Словарь античности

АЛФАВИТ (от Aleph и Beth — двух пер­вых букв фини­кий­ско­го алфа­ви­та), сово­куп­ность букв како­го-либо язы­ка. Впер­вые алфа­вит воз­ник в Сирии, месте пере­се­че­ния куль­тур­ных вли­я­ний Егип­та, Месо­пота­мии и Малой Азии. В Уга­ри­те прин­цип алфа­вит нашел свое вопло­ще­ние в кли­но­пи­си (14 в. до н. э.). В осно­ве фини­кий­ских алфа­вит­ных букв лежа­ли еги­пет­ские иеро­гли­фы. Древ­ние образ­цы фини­кий­ско­го алфа­вит­но­го пись­ма отно­сят­ся к 12 в. до н. э. (два­дца­ти­двух­бук­вен­ное, обо­зна­чаю­щее толь­ко соглас­ные). Это пись­мо было заим­ст­во­ва­но ара­мей­ца­ми, кото­рые исполь­зо­ва­ли неко­то­рые род­ст­вен­ные им бук­вы, обо­зна­чав­шие соглас­ные, для напи­са­ния глас­ных зву­ков (напри­мер, W для U). В 9 в. до н. э. с этим алфа­ви­том, оче­вид­но, позна­ко­ми­лись гре­ки бла­го­да­ря тор­го­во­му сооб­ще­нию с фини­кий­ца­ми. Они заим­ст­во­ва­ли его и созда­ли, пре­об­ра­зо­вав и допол­нив бук­вен­ные зна­ки, осно­ву всех евро­пей­ских алфа­ви­тов. Те бук­вы, кото­рые не име­ли в гре­че­ском язы­ке фоне­ти­че­ско­го экви­ва­лен­та, исполь­зо­ва­лись для обо­зна­че­ния глас­ных зву­ков. Вслед­ст­вие того что эти бук­вы были остав­ле­ны в алфа­ви­те на сво­их поряд­ко­вых местах, обра­зо­ва­лось свое­об­раз­ное рас­пре­де­ле­ние глас­ных внут­ри алфа­ви­та, кото­рое наблюда­ет­ся до сих пор. Допол­ни­тель­но были введе­ны зна­ки Phi, Chi, Xi, Psi и Ome­ga, кото­рых в фини­кий­ском алфа­ви­те не было. В 403 до н. э. в Афи­нах был офи­ци­аль­но при­нят иони­че­ский алфа­вит из 24 букв. Латин­ский алфа­вит про­ис­хо­дит от этрус­ско­го или запад­но­гре­че­ско­го (южно­и­та­лий­ско­го) алфа­ви­та. Бук­ва C исполь­зо­ва­лась пер­во­на­чаль­но для обо­зна­че­ния k и G. В даль­ней­шем про­изо­шла диф­фе­рен­ци­а­ция C и G путем добав­ле­ния к C попе­ре­ч­ной чер­точ­ки (отсюда C. — Gai­us). Рефор­мой, про­веден­ной в 4 в. до н. э., рим­ский алфа­вит был сокра­щен до 21 бук­вы, кото­рые сокра­щен­но име­но­ва­лись Abe­ce. В этой фор­ме алфа­вит с незна­чи­тель­ны­ми изме­не­ни­я­ми рас­про­стра­нил­ся по всей Запад­ной Евро­пе. Упро­ще­ние пись­ма при помо­щи алфа­ви­та вос­при­ни­ма­лось как чудо, поэто­му алфа­вит играл боль­шую роль в магии и мисти­ке позд­не­ан­тич­но­го пери­о­да так­же и из-за того, что отдель­ные бук­вы мог­ли обо­зна­чать и чис­ло­вые зна­ки. Гер­ман­ца­ми латин­ский алфа­вит был заим­ст­во­ван одни­ми из послед­них. Навы­ки чте­ния и пись­ма полу­чи­ли рас­про­стра­не­ние лишь под вли­я­ни­ем сред­не­ве­ко­вых мона­стыр­ских школ.


Раз­ви­тие алфа­ви­та.

См. также:
A (Словарь античности)
БУКВЫ (Словарь античности)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДЕПОНЕНС • ЗВАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ • АОРИСТ • АУГМЕНТ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Этрурия.
Фигурный сосуд в виде петушка с выцарапанным алфавитом.
Глина, буккеро. VII в. до н. э.
Высота — 0,11 м.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Надгробная статуя куроса («Курос из Мегары Гиблейской»).
Кикладский мрамор.
Ок. 550 г. до н. э.
Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».
3. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Надгробная статуя куроса («Курос из Мегары Гиблейской»).
Кикладский мрамор.
Ок. 550 г. до н. э.
Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».
4. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Надгробная статуя куроса («Курос из Мегары Гиблейской»).
Кикладский мрамор.
Ок. 550 г. до н. э.
Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».
5. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Надгробная статуя куроса («Курос из Мегары Гиблейской»).
Кикладский мрамор.
Ок. 550 г. до н. э.
Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».
6. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Надгробная статуя куроса («Курос из Мегары Гиблейской»).
Кикладский мрамор.
Ок. 550 г. до н. э.
Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА