Храм Юпитера с почетными арками по бокам
II в. до н. э. — I в. н. э.Помпеи, Археологический парк, Храм Юпитера (VII. 8. 1) Фото: И. А. Шурыгин

Храм Юпитера с почетными арками по бокам.

II в. до н. э. — I в. н. э.

Помпеи, Археологический парк, Храм Юпитера (VII. 8. 1).

Происхождение:
Рас­коп­ки 1810, 1816, 1820 гг.

Описание:

Коми­ций и храм Юпи­те­ра

В юго-восточ­ном углу фору­ма нахо­дит­ся четы­рех­уголь­ная пло­щад­ка, ого­ро­жен­ная сте­ной с дву­мя про­хо­да­ми. В ее южной части воз­вы­ша­ет­ся три­бу­на. Эту пло­щад­ку, появив­шу­ю­ся в позд­не­сам­нит­ский пери­од, назы­ва­ют коми­ци­ем по ана­ло­гии с коми­ци­ем в Риме, где в древ­ней­шую эпо­ху про­хо­ди­ли народ­ные собра­ния (кури­ат­ские коми­ции), заседа­ния сена­та и три­бу­на­ла пре­то­ра. Но такая парал­лель неточ­на, ибо в Риме коми­ции (в осо­бен­но­сти выбор­ные) доволь­но рано были пере­не­се­ны на форум или на Мар­со­во поле. В Пом­пе­ях выбо­ры тоже про­ис­хо­ди­ли на фору­ме. Веро­ят­но, так назы­вае­мый коми­ций был местом, где под­счи­ты­ва­ли голо­са после выбо­ров, поэто­му пра­виль­нее его назы­вать дири­би­то­рий (от лат. diribitorium — «место для под­сче­та голо­сов»). С три­бу­ны, пред­по­ло­жи­тель­но, огла­ша­лись резуль­та­ты выбо­ров. На обра­щен­ной к пло­ща­ди сто­роне три­бу­ны хоро­шо замет­ны отвер­стия — ско­рее все­го, в эти места при­креп­ля­ли брон­зо­вые таб­лич­ки с тек­ста­ми зако­нов коло­нии, кото­рые по обы­чаю выстав­ля­лись на фору­ме на все­об­щее обо­зре­ние.

Как мы зна­ем, изна­чаль­но глав­ным свя­ти­ли­щем на пом­пей­ском фору­ме был храм Апол­ло­на. Во II в. до н. э. в ходе рекон­струк­ции пло­щадь пре­вра­ти­ли в еди­ный архи­тек­тур­ный ком­плекс. Форум был окру­жен по пери­мет­ру ароч­ной колон­на­дой, появи­лись мону­мен­таль­ные обще­ст­вен­ные соору­же­ния на южной сто­роне пло­ща­ди и гран­ди­оз­ный храм Юпи­те­ра — на север­ной. Храм Апол­ло­на был выведен за пре­де­лы фору­ма и пре­вра­тил­ся в ансамбль с соб­ст­вен­ной пло­ща­дью, окру­жен­ной ароч­ной гале­ре­ей. В новой пла­ни­ров­ке пло­ща­ди фору­ма про­смат­ри­ва­ет­ся созна­тель­ная ори­ен­та­ция пом­пей­ских зод­чих на рим­скую модель, что может рас­це­ни­вать­ся как про­яв­ле­ние «само­ро­ма­ни­за­ции» — про­цес­са, завер­шаю­ще­го дли­тель­ный пери­од посте­пен­но­го про­ник­но­ве­ния рим­ской куль­ту­ры в горо­да Кам­па­нии, начав­ший­ся еще в кон­це IV в. до н. э., когда они вошли в состав рим­ско-ита­лий­ско­го сою­за. Широ­кая фрон­таль­ная лест­ни­ца хра­ма Юпи­те­ра вела на поди­ум высотой 3,2 м с парад­ной колон­на­дой и внут­рен­ним свя­ти­ли­щем — цел­лой (cella). Перед хра­мом воз­вы­шал­ся огром­ный пря­мо­уголь­ный алтарь. Само зда­ние дости­га­ло вну­ши­тель­ных раз­ме­ров (16,98 × 37 м). Это был храм этрус­ско­го типа с шестью коринф­ски­ми колон­на­ми по фаса­ду и четырь­мя — с боко­вых сто­рон зда­ния. Цел­ла зани­ма­ла три пятых пло­ща­ди поди­у­ма, в глу­бине ее был уста­нов­лен пьеде­стал для ста­туи боже­ства. Ниж­ний ярус хра­ма (favissae), где хра­ни­лись свя­щен­ная утварь и обет­ные дары, был разде­лен на три смеж­ных поме­ще­ния, пере­кры­тых общим сво­дом. Туда вели два вхо­да: пере­д­ний рас­по­ла­гал­ся в цен­тре парад­ной лест­ни­цы, а зад­ний нахо­дил­ся поодаль — за свя­щен­ной ста­ту­ей в самой глу­бине зда­ния хра­ма.

Через несколь­ко десят­ков лет храм был рекон­струи­ро­ван и пре­вра­щен в Капи­то­лий, то есть стал свя­ти­ли­щем трех капи­то­лий­ских божеств — Юпи­те­ра, Юно­ны и Минер­вы. Поста­мент, пред­на­зна­чен­ный для одной ста­туи, был заме­нен на осно­ва­ние для трех скульп­тур. Сох­ра­ни­лись два фраг­мен­та ста­туй — голо­ва Юно­ны и торс Юпи­те­ра, на зад­ней сто­роне кото­ро­го выпол­нен дру­гой рельеф. Оче­вид­но, в окрест­но­стях хра­ма после извер­же­ния Везу­вия в 79 г. обос­но­ва­лась мастер­ская скуль­п­то­ров, кото­рые исполь­зо­ва­ли в рабо­те кус­ки мра­мо­ра, добы­тые на фору­ме. Исчез­но­ве­ние мра­мор­ной обли­цов­ки с фору­ма и сосед­них зда­ний объ­яс­ня­ет­ся ско­рее актив­ной дея­тель­но­стью мастер­ской, а вовсе не мед­лен­ны­ми тем­па­ми вос­ста­но­ви­тель­ных работ, пред­при­ня­тых после зем­ле­тря­се­ния 62 г.

Пре­об­ра­зо­ва­ние хра­ма Юпи­те­ра озна­ча­ло окон­ча­ние про­цес­са рома­ни­за­ции — оче­вид­но, не послед­нюю роль туг сыг­ра­ло осно­ва­ние в Пом­пе­ях воен­ной коло­нии. Пере­ме­ны в обли­ке хра­ма нель­зя счи­тать обыч­ной рестав­ра­ци­ей. Изме­ни­лась функ­ция зда­ния и пло­ща­ди перед ним. Цел­ла рас­ши­ри­лась за счет выдви­же­ния пере­д­ней сте­ны, с тор­цов доба­ви­лись колон­на­ды, а все зда­ние было укра­ше­но деко­ра­тив­ны­ми дета­ля­ми во вто­ром сти­ле. Алтарь под­ня­ли на широ­кую три­бу­ну, кото­рая заме­ни­ла цен­траль­ную лест­ни­цу (вме­сто нее ста­ли исполь­зо­вать две боко­вые лест­ни­цы). Вход в поме­ще­ния ниж­не­го яру­са теперь пере­ме­стил­ся в пра­вую сте­ну поди­у­ма.

Все эти изме­не­ния сов­па­да­ют по вре­ме­ни с осно­ва­ни­ем коло­нии и отра­жа­ют жела­ние вла­стей без­раздель­но рас­по­ря­жать­ся всем про­стран­ст­вом перед глав­ным хра­мом горо­да. Вспом­ним про­цеду­ру выбо­ров, опи­сан­ную Цице­ро­ном: suffragia и ambulatio были введе­ны с тем, чтобы дать коло­ни­стам пре­иму­ще­ство в голо­сах. Осво­бож­де­ние и рас­ши­ре­ние терри­то­рии фору­ма поз­во­ля­ло разде­лить пло­щадь во вре­мя выбо­ров на несколь­ко парал­лель­ных коридо­ров, в кото­рых мог­ло поме­стить­ся зна­чи­тель­ное чис­ло голо­су­ю­щих: точ­нее — 4,5—5 тыс. коло­ни­стов и при­мер­но 2—3 тыс. корен­ных пом­пей­цев, сох­ра­нив­ших граж­дан­ские пра­ва. Если поде­лить чис­ло выбор­щи­ков на коли­че­ство окру­гов (их было, как мы пом­ним, пять), полу­чит­ся, что в каж­дом ряду про­хо­ди­ло не менее 1500 чело­век. Ста­но­вит­ся понят­ным, что новая про­цеду­ра выбо­ров потре­бо­ва­ла уве­ли­че­ния пло­ща­ди фору­ма. На три­буне, кото­рая была вклю­че­на в сакраль­ное про­стран­ство хра­ма Юпи­те­ра, рас­по­ла­га­лись урны для голо­со­ва­ния, места пред­седа­те­ля и кон­троль­ной комис­сии. Новые поли­ти­че­ские тех­но­ло­гии были навя­за­ны Пом­пе­ям вме­сте с воен­ной коло­ни­ей и встро­е­ны, как до это­го и дру­гие рим­ские инсти­ту­ты, в тра­ди­ци­он­ную струк­ту­ру ита­лий­ско­го обще­ства.

Топо­гра­фия фору­ма отра­жа­ет его раз­но­об­раз­ные обще­ст­вен­ные функ­ции: на южной поло­вине нахо­ди­лись обще­ст­вен­но-поли­ти­че­ский и судеб­ный цен­тры — там раз­ме­ща­лись зда­ния сена­та и маги­ст­ра­тов, пор­ти­ки, где про­во­ди­лись судеб­ные заседа­ния, бази­ли­ка; а в север­ной поло­вине бур­ли­ла эко­но­ми­че­ская жизнь: на запа­де рас­по­ла­га­лась пала­та мер и весов (mensa ponderaria), на восто­ке шумел мацел­лум (macellum) — кры­тый про­до­воль­ст­вен­ный рынок. Над зда­ни­я­ми граж­дан­ских учреж­де­ний доми­ни­ро­вал глав­ный храм горо­да. Под его сенью раз­во­ра­чи­ва­лись все глав­ные собы­тия на пло­ща­ди, а сама пло­щадь на вре­мя изби­ра­тель­ных коми­ций — важ­ней­ше­го поли­ти­че­ско­го акта — соби­ра­ла перед хра­мом всю город­скую общи­ну.

Основ­ные эле­мен­ты этой соци­аль­но-поли­ти­че­ской струк­ту­ры, одно­вре­мен­но функ­цио­наль­ной и сим­во­ли­че­ской, сох­ра­ни­лись в Пом­пе­ях вплоть до кон­ца рес­пуб­ли­кан­ско­го пери­о­да. Толь­ко в эпо­ху Импе­рии про­изо­шли замет­ные пере­ме­ны — глав­ным обра­зом, они кос­ну­лись восточ­ной части фору­ма, кото­рую не затро­ну­ло мону­мен­таль­ное стро­и­тель­ство, широ­ко раз­вер­нув­ше­е­ся в позд­не­сам­нит­ский пери­од.

Здесь, меж­ду кры­тым рын­ком — мацел­лу­мом — на севе­ре и ули­цей Изоби­лия на юге, все еще сох­ра­ня­лись ран­ние построй­ки, заня­тые тор­гов­ца­ми и меня­ла­ми. Начи­ная с эпо­хи Авгу­ста в свя­зи с насаж­де­ни­ем куль­та импе­ра­то­ра в этом месте при­ня­лись стро­ить новые хра­мы. Выбор участ­ка не был слу­чай­ным — импе­ра­тор­ский культ с момен­та воз­ник­но­ве­ния был ори­ен­ти­ро­ван на низ­шие клас­сы обще­ства. В муни­ци­пи­ях его при­вер­жен­ца­ми ста­но­ви­лись, как пра­ви­ло, воль­ноот­пу­щен­ни­ки — соци­аль­ные слои, заня­тые, глав­ным обра­зом, в тор­гов­ле. Живой и крас­но­ре­чи­вый пред­ста­ви­тель этой кате­го­рии насе­ле­ния — бес­смерт­ный герой «Сати­ри­ко­на» нуво­риш Три­маль­хи­он, выведен­ный Пет­ро­ни­ем.

Культ боже­ст­вен­но­го импе­ра­то­ра нашел вопло­ще­ние не толь­ко в сакраль­ных соору­же­ни­ях (свя­ти­ли­ще город­ских ларов и храм Вес­па­си­а­на, рас­по­ло­жен­ные в цен­тре восточ­ной части фору­ма), но и пре­об­ра­зил облик неко­то­рых тор­го­вых зда­ний. Так, на кры­том рын­ке и в зда­нии Евма­хии вдоль внут­рен­ней сте­ны напро­тив вхо­да пост­ро­и­ли алта­ри, посвя­щен­ные импе­ра­то­ру.

До сих пор неиз­вест­но назна­че­ние дома Евма­хии. Сто­рон­ни­ки одной из гипо­тез, учи­ты­вая дво­я­кую роль это­го участ­ка фору­ма как тор­го­вой зоны и цен­тра куль­та боже­ст­вен­но­го импе­ра­то­ра, а так­же сим­мет­рич­ное рас­по­ло­же­ние про­до­воль­ст­вен­но­го рын­ка и дома Евма­хии, выска­зы­ва­ют мысль о схо­же­сти функ­ций обо­их соору­же­ний.

Они выдви­га­ют вер­сию о том, что это был venalicium — рынок рабов. Рабо­тор­гов­ля была широ­ко рас­про­стра­не­на в Кам­па­нии. Вспом­ним Три­маль­хи­о­на, героя Пет­ро­ния, чья «карье­ра» нача­лась с того, что его маль­чи­ком про­да­ли на таком рын­ке. Этот эпи­зод изо­бра­жен как гро­теск­ная паро­дия на «исто­ри­че­скую» рим­скую живо­пись в атрии дома Три­маль­хи­о­на: «Там был нари­со­ван рынок рабов с над­пи­ся­ми и сам Три­маль­хи­он с длин­ны­ми воло­са­ми и жез­лом Мер­ку­рия в руке, всту­пав­ший в Рим под сенью Минер­вы» («Сати­ри­кон», 29).

Филип­по Коарел­ли (2002)

См. так­же: Pesando F., Guidobaldi M. P. Pompei, Oplontis, Ercolano, Stabiae. Editori Laterza, Roma-Bari, 2006. P. 45—46.


Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2002 г. Описание: Помпеи / Под ред. Ф. Коарелли. Слово, Москва, 2002. С. 67—71.
Ключевые слова: архитектура architectura италия италийская италийский италийское италийские итальянский итальянская итальянское итальянские italia помпеи помпейская помпейские помпейское pompeii форум капитолий храм юпитера vii 8 1 колоннада колоннады колонна колонны columna гора везувий vesuvius портик лестница со ступенями на форуме forum почетная арка