English
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО
ПОСТ-АНТИЧНАЯ СКУЛЬПТУРА | Джамболонья (Джованни Болонья) (1529—1608)
ДЖАМБОЛОНЬЯ (Giambologna), Джованни Болонья (Giovanni Bologna; собственно — Жан де Булонь, Jean de Boulogne) (1529, Дуэ, Фландрия, — 13.8.1608, Флоренция), итальянский скульптор. Учился у Ж. Дюбрёка в Монсе. В 1554 или 1555 приехал в Рим, где, возможно, учился у Микеланджело. Работал во Флоренции при дворе Медичи, а также в Болонье, Генуе и Лукке. Представитель маньеризма. В творчестве Джамболоньи, утратившем большое идейно-образное содержание искусства Высокого Возрождения, преобладали формально-пластические задачи. Джамболонья выполнял богато декорированные фонтаны, скульптурные группы и статуи, статичные конные памятники («Козимо I Медичи», бронза, камень, 1593, площадь Синьории, Флоренция). Развивая идеи Б. Челлини, он стремился к созданию «идеально круглой» скульптуры, обладающей свободой пространственного бытия и предусматривающей всесторонний обзор (спиралевидная по композиции группа «Похищение сабинянок», мрамор, 1583, Лоджия деи Ланци, Флоренция), пытался достичь её органического слияния с природной средой («Аллегория Апеннин», камень, вилла Демидова, Пратолино). Манерное изящество пропорций и движений, динамическая острота композиции, виртуозная тщательность обработки материалов («Меркурий», бронза, 1564, Городской музей, Болонья, и 1580, Национальный музей, Флоренция) соседствуют у Джамболоньи с натуралистическими эффектами (статуи птиц для грота виллы в Кастелло, бронза, Национальный музей, Флоренция).

Лит.: Dhanens Е., Jean de Boulogne..., Brux., 1956.

М. Я. Либман
Большая Советская Энциклопедия, М., «Советская Энциклопедия», 1972 г. Изд-е 3-е, Т. 8, с. 188.
 [1] 
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Похищение сабинянок.
Джамболонья (1529—1608).
Мрамор. 1583 г.
Флоренция, Лоджия Ланци.
 [1]