изготавливающие духи
Фрагмент фрески IV стиля.
50—79 гг. н. э.
38 × 56 × 2 см.
Инв. № 72.AG.81.Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.

Эроты и Психея, изготавливающие духи.

Фрагмент фрески IV стиля.
50—79 гг. н. э.
38 × 56 × 2 см.
Инв. № 72.AG.81.

Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.

Происхождение:
До 1972 года — Эли Боров­ский (поляк, 1913—2003, Базель, Швей­ца­рия), про­да­но музею Дж. Пола Гет­ти в 1972 г.

Описание:
Одна их пары рим­ских фре­сок, пер­во­на­чаль­но быв­ших частью одной сте­ны (см. так­же 72.AG.82). Обе фрес­ки изо­бра­жа­ют сце­ны с эрота­ми и Пси­хе­ей (люби­мой эротом), заня­ты­ми сво­и­ми повсе­днев­ны­ми дела­ми — популяр­ный шут­ли­вый объ­ект рим­ско­го искус­ства, осо­бен­но в настен­ной живо­пи­си. На этой кар­тине груп­па эротов обслу­жи­ва­ет пар­фю­мер­ный мага­зин. Сле­ва два эрота сме­ши­ва­ют духи в боль­шой белой чаше. В шка­фу поза­ди них нахо­дят­ся сосуды с пар­фю­мер­ны­ми ингреди­ен­та­ми или уже гото­вым про­дук­том. Тре­тий эрот, спра­ва, дер­жит але­бастр (фла­кон), а сидя­щая Пси­хея под­ни­ма­ет руку, чтобы уло­вить аро­мат.

Этот фраг­мент фрес­ки был частью боль­шо­го худо­же­ст­вен­но­го оформ­ле­ния сте­ны бога­то­го дома. Живо­пис­ный стиль, клас­си­фи­ци­ро­ван­ный уче­ны­ми как Чет­вер­тый, явля­ет­ся послед­ним сти­лем рим­ской настен­ной живо­пи­си и соче­та­ет про­стран­ст­вен­ные пер­спек­ти­вы Вто­ро­го сти­ля с фан­та­сти­че­ской архи­тек­ту­рой Третье­го. Он был популя­рен при­мер­но с 63 г. до н. э. по 79 г. н. э., когда Пом­пеи и Гер­ку­ла­нум были уни­что­же­ны. Дома, рас­ко­пан­ные на этих участ­ках, пока­зы­ва­ют, что такая панель явля­лась вто­ро­сте­пен­ным эле­мен­том деко­ра­ции сте­ны, допол­няв­шей боль­шую кар­ти­ну с мифо­ло­ги­че­ским или архи­тек­тур­ным моти­вом.


Литература:
Vermeule, Cornelius, and Norman Neuerberg. Catalogue of the Ancient Art in the J. Paul Getty Museum (Malibu: J. Paul Getty Museum, 1973), pp. 99—100, no. 99, ill.
Fredericksen, Burton B., Jiří Frel, and Gillian Wilson. Guidebook: The J. Paul Getty Museum. 4th ed. Sandra Morgan, ed. (Malibu: J. Paul Getty Museum, 1978), p. 38.
The J. Paul Getty Museum Appointment Calendar (Malibu: J. Paul Getty Museum, 1981), Week of February 9.
Spivey, Nigel and Squire, Michael. Panorama of the Classical World (Los Angeles: Getty Publications, 2004), p. 27, fig. 34.
Turner, Michael. “Aphrodite and Her Birds: the Iconology of Pagenstecher Lekythoi”. Bulletin of the Institute of Classical Studies 48 (2005), p. 67 n. 63.

Источники:
(cc) 2020 г. Фото, текст: The J. Paul Getty Museum (CC BY-SA 4.0).
Цифровая фотография предоставлена в рамках Программы открытых данных музея Гетти.
Ключевые слова: живопись pictura ars picturae греческая мифология mythologia graeca римская romana эрот эроты эрос эрота eros амур амуры купидон купидона amor римский римские психея психе психеи psyche четвертый стиль iv помпеянский помпейский четвертого стиля настенная роспись фреска фрески алебастр крылатый крылатого alatus alata крылатая крылатой чаша черный фон на черном фоне резная ножка с резной ножкой резными ножками сидящая сидящий парфюмерия духи сиденье стул со спинкой работающий работающие работа труд за работой и изготавливающие инв № 72.ag.81