Словарь античности

АТОМИСТИКА, мате­ри­а­ли­сти­че­ско-фило­соф­ское уче­ние, исхо­див­шее из посту­ла­та, что мир состо­ит из ато­мов и пустоты. Глав­ны­ми его пред­ста­ви­те­ля­ми в антич­ную эпо­ху были Лев­кипп, Демо­крит, Эпи­кур и Лукре­ций. Соглас­но Лев­кип­пу и Демо­кри­ту, все изме­не­ния в при­род­ном мире про­ис­хо­дят вслед­ст­вие соеди­не­ния, разъ­еди­не­ния, раз­лич­ных поло­же­ний, при­тя­же­ний и оттал­ки­ва­ний ато­мов. Мно­го­об­ра­зие вещей объ­яс­ня­лось раз­лич­ной фор­мой обра­зу­ю­щих их ато­мов и их раз­но­об­раз­ным дви­же­ни­ем. Дви­же­ние пред­опре­де­ля­лось нали­чи­ем пусто­го про­стран­ства, суще­ст­во­ва­ние кото­ро­го, соглас­но ато­ми­стам, было столь же реаль­но, как и суще­ст­во­ва­ние самих ато­мов. Столк­но­ве­ния ато­мов в пусто­те, счи­та­ли ато­ми­сты, порож­да­ли вихрь, являв­ший­ся нача­лом миро­об­ра­зо­ва­ния. Даже мыш­ле­ние интер­пре­ти­ро­ва­лось как след­ст­вие опре­де­лен­ных дви­же­ний ато­мов. Ато­ми­сти­че­ские взгляды Демо­кри­та были раз­ви­ты Эпи­ку­ром. Он, в част­но­сти, утвер­ждал, что раз­но­об­ра­зие форм ато­мов огра­ни­чен­но; что в пусто­те ато­мы — как самые лег­кие, так и самые тяже­лые — пада­ют с оди­на­ко­вой ско­ро­стью. Эпи­кур объ­яс­нял вих­ре­об­раз­ные дви­же­ния ато­мов слу­чай­ным откло­не­ни­ем их от зако­но­мер­ных тра­ек­то­рий при паде­нии в про­стран­стве. Этим он пытал­ся пре­одо­леть фата­лизм Демо­кри­та. У Эпи­ку­ра атом слу­жил не столь­ко физи­че­ско­му объ­яс­не­нию мира, сколь­ко обос­но­ва­нию прак­ти­че­ско­го обра­за жиз­ни, т. е. его трак­тов­ка име­ла эти­че­ский харак­тер. Поэ­ма послед­не­го из вели­ких пред­ста­ви­те­лей ато­ми­сти­че­ско­го уче­ния Лукре­ция Кара «О при­ро­де вещей» была не про­сто популя­ри­за­ци­ей фило­со­фии Эпи­ку­ра, а ори­ги­наль­ным науч­ным трудом и даль­ней­шим раз­ви­ти­ем ато­ми­сти­ки. Антич­ная ато­ми­сти­ка ока­за­ла боль­шое воздей­ст­вие на раз­ви­тие физи­ки (Гас­сен­ди, Гали­лей, Декарт, Нью­тон, Лейб­ниц, Ломо­но­сов и т. д.). Дис­сер­та­ция К. Марк­са, защи­щен­ная им в 1841, была посвя­ще­на ана­ли­зу раз­ли­чия меж­ду натур­фи­ло­со­фи­ей Демо­кри­та и Эпи­ку­ра.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: МАКРОКОСМОС • ГИЛОЗОИЗМ • БИОЛОГИЯ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА