Словарь античности

АСКЕЗА (греч. заня­тие, упраж­не­ние), пер­во­на­чаль­но — спор­тив­ные упраж­не­ния. У пифа­го­рей­цев аске­за озна­ча­ла воз­дер­жа­ние (напри­мер, от еды во вре­мя поста или от сек­су­аль­ных побуж­де­ний для сохра­не­ния дев­ст­вен­но­сти) и рас­смат­ри­ва­лась как один из эле­мен­тов ари­сто­кра­ти­че­ско­го иде­а­ла и обра­за жиз­ни. У евре­ев аске­за само­сто­я­тель­но­го зна­че­ния не име­ла и явля­лась состав­ной частью опре­де­лен­ных куль­то­вых дей­ст­вий. Чле­ны древ­не­ев­рей­ской сек­ты ессе­ев пыта­лись с помо­щью аске­зы утвер­дить­ся во враж­деб­ном им мире. Ран­нее хри­сти­ан­ство заим­ст­во­ва­ло аске­ти­че­ские чер­ты ессе­не­риз­ма и гно­сти­ки, кото­рые, не полу­чив пре­об­ла­даю­ще­го зна­че­ния, скон­цен­три­ро­ва­лись в мона­ше­стве как про­ти­во­по­лож­но­сти кле­ри­ка­лиз­ма. Под вли­я­ни­ем нео­пла­то­низ­ма и выте­каю­ще­го из хри­сти­ан­ской мора­ли при­ни­же­ния есте­ства мона­ше­ство выдви­ну­ло на пер­вый план сек­су­аль­ное воз­дер­жа­ние.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПИДОСЫ • ЭРГАДЕИДА • ЭНИПЕЙ, ЕНИПЕЙ • ЭПОБЕЛИЯ, ЕПОБЕЛИЯ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА