Стела (иовила) с надписью Сепия Эльвия на языке осков
2-я пол. IV — кон. III в. до н. э.Капуя, Музей провинции Кампания. Фото: И. А. Шурыгин

Стела (иовила) с надписью Сепия Эльвия на языке осков.

2-я пол. IV — кон. III в. до н. э.

Капуя, Музей провинции Кампания.

Происхождение:
Из заго­род­но­го свя­ти­ли­ща, рас­по­ло­жен­но­го на терри­то­рии земель­но­го участ­ка семей­ства Пат­ту­рел­ли.

Описание:
Кар­низ:

От Сепия Элвия.

Основ­ной текст (эпи­гра­фи­че­ское зер­ка­ло):

В при­сут­ст­вии народ­но­го маги­ст­ра­та Миния Анния утвер­жде­на (уста­нов­ка) иови­лы. (Посвя­ще­на) фален­ским Пом­пе­ри­ям.

ИОВИЛИ

При рас­коп­ках свя­ти­ли­ща, рас­по­ло­жен­но­го за город­ской чер­той антич­ной Капуи, кото­рое было обна­ру­же­но на терри­то­рии земель­но­го участ­ка Patturelli, была обна­ру­же­на важ­ней­шая груп­па над­пи­сей на оск­ском язы­ке, сре­ди кото­рых было несколь­ко иови­лей. На этом язы­ке гово­ри­ли ита­ли­ки Моли­зы и Кам­па­нии в VI—V вв. до н. э. Алфа­вит был заим­ст­во­ван у кам­пан­ских этрус­ков, стро­ки чита­лись спра­ва нале­во.

К сожа­ле­нию, образ­цов лите­ра­ту­ры осков не сох­ра­ни­лось, и мы рас­по­ла­га­ем лишь неболь­ши­ми тек­сто­вы­ми фраг­мен­та­ми. При­ме­ра­ми могут слу­жить т. н. таб­лич­ка из Аньоне (хра­ня­ща­я­ся в Лон­доне брон­зо­вая таб­лич­ка с оск­ским тек­стом, назван­ная по име­ни местеч­ка, где была обна­ру­же­на), т. н. Иови­ли (le Iovile), к кото­рым отно­сит­ся ципп из Абел­ла­но, а так­же Бан­тий­ская таб­лич­ка (tabula Bantina, брон­зо­вая таб­лич­ка с тек­стом, най­ден­ная в город­ке Бан­ци (антич­ная Бан­тия) в 1790 г.); брон­зо­вая таб­лич­ка с зак­ли­на­ни­ем «Defixio Vetter nr. 6», содер­жа­щая про­кля­тия, кото­рые Вибия адре­су­ет неко­е­му Пацию Кло­ва­цию, сыну Валай­мы (хра­нит­ся в архео­ло­ги­че­ском музее Сан­та-Мария-Капуя-Вете­ре); брон­зо­вая таб­лич­ка из Рапи­но (tabula Rapinensis), впер­вые опи­сан­ная Момм­зе­ном (после Вто­рой миро­вой вой­ны хра­нит­ся в Музее изо­бра­зи­тель­ных искусств им. А. С. Пуш­ки­на в Москве).

Иови­ли (le Iovile) — это над­пи­си на оск­ском язы­ке на сте­лах из тер­ра­ко­ты или туфа, отно­ся­щи­е­ся к пери­о­ду меж­ду середи­ной IV и кон­цом III в. до н. э. Наз­ва­ние «Iovili» про­ис­хо­дит от слов «iuvilas» и «diuvilas», кото­рые бук­валь­но пере­во­дят­ся как «мате­ри­аль­ные пред­ме­ты» или «вещи». Эти­ми сло­ва­ми обо­зна­ча­ли как саму сте­лу, так и ста­тую, алтарь или пред­у­преж­даю­щие зна­ки, защи­щав­шие покой умер­ших. Все извест­ные иови­ли были обна­ру­же­ны при рас­коп­ках на терри­то­рии Капуи и ее окрест­но­стей. В над­пи­сях иови­ли объ­яв­ля­ют­ся свя­щен­ны­ми пред­ме­та­ми, офи­ци­аль­ный обряд освя­ще­ния совер­шал­ся с уча­сти­ем город­ско­го маги­ст­ра­та (meddix) в опре­де­лен­ный день кален­да­ря. В эпо­ху иови­лей Капуя управ­ля­лась кол­ле­ги­ей маги­ст­ра­тов (meddices) во гла­ве с глав­ным маги­ст­ра­том посе­ле­ния (meddix tuticus, от touto — сооб­ще­ство). Пред­став­лен­ные две сте­лы были уста­нов­ле­ны с раз­ре­ше­ния город­ских маги­ст­ра­тов и освя­ще­ны во вре­мя празд­неств Пом­пе­рий (Pomperie) в меся­це, назы­вав­шем­ся на оск­ском язы­ке Falenio. Пред­по­ло­жи­тель­но, Пом­пе­рии отме­ча­лись еже­ме­сяч­но и были свя­за­ны с лун­ным цик­лом. Совре­мен­ные скуд­ные пред­став­ле­ния о кален­да­ре осков не поз­во­ля­ют уточ­нить вре­мя этих празд­неств.


Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: эпиграфика надпись надписи epigraphia южноиталийская южноиталийский стела стелы stela stele оски osci opsci иовила иовили иовилы iuvilas оскский язык ципп циппус cippus паттурелли patturelli