Словарь античности

БРЕХТ Бер­тольт (1898—1956), немец­кий писа­тель, поэт, тео­ре­тик искус­ства, режис­сер; еще в гим­на­зи­че­ские годы начал зани­мать­ся бур­жу­аз­ной исто­ри­ей антич­но­сти и лите­ра­ту­рой. В сво­их зло­бо­днев­ных поли­ти­че­ских про­из­веде­ни­ях Брехт часто при­бе­гал к антич­ным мате­ри­а­лам, моти­вам и фор­мам (напри­мер, назида­тель­ная пье­са «Гора­ции и Кури­а­ции» по Ливию). Им раз­ра­бота­ны мето­ды и созда­ны образ­цы кри­ти­че­ско­го, исто­ри­че­ско­го, мате­ри­а­ли­сти­че­ско­го и диа­лек­ти­че­ско­го осво­е­ния антич­но­го куль­тур­но­го наследия в соци­а­ли­сти­че­ском обще­стве (напри­мер, «Анти­го­на Софок­ла», напи­сан­ная на осно­ве пер. Гёль­дер­ли­на, 1947). Поле­ми­ка Брех­та направ­ле­на про­тив куль­та геро­ев (опе­ра «Осуж­де­ние Лукул­ла» на музы­ку Пау­ля Дес­сау, 1951; «Корио­лан» по Шекс­пи­ру, 1952—1953), он пока­зал послед­ст­вия поли­ти­ки вели­ких мужей для малень­ких людей («Ране­ный Сократ», 1939; «Цезарь и его леги­о­нер», 1942; рас­ска­зы). В романе «Дела гос­по­ди­на Юлия Цеза­ря» (фраг­мент, 1938—1939) вскры­ва­ют­ся «на осно­ва­нии источ­ни­ков» скры­тые пру­жи­ны воз­вы­ше­ния Цеза­ря, «про­об­ра­за всех дик­та­то­ров». Неза­вер­шен­ной оста­лась его сти­хотвор­ная интер­пре­та­ция Ком­му­ни­сти­че­ско­го мани­фе­ста (напи­сан­ная гекза­мет­ром) в виде назида­тель­но­го сочи­не­ния по образ­цу Лукре­ция и Вер­ги­лия. Несмот­ря на свою сим­па­тию к бур­жу­аз­но­му теат­ру, Брехт раз­ра­ботал тео­рию и прак­ти­ку «неа­ри­сто­теле­ва» «эпи­че­ско­го» теат­ра («Малый орга­нон для теат­ра», 1948).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭРАСИСТРАТ, ЕРАСИСТРАТ • ЭРАСИНИД, ЕРАСИНИД • ЭРИАНТ, ЭРИАНФ • ЭРУЦИИ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА