Словарь античности

БЕССМЕРТИЕ. Идея лич­но­го бес­смер­тия чело­ве­ка про­сле­жи­ва­ет­ся в антич­но­сти с 7 в. до н. э. До это­го бес­смерт­ны­ми мыс­ли­лись толь­ко боги (греч. atha­na­tos — бес­смерт­ный). Миф об уми­раю­щих и вос­кре­саю­щих богах, извест­ный так­же в Егип­те и на Восто­ке (Оси­рис, Аттис, Ваал, Орфей), повли­ял на фор­ми­ро­ва­ние гре­че­ских пред­став­ле­ний о раздель­но­сти души и тела (греч. so­ma и se­ma — тело и над­гро­бие, т. е. тело как моги­ла души) и о посмерт­ных стран­ст­ви­ях души (орфи­ки, пифа­го­рей­цы, Пла­тон и нео­пла­то­ни­ки). Послед­нее пред­став­ле­ние полу­чи­ло рас­про­стра­не­ние так­же в хри­сти­ан­стве и гно­зи­се как эле­мент веры в бес­смер­тие. Иуда­из­му кон­цеп­цию бес­смер­тия чело­ве­ка мож­но при­пи­сать лишь с извест­ны­ми огра­ни­че­ни­я­ми. Софи­сти­ка, скеп­ти­цизм и мате­ри­а­лизм отри­ца­ли бес­смер­тие. Веру в бес­смер­тие сле­ду­ет отде­лять от догре­че­ско­го (Мике­ны) и этрус­ско­го куль­та мерт­вых, выра­жав­ше­го­ся в захо­ро­не­нии вме­сте с покой­ни­ком опре­де­лен­ных пред­ме­тов и в жерт­во­при­но­ше­ни­ях на моги­лах, посколь­ку в этих куль­тах почи­та­лось телес­ное суще­ст­во­ва­ние покой­ни­ка, кото­рый в виде тени живет в цар­стве Аида или в Тар­та­ре. Идея лич­но­го бес­смер­тия чело­ве­ка обо­зна­ча­ет пол­ную неза­ви­си­мость чело­ве­ка от при­ро­ды, пото­му что чело­ве­ку как носи­те­лю души при­пи­сы­ва­ет­ся транс­цен­ден­таль­ное каче­ство.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПУЛОНЫ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭНКОЙМЕСИС • ЭФФАТУМ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА