Сатирическая сцена: любовные похождения Зевса под окном Алкмены при содействии Гермеса
Краснофигурный кратер-колокол (сторона A). Пестум.
350—340 гг. до н. э.
Приписывается вазописцу Астею.
Выс. 37, диам. 36 см.
Инв. № 17106.Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.

Сатирическая сцена: любовные похождения Зевса под окном Алкмены при содействии Гермеса.

Краснофигурный кратер-колокол (сторона A). Пестум.
350—340 гг. до н. э.
Приписывается вазописцу Астею.
Выс. 37, диам. 36 см.
Инв. № 17106.

Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.

Происхождение:
Про­ис­хож­де­ние неиз­вест­но.
1759—1773 — в кол­лек­ции Анто­на Рафа­э­ля Менгса.

Описание:
Сто­ро­на A: Сати­ри­че­ская сце­на: любов­ные похож­де­ния Зев­са при содей­ст­вии Гер­ме­са.

Сто­ро­на B: два юно­ши с пал­ка­ми, оде­тые в гима­тии.

Пестум­ский кра­тер-коло­кол, при­пи­сы­ва­е­мый Астею

Зевс домо­га­ет­ся Алк­ме­ны при содей­ст­вии Гер­ме­са. Соглас­но мифу, Зевс добил­ся Алк­ме­ны, при­няв облик ее мужа Амфи­т­ри­о­на, и замед­лил тече­ние вре­ме­ни так, что одна ночь дли­лась три дня. От этой бли­зо­сти с богом родил­ся Геракл. Ита­лий­ский теат­раль­ный мир силь­но вдох­нов­лял кам­пан­ских вазо­пис­цев. Гро­теск­ные при­чес­ки изо­бра­жен­ных здесь коми­че­ских акте­ров, с фаль­ши­вы­ми под­клад­ка­ми на живо­те и яго­ди­цах, харак­тер­ны для про­сто­на­род­но­го сти­ля фли­а­ка (от Phlyakes, фигур дио­ни­сий­ско­го кор­те­жа, пер­во­на­чаль­но — демо­нов рас­ти­тель­но­сти), сати­ри­че­ской комедии, про­цве­тав­шей в Вели­кой Гре­ции в IV—III вв. до н. э. В дан­ном слу­чае паро­дия и кари­ка­ту­ра не щадят даже богов Олим­па. Гер­мес в одной руке дер­жит каду­цей, в дру­гой — лам­пу, чтобы посве­тить Зев­су, кото­рый пыта­ет­ся поста­вить лест­ни­цу, неся ее настоль­ко неук­лю­же, что меж­ду сту­пе­ня­ми даже застря­ла его увен­чан­ная голо­ва. Зевс под­би­ра­ет­ся к окну, из кото­ро­го выгляды­ва­ет Алк­ме­на, обра­тив взгляд на сво­его жени­ха и дер­жась рука­ми за подокон­ник.

Кра­тер при­пи­сы­ва­ет­ся Астею, худож­ни­ку из Песту­ма, работав­ше­му ок. 360—330 гг. до н. э., и счи­та­ет­ся одной из самых изыс­кан­ных из его непод­пи­сан­ных ваз.


Литература:
Helbig(4) I no. 987;
Trendall, PP 39 no. 48 pl. 9c;
Trendall, PPSupp no. 59;
Trendall, Vat I 27-29 pl. 7b;
Trendall, Phlyax Vases(2) 46 no. 65;
Trendall, Webster, Illustrations IV 19.

Источники:
© 1995 г. Фото: P. Zigrossi / Musei Vaticani.
© 2020. Description: http://www.museivaticani.va.
© 2020 г. Перевод С. И. Сосновского.
Доп. информация: https://weblimc.org.
Ключевые слова: керамика глина терракота южноиталийская южноиталийский пестум пестумская paestum техника в технике краснофигурный краснофигурная кратер krater сrater колоколовидный колоколообразный кратер-колокол греческая мифология mythologia graeca алкмена алкмены alcmene alcmena гермес гермеса hermes зевс зевса zeus венок corona плащ борода бородатый мужчина barba barbatum керикей керикейон кадуцей kerykeion caduceus ожерелье torquis пальметта пальметка лавровая ветвь петас дорожная шапочка шапка petasos petasus светильник лампа окно волнообразный рисунок узор волны штаны штанах bracae bracarum bracatus braccatus флиак шутливая сатирическая комическая сцена сценка шутка фарс приставная лестница мастер вазописец художник астей asteas коллекция антона рафаэля менгса антон рафаэль менгс гротеск гротескный гротескная гротескное гротескные седой любовные похождения под окном при содействии инв № 17106