Словарь античности

АРИСТИД.


1. Ум. ок. 468/467 до н. э., поли­ти­че­ский дея­тель в Афи­нах, содей­ст­во­вал Кли­сфе­ну в его рефор­ме зако­но­да­тель­ства. В Мара­фон­ской бит­ве 490 был одним из стра­те­гов. В 489—488 стал пер­вым архон­том. Явля­ясь выра­зи­те­лем инте­ре­сов круп­ных земле­вла­дель­цев, высту­пал про­тив про­ек­тов Феми­сток­ла об уве­ли­че­нии мор­ских сил, вслед­ст­вие чего был изгнан на 10 лет через про­цеду­ру ост­ра­киз­ма. После все­об­щей амни­стии при­нял уча­стие в Сала­мин­ском сра­же­нии. В каче­стве стра­те­га пред­во­ди­тель­ст­во­вал афи­ня­на­ми в бит­ве при Пла­те­ях. В 478 стал коман­дую­щим гре­че­ским фло­том и одно­вре­мен­но ини­ци­а­то­ром созда­ния Афин­ско­го мор­ско­го сою­за, бразды прав­ле­ния кото­рым он фак­ти­че­ски взял в свои руки (напри­мер, в его ком­пе­тен­цию вхо­ди­ло назна­че­ние сте­пе­ни доле­во­го уча­стия союз­ни­ков в общих рас­хо­дах). В 477 ото­шел от поли­ти­че­ской дея­тель­но­сти. Его пре­ем­ни­ком как гла­вы кон­сер­ва­тив­ной пар­тии стал Кимон. Соглас­но дошед­шим до нас сведе­ни­ям, Ари­стид слыл образ­цом спра­вед­ли­во­сти и непод­куп­но­сти.


2. Ари­стид из Миле­та (ок. 100 до н. э.), гре­че­ский писа­тель, автор про­за­и­че­ско­го сочи­не­ния «Милет­ские пове­сти» («Mi­le­sia­ka»). Это сбор­ник эро­ти­че­ских рас­ска­зов, кото­рые из-за пикант­но­го содер­жа­ния полу­чи­ли широ­кое рас­про­стра­не­ние и извест­ность. Они были пере­веде­ны Луци­ем Кор­не­ли­ем Сисен­ной на латин­ский язык. Сохра­нил­ся один фраг­мент.


3. Ари­стид Элий (ок. 117 (или 129) — 187 н. э.), гре­че­ский стран­ст­ву­ю­щий ора­тор из Адри­а­ну­фе­рая (Мёзия). Про­ис­хо­дил из бога­той семьи. Полу­чив все­сто­рон­нее обра­зо­ва­ние (в том чис­ле и у Геро­да Атти­ка), стал при­знан­ным ора­то­ром в Риме. Сво­и­ми пом­пез­но обстав­лен­ны­ми разъ­езда­ми заво­е­вал сла­ву в гре­че­ских и рим­ских кру­гах. Из сохра­нив­ших­ся 55 речей Ари­сти­да шесть «свя­щен­ных речей» в фор­ме днев­ни­ко­вых запи­сей повест­ву­ют исто­рию его болез­ни, длив­шей­ся 17 лет и от кото­рой его изле­чил бог вра­че­ва­ния Аскле­пий в Пер­га­ме. В одной из сво­их речей Ари­стид при­зы­вал импе­ра­то­ра Мар­ка Авре­лия к вос­ста­нов­ле­нию раз­ру­шен­но­го зем­ле­тря­се­ни­ем г. Смир­на (178). Зна­чи­тель­ное чис­ло речей Ари­сти­да посвя­ще­но защи­те рито­ри­ки перед фило­со­фи­ей. Дру­гие его речи вос­хва­ля­ли Рим, слав­ное про­шлое Афин и дру­гих горо­дов. Во вре­мя сво­их поездок (напри­мер, в Еги­пет) Ари­стид зна­ко­мил­ся с раз­лич­ны­ми рели­ги­оз­ны­ми куль­та­ми. Им были напи­са­ны про­за­и­че­ские гим­ны, про­слав­ляв­шие богов (Зевс, Сара­пис и т. д.). Хри­сти­ан­ство он отвер­гал. Для Ари­сти­да, как пред­ста­ви­те­ля Вто­рой софи­сти­ки, ора­тор­ское искус­ство пред­став­ля­лось вер­ши­ной духов­ной дея­тель­но­сти чело­ве­ка. Речи Ари­сти­да, совер­шен­ные в отно­ше­нии язы­ка (при­ме­ром ему слу­жи­ли гре­че­ские клас­си­че­ские ора­то­ры), снис­ка­ли ему сла­ву. Извест­ную цен­ность они пред­став­ля­ют и с точ­ки зре­ния изу­че­ния куль­ту­ры эпо­хи Импе­рии.

См. также:
АРИСТИД (Античные писатели)
АРИСТИД (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • ДОССЕНН • ДРАКОНТИЙ, ДРАКОНЦИЙ • КИНЕФ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА